Как работает ГБО и зачем переводить автомобиль на газ
ГБО — газобалонное оборудование, которое монтируют на автомобиль. В результате наряду с бензином в качестве топлива можно использовать газ — пропан, бутан или метан.
Что такое ГБО и как оно работает
Двигатели внутреннего сгорания работают на производных нефти — бензине или дизельном топливе, при этом бензиновый двигатель может работать и на газу. Для этого используется сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) или сжатый природный (метан). Чтобы в качестве топлива мотор использовал газ, на автомобиль устанавливают дополнительное оборудование — газобалонное (ГБО).
Дизельный мотор тоже можно переделать под газ, доработав механическую часть и понизив степень сжатия топливной смеси или частично замещая ДТ газом, но это не целесообразно для легковых автомобилей — такая экономия составит всего 20%.
С установкой ГБО в конструкции автомобиля практически ничего не меняется, разве что в топливную магистраль устанавливается электромагнитный клапан, который отключает подачу бензина. Газобалонное оборудование — дополнение, которое можно снять и выбросить в любой момент. После установки мотор сможет использовать и газ, и бензин. В основном на легковые автомобили устанавливают пропан-бутан.
ГБО устроено и работает проще, чем бензиновая система питания двигателя. Газ (пропан-бутан) хранится в сжиженном виде в герметичном баллоне под давлением. Баллон обычно установлен в багажнике. Мультиклапан на баллоне регулирует подачу газа, стравливая его по магистрали подачи в цилиндр.
Под давлением газ в виде жидкости поступает в редуктор, который подогревается антифризом из системы охлаждения. Электромагнитный клапан перед редуктором регулирует подачу газа. В редукторе газ испаряется до привычного газообразного состояния и поступает в смеситель через регулировочное устройство — дозатор.
Смеситель представляет собой железный элемент, который ставят перед дроссельными заслонками. Смеситель перемешивает газ с атмосферным воздухом — так готовится рабочая смесь. Затем смесь впрыскивается форсунками в цилиндры двигателя.
Переоборудование машины под ГБО важно доверять профессионалам, потому что помимо баллона в багажник приходится устанавливать дополнительное оборудование — комплекс датчиков и замера давления, рампу на цилиндры.
Как пользоваться ГБО
При установке ГБО на автомобиль переключатель газ-бензин выводится в салон, обычно его выносят на щиток приборов и устанавливают на три положения «газ», «бензин», «ничего». Соответственно водитель может перекрыть один или оба клапана.
При выключенном зажигании закрыты оба клапана — и на подачу бензина, и на подачу газа. В отдельных случаях ГБО самостоятельно прекратит подачу газа из баллона, если пропала искра зажигания.
На сегодняшний день вышло уже 6 поколений ГБО. Начиная с современных поколений 4 и 4+ электронный блок управления ГБО может управлять и бензиновым впрыском в цилиндры. То есть двигатель сам решает, когда какое топливо лучше использовать.
Переключатель ГБО в салоне позволяет водителю запустить двигатель на бензине, а затем переключиться на газ.
Переключение на газ происходит обычно на свободном участке дороги: водитель переводит переключатель в нейтральное положение и в момент, когда мотор выработал запас бензина и начинает глохнуть, включает положение «газ».
Переключение перед длительной стоянкой с газа на бензин происходит таким же образом.
Каждую тысячу километров (раз в 2-3 заправки) нужно сливать конденсат из редуктора, это простая операция — нужно только уточнить у установщиков местоположение винта (гайки) на редукторе.
Зачем устанавливают ГБО
Обычно автомобиль переводят на газ, чтобы экономить на топливе. Пропан-бутановая смесь стоит дешевле бензина практически вдвое, метан и того меньше.
Чтобы ожидания владельцев от установки ГБО оправдались, нужно ставить качественную газовую систему европейского производителя. Сама такая система и профессиональный монтаж с последующим техобслуживанием в лицензированной компании стоят немало. Поэтому важно считать окупаемость газобалонного оборудования.
Чем больше ездит автомобиль и чем выше расход топлива, тем более целесообразно поставить на неё ГБО. Перевод автомобиля на газ — долгосрочная инвестиция. В среднем при больших пробегах срок окупаемости газобалонного оборудования составляет год-два.
Кому нет смысла устанавливать ГБО:
- владельцам малолитражек — динамика автомобилей с малым объёмом двигателя после перехода на газ существенно пострадает, а существенно сэкономить не получится за счёт изначально малого топливного расхода;
- собственникам нового автомобиля — после установки ГБО, машина лишается гарантии на фирменное обслуживание;
- водителям, которые мало ездят — переход на газ имеет смысл рассматривать при пробегах от 15-20 тыс. км в год, иначе сроки окупаемости оборудования составят несколько лет;
- экономным экономистам — да, ГБО ставят, чтобы сэкономить. Но для корректной и безопасной работы важно выбрать современное надёжное оборудование, поставить его в специализированном сервисе, регулярно обслуживать, поменять регистрационные документы на машину и, помимо техосмотра, проходить ещё и регулярную диагностику ГБО. Всё это требует денег и внимания владельца. Если рассматривается вариант оборудования «по дешёвке» и смонтированного кое-как в гаражах, а вопрос с обслуживанием ГБО не рассматривается вовсе — от перехода на газ лучше отказаться, потому что в этом случае это экономия на безопасности своей и окружающих.
Когда ГБО необходимо:
- большие пробеги — если владелец проезжает в год свыше 20 тысяч километров в год
- высокий топливный расход — если расход бензина составляет от 8-9 литров на трассе и 11-12 литров в городе, это повод задуматься о ГБО
- использование АИ-95 и АИ-98 — если автомобиль нужно заправлять бензином с высоким октановым числом, экономия на газу будет очевидна.
Наш опыт установки ГБО на разные автомобили говорит о том, что в последнее время растёт спрос на установку газа на дорогие паркетники и премиум-седаны с большим объёмом двигателя и внушительным топливным расходом.
Преимущества установки ГБО
Экономия на топливе. Да, расход газа по сравнению с бензином выше на 10-15%, но за счёт двукратной разницы в стоимости при больших ежегодных пробегах получится значительно сэкономить.
Посчитать экономическую выгоду от перевода автомобиля на газ из расчёта на 1 км пути можно по формуле (Х * (Y₁ — 1,2 * У₂)) / 100, где
- Х — топливный расход машины, литрs бензина на 100 км пути
- Y₁ — цена литра бензина
- У₂ — цена литра сжиженного газа
- 1,1 — повышающий коэффициент, ведь расход газа будет в среднем на 10-20% выше, чем бензина
Разделив стоимость установки ГБО на полученную экономию с километра пути, получим срок окупаемости оборудования из расчёта пробега автомобиля.
Пример. Машина Андрея потребляет 14 литров АИ-95 на 100 км пути. Литр бензина стоит $0.79, литр пропана $0.44.
С установкой ГБО Андрей сэкономит (14 * (0.79 — 1,2 * 0.44)) / 100 = $0,03668 на 1 километр пути.
Если Андрей поставит ГБО 4 поколения европейского производства ориентировочной стоимостью $637, окупаемость ГБО наступит через ($637 / $0,03668) 17,366 тыс. км. Это примерный пробег авто за год.
Вместе с тем при расчёте окупаемости ГБО важно учесть и затраты на бензин, который мотор будет потреблять для запуска и прогрева, а также в режиме максимальных нагрузок.
Плюс траты на обслуживание ГБО: замена фильтров раз в 20 тыс. км (фильтр жидкой фазы) и 10 тыс. км (фильтр паровой фазы). Плюс единоразовая оплата внесения изменений в техпаспорт при оформлении газобалонного оборудования.
В свою очередь, установка ГБО позволит экономить на замене моторного масла, масляного и топливного фильтра из-за увеличения интервала обслуживания в полтора-два раза. Срок службы свечей зажигания увеличивается с установкой ГБО тоже.
Запас хода на одной заправке. За счёт параллельного использования газа и бензина суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое. Солидный запас хода пригодится в дальней дороге и позволит не заправляться в провинции или соседних странах.
Безотказность запуска двигателя. Даже если умер бензонасос, автомобиль с ГБО запустится. Бензонасос часто отказывает внезапно — и владелец остаётся без колёс. Но если машина переведена на газ, можно прогреть редуктор горячей водой и запустить двигатель на газе — этого хватит, чтобы добраться до сервиса своим ходом.
Экологичность. Использование газа в качестве топлива снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Газ экологичнее бензина в три раза, не содержит серы и присадок, как ДТ. По уровню токсичности ниже газа только электромоторы и водородные двигатели. Экологичность автомобилей ценится в Европе. Ограничения на въезд в определённые районы транспорта на «т
«тяжёлом» топливе не страшны автомобилям с ГБО.
Увеличение ресурса двигателя. Октановое число газа выше — порядка 110, он горит дольше и равномернее, чем бензин. Это значит, что ударные нагрузки на ЦПГ ниже, детонация в камере сгорания исключена. Износ деталей мотора с ГБО меньше на 30-45% по сравнению с бензиновым. Владельцы автомобилей на газу отмечают более мягкую плавную работу двигателя, снижение шума и вибраций.
Пропан-бутан подаётся в камеру сгорания в оптимальном газообразном состоянии и более равномерно смешивается с воздухом. За счёт этого детали ЦПГ испытывают меньшую нагрузку, а на стенках цилиндров не остаётся отложений и нагара. Моторное масло на «газовых» автомобилях чище, служит дольше. Защитная смазочная плёнка не смывается со стенок цилиндров, как это происходит с бензином.
А как насчёт недостатков?
В интернете полно легенд о ужасных последствиях перевода автомобиля на газ. Дискуссируют в основном диванные эксперты.
Типичные мнения — ГБО «убивает» двигатель, от него прогорают поршни и клапаны в цилиндрах; газ обязательно взорвётся; для перевода автомобиля на газ нужно перебрать полмашины и так далее.
На самом деле проблемы с дружбой газобалонного оборудования и ЦПГ моторов были во времена карбюраторов и ГБО первого поколения. Современным двигателям с ГБО поколения 4, 4+ бояться нечего при грамотной установке и настройках. За правильное приготовление смеси отвечает бензиновый контроллер и комплекс датчиков.
Взрывоопасность газа, сложность его обслуживания, вред двигателю и другую народную мифологию мы подробно рассматривали в статье «Пять мифов о вреде ГБО, которые мешают вам экономить». Рекомендуем к прочтению.
Среди установщиков ГБО и интересующихся есть выражение «подсел на газ». Подавляющее большинство автовладельцев после успешного опыта установки газа повторяют то же самое со всеми своими следующими машинами — и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Чтобы перевод автомобиля на газ оправдал ваши ожидания в полной мере, тщательно выбирайте производителя ГБО, доверяйте установку оборудования только специализированным аккредитованным сервисам и не забывайте время проходить техобслуживание баллонов каждые 10-15 тыс. км.
Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование
Что такое ГБО в автомобиле? Это газобаллонное оборудование, которое устанавливают на машину для экономии денег. Ведь бензин и дизельное топливо дорожает чуть ли не каждый месяц, а при заправке газом можно сэкономить от 20 до 40% своих кровных денежных средств. И это при учёте того, что газ тратится немного больше, чем бензин.
Так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы установки системы ГБО, не портится ли двигатель, безопасно ли это (ведь придётся всё время возить газовый баллон)? Эти и другие вопросы сразу появляются у каждого, кто задумывался о том, не установить ли на своё авто хороший комплект ГБО нового поколения. Ведь стоимость установки выльется в хорошую сумму и по идее её надо как можно скорее окупить.
Максимальную выгоду установка системы питания газом принесёт таксистам, большим внедорожникам, любителям путешествовать в Европу на своём авто (в этом случае всё может окупиться за одну поездку).
Также не стоит забывать, что придётся пройти регистрацию ГБО в ГАИ, и разобраться с такими вопросами, как влияние на двигатель и безопасность водителя.
В статье максимально расскажу о том, стоит ли переходить на газ, плюсы и минусы, цена, полезные советы, а так же есть ли реальная экономия и как её посчитать.
Что это такое?
Расшифровка аббревиатуры ГБО звучит так – газобаллонное оборудование. Эта система позволяет в дополнение к бензину или другому топливу использовать альтернативный источник энергии – сжиженный газ (метан или пропан-бутан). То есть в автомобиле можно использовать как стандартное горячее, так и газ. Переключаться между ними просто, причём при этом не теряется динамика и скорость транспортного средства.
Как вообще появилась идея об использовании газа вместо горючего? В конце 18 века французский учёный Филипп Лебон открыл так называемый светильный газ. А в 1823 году Самуэль Браун из Англии создал газовый двигатель на этом самом светильном газе. Через 37 лет Ж. Э. Ленуар наладил массовый выпуск ДВС на голубом топливе.
В начале 20 века развитые европейские страны со скудным наличием нефти берут на вооружение отличную замену бензина – сжиженный газ. Именно в Германии совершенно случайно обнаружили сжиженный газ после получения дизельного топлива. Его применили в качестве источника энергии для автомобиля и уже в 1935 году на выставке были представлены автомобили, которые работали на метане, метаноле, нефтяном газе (пропан-бутан) и тепловом топливе. Поскольку в то время был дефицит бензина, то использование систем питания газом стало очень популярным, в том числе и в России. У нас на Родине в качестве горячего применялся газ, который выделялся в специальных газогенераторах из торфа и угля.
Полвека назад кроме Германии и Англии массово применять газовое топливо стали в Украине, Китае, Литве, Италии, России, Турции, Польше и других развитых странах.
Сейчас самый главный поставщик газового оборудования является Италия. А на некоторых авто уже изначально устанавливают только газовое оборудование, либо двухтопливное (бензин + газ).
Для классификации систем ГБО применяются поколения, которые неофициально утверждены среди автолюбителей. О них пойдёт речь ниже.
Виды и поколения
Газобаллонное оборудование всё время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие неофициальные поколения ГБО:
1 поколение. Самая простая механическая система. В неё входит газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. ГБО первого поколения давно не выпускаются на рынке. Их запрещено применять с 2006 года из-за нарушения экологических норм. Но, несмотря на это, эту систему до сих пор некоторые устанавливают на свои авто.
2 поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средства, выпущенными с завода после 2000 г. В состав системы входит электрический редуктор, дозатор (электронный) и датчик содержания кислорода – лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные авто.
3 поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объём подачи газа при помощи форсунок, основываясь данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО 3 поколения можно установить на авто, для которых не подходит ГБО 4 поколения.
4 поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределённым впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь – электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить 4 поколение газобаллонного оборудования и выше.
4+ поколение. Это системы для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подаётся топливо в соотношении 80% — газ и 20% — бензин.
5 поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО 4 поколения, поэтому оно не популярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подаётся в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подаётся в испарённом). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат тоже может нарушить работу топливного насоса, который стоит недёшево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора, двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС, мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В 5 поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса, такую систему ставить экономически невыгодно. Установка ГБО 5 поколения в 3-4 раза дороже, чем установка ГБО-4.
6 поколение. Улучшенная версия 5 поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдёт для инжекторных ДВС). Цена установки высока и начинается от двух тысяч евро.
На старые автомобили (до 2000 г.) можно поставить любую систему ГБО. А для новых авто после 2000 г. можно ставить только ГБО 4 и 5 поколения. ГБО 5 и 6 поколения подойдут не на любую машину, да и ставить их экономически невыгодно. Самый лучший выбор – это ГБО 4 поколения.
Кроме поколений автолюбители условно подразделяют ГБО на классы.
Классы ГБО
Автолюбители также разделяют газобаллонное оборудование на следующие классы:
1 класс. Это системы, которые содержат все детали одного бренда. Поэтому такие системы питания газом являются наиболее эффективными и надёжными.
2 класс. Это системы, в которые входят детали разных производителей. А продаются ГБО 2 класса под новым названием, которое сам придумал продавец. В свою очередь такие ГБО делятся на системы высокого качества (итальянские бренды) и бюджетные (производитель – Китай или Турция).
3 класс. Это китайские подделки, внешне похожие на качественное брендовое оборудование. Качество оставляет желать лучшего.
Теперь отвечу на самый главный вопрос, стоит ли вообще устанавливать на автомобили ГБО.
Стоит ли устанавливать
Когда не стоит устанавливать газобаллонное оборудование:
- На автомобили с малым количеством лошадиных сил (малолитражки). Если на такие авто поставить ГБО, то их динамика сильно ухудшится. Экономия топлива здесь невысокая, потому что изначально расход бензина не очень большой. Также от багажного отделения совсем не останется места.
- На новый автомобиль. Если установить на него ГБО, то он автоматически лишится официальной гарантии.
- На легковые автомобили с дизельным двигателем – тут экономия будет примерно 20%.
- При малом пробеге в год. Для видимой экономии есть смысл устанавливаться систему питания газом на те автомобили, на которых ездят более 15000 км пробега в год. В ином случае окупаемость может составить не один год.
- При дальнейшей эксплуатации автомобиля менее 2-3 лет.
- Самым экономным водителям. Разумеется, газобаллонное оборудование ставят для того, чтобы максимально сэкономить. Но чтобы система работала надёжно и безотказно, надо выбрать хорошее оборудование, установить его должны профессионалы в специальном сервисе. В дальнейшем следует регулярно проводить диагностику и обслуживание ГБО, а также техосмотр и сменить документы на автомобиль. Для этого надо выделить деньги и время автомобилиста. Если же поставить ГБО в гараже подешевле, а про обслуживание системы вообще не забыть, то лучше отказаться от такой затеи вообще из-за возможной опасности.
Когда ГБО стоит устанавливать:
- При ежегодном пробеге автомобиля более 20000 км (такси, грузовым автомобилям, автобусам, всем кто при помощи транспорта зарабатывает деньги).
- При повышенном расходе бензина (более 9 л на трассе и более 12 л в городе).
- При применении высокооктанового бензина (АИ-95 или АИ-98).
- При неагрессивном стиле вождения.
- Если автомобиль уже снят с официальной гарантии.
При установке водителю надо узнать, сколько будет потреблять автомобиль газового топлива. В норме потребление газа должно быть на пару литров больше, чем при использовании бензина на 100 км (не более 10-20%), либо вообще соответствовать расходу стандартного топлива.
А теперь давайте выясним устройство и принцип работы газобаллонного оборудования.
Устройство
В ГБО входят детали, которые обеспечивают использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива с сохранением функции переключения обратно на бензин.
В состав газобаллонного оборудования входят следующие компоненты:
- Баллон. Это ёмкость для газа, которая бывает тороидальной или цилиндрической формы. Баллон тороидальной можно хранить в нише для запаски с целью экономии багажного места. Средний объём баллонов – 40 л. Их заправляют на 80% от полного объёма в целях безопасности. Есть 4 вида баллонов, которые различаются долговечностью и весом.
- Редуктор-испаритель. Превращает жидкий газ в газообразное состояние, который требуется для работы двигателя.
- Газовые трубопроводы, шланги, фитинги. Обеспечивают поступление газа от баллона к мотору.
- Мультиклапан и вентиляционная коробка. Устанавливают на горловину ёмкости для газа. В мультиклапан входят расходный и заправочный клапана, а также индикатор уровня газа в баллоне и заборная трубка. При утечке газа аварийный клапан перекрывает его поступление. Либо при помощи венткоробки газ отводится наружу из багажника.
- Газовый редуктор. Он подаёт нужное количество газа с определённым давлением. Имеет как вакуумное, так и электронное управление в зависимости от поколения ГБО. Для регулировки давления используется винт.
- Газовый фильтр. Предотвращает попадание лишних предметов в ДВС.
- Манометры. Измеряют давление в редукторе и баллоне.
- Датчик давления газа. Передаёт данные о давлении газовой смеси в блок управления. Если давление повышается, то ЭБУ перекрывает подачу газа в мотор.
- Смеситель. Он смешивает воздух и газ. Так готовится рабочая газовая смесь.
- Дозатор. Регулирует количество поступающего газа.
- Электронный блок управления. Отсюда происходит управление системой ГБО, от ЭБУ выводится кнопка-переключатель «газ/бензин» на панель приборов в салон. Наличие такой кнопки указывает, что стандартная система питания остаётся в автомобиле и на неё можно переключиться в любой момент. Такой блок управления имеется в инжекторных авто.
- Газовый, бензиновый или электромагнитный клапан. Ставится только в карбюраторные машины. Перекрывают газовую магистраль при остановке автомобиля или переключения на бензин. В нём также есть фильтр для очистки топлива. В инжекторных авто эту роль выполняет эмулятор форсунок.
- Выносное заправочное устройство. При помощи него осуществляется заправка баллона.
ГБО бывает 2 типов: инжекторное (создан для инжекторных моторов, здесь газ подаётся в мотор под давлением) и эжекторное (предназначен для карбюраторных моторов, здесь газ подаётся при помощи карбюратора).
Немного технического материала — как работает ГБО, написал как можно понятнее.
Принцип работы
Расскажу про принцип работы ГБО 4 поколения, который является самым популярным среди автолюбителей.
- После переключения с бензинового топлива на ГБО, газ в сжиженном состоянии переходит из баллона в газовую магистраль.
- Регулирование расхода голубого топлива осуществляется при помощи мультиклапана. Через него же происходит заправка с помощью выносного заправочного устройства.
- Далее жидкий газ поступает в газовый клапан-фильтр. Он очищает газ от примесей и отложений. Также этот клапан закрывает поступление газа при переходе на бензин или при выключении работы автомобиля.
- Потом очищенный от смолистых отложений газ поступает в редуктор-испаритель. Здесь давление газа резко снижается от 16 до 1,8 атмосфер. Голубое топливо моментально испаряется и происходит поглощение тепла до температуры около -40°C. Для того, чтобы газ переходил из жидкого в парообразное состояние, редуктор должен быть прогрет до температуры более +40°C. Именно система охлаждения двигателя подогревает редуктор, чтобы он не промёрз. Поэтому прежде чем включить ГБО, авто работает на бензине до выставленной температуры (до 50°C), а потом происходит переключение на газ.
- Далее, при помощи разряжения во впускном коллекторе работающего мотора, газ идёт из редуктора через дозатор в смеситель, а потом в двигатель при помощи карбюратора (узел питания двигателя). Чем сильнее водитель жмёт на газ, тем больше газа засасывается в движок. Так происходит только в карбюраторных машинах.
- А в инжекторных автомобилях газ поступает в ДВС через газовые форсунки, которыми управляет блок управления. Если компьютер «поймёт», что давление недостаточное, то блок управления переключится на бензиновое топливо. Важный момент – инжекторное ГБО работает по принципу незаметности для электроники авто, чтобы она «не знала», что вместо бензина используется голубое топливо.
- Водитель при помощи кнопки переключателя топлива может выбрать «газ», который отключит бензиновый клапан и откроет газовый. А если выберет «бензин», то клапаны сработают наоборот. Дополнительно этот контроллер показывает, сколько газа осталось в баллоне и наличие возможных ошибок.
Кратко объясню, как устанавливают ГБО на авто.
Как установить ГБО?
При установке ГБО на автомобиль, то систему питания надо модернизировать. Надо установить баллон в багажное отделение, от него проложить магистраль к подкапотной области. Также в блок цилиндров ДВС надо встроить газовые форсунки, на впускной коллектор присоединить газовые сопла. Трубки следует обязательно связать с системой охлаждения двигателя. Все компоненты должны быть соединены «намертво», потому что в трубках создаётся очень высокое давление.
Далее надо правильно настроить электронику, где есть свои тонкости. Важно понимать, что установку газобаллонного оборудования должен производить только специалист со специальным допуском.
На самом деле в конструкции автомобиля мало что меняется при установке ГБО. В топливную магистраль встраивается клапан, который перекрывает подачу бензина. Другие компоненты машины остаются нетронутыми. ГБО – это дополнение, которое можно в любой момент времени убрать.
Также рекомендуется при установке системы заменить свечи зажигания с большим калильным числом.
Посмотрите подробное видео:
Грамотная установка ГБО на автомобили!
С установкой разобрались, теперь выясним, какой газ рекомендуется и «с чем его едят».
Какой газ подходит?
Для ГБО подходят только следующие виды газа:
- Метан – это сжатый природный газ (компримированный природный газ). Он не сжижается. Его получают из продуктов жизнедеятельности животных и разных отходов органического происхождения. Его также применяют в обычных газовых плитах. Имеет меньшую цену за литр по сравнению с пропаном, но метановых газовых заправок в России очень мало. Установка ГБО для метана дорогая. Метан расходуется больше, чем пропан (в среднем 11 л на 100 км).
- Пропан-бутан – сжиженный нефтяной переработанный газ. Это продукт отхода при добыче нефти, поэтому он стоит дешевле бензина (примерно в 2 раза). Также его используют в холодильниках и аэрозолях. Бутан специально добавляют в пропан для улучшения качеств последнего. Заправок с пропан-бутановой смесью много по стране. Установка пропановой ГБО дешевле, чем метановой.
Оба типа газов имеют разные требования к системе ГБО. Во-первых – это сам газовый баллон. Метан должен храниться в баллоне под давлением, которое в разы больше, чем для пропана-бутана. Поэтому баллон для метана тяжелее и больше, к тому же к этому газу повышенные требования безопасности. Поэтому автовладельцы больше выбирают пропан-бутановую смесь в качестве топлива.
Примерное давление в баллоне со сжиженным пропаном – от 12 до 16 атмосфер, а с метаном — более 200 атмосфер. Газовый баллоны не заправляют до конца из-за того, что при повышении температуры он расширяется (когда вы заезжаете в тёплое место). В зимний период его заправляют до 80-85%, а в летний – до 75%. Время заправки баллона – не более 5 минут. Также обращу вше внимание, что в летний и зимний периоды пропан-бутан имеет разное процентное соотношение.
Все газовые баллоны должны проходить регулярное обслуживание и тарировку.
В обычный газовый баллон может поместиться до 40 л газовой смеси, что сравнимо с объёмом бака легкового автомобиля. Газа же расходуется более 10-20% по сравнению со стандартным топливом, поэтому это экономически выгодно.
Существует 2 вида баллонов. Первый – в форме цилиндра, он вмещает больше газа, но его придётся класть багажник за спинку заднего сидения, что не совсем удобно для хетчбэков и универсалов. Второй – тороидальный, похож на тюбинг для катания. Его можно положить на место запаски, и багажное отделение будет свободным. Останется только решить, куда вы положите запасное колесо. Отмечу, что для ГБО 5 и 6 поколения необходимы иные типы баллонов.
Какие есть преимущества и недостатки газового оборудования?
Плюсы и минусы
Для начала ознакомимся с преимуществами:
- Высокая экономия на топливе по сравнению с бензином. Сколько можно сэкономить я написал ниже в статье. Главное условие для экономии – пробег должен быть не менее 10 000 -15 000 км в год.
- ДВС, работающий на газе – экологичнее в 3 раза, чем неэтилированный бензин. Газ – это чистое топливо, количество вредных выбросов в атмосферу минимальное. К тому же в голубом топливе нет серы и присадок. Сейчас в Европе уже есть льготы для тех, кто использует авто на газе. А в некоторых районы Европы на бензиновом автомобиле ездить запрещено. Газ уступает по экологичности только электрокарам и автомобилям на водороде.
- Отмечается плавность в работе мотора из-за медленного горения газа. Да и к тому же октановое число у газа значительно выше – от 100 до 110, тогда как у бензина максимальное – 98 (АИ-98). Разгон будет плавный, шум от мотора станет тише в 2 раза, пропадут дёргания машины. Также высокое октановое число оказывает высокое сопротивление топлива к взрыву (детонации).
- Значительно увеличивается ресурс мотора из-за снижения на него нагрузки (примерно на 30-45%).
- Повышается запас хода в 2 раза. Когда газ закончится, авто переключится на бензин. Это защищает водителя от некачественных АЗС, которые находятся далеко от населённых пунктов.
- Увеличенный ресурс масла. Поскольку газ не оставляет никакого нагара и отложений на картере ДВС (корпусе), а также в цилиндрах, то и масло долго не стареет при повышенном пробеге, его менять надо реже. Также масляная плёнка с деталей мотора не смывается, что улучшает работу деталей мотора.
- Увеличивается ресурс свечей примерно на 40%.
- Вероятность взрыва меньше, чем при использовании бензина. Как бы это ни звучало, но это факт. В ГБО имеются различные клапаны и датчики, которые непрерывно обеспечивают безопасность применения. Если будут повреждены трубки с газом, то он сразу же испарится. Например, если произойдёт утечка бензина, то при наличии искры он сразу же вспыхнет.
- Безотказность запуска мотора. При поломке бензонасоса, машина с газобаллонным оборудованием сможет завестись. Если это случилось на холоде, то прогрейте редуктор горячей водой и запустите мотор на газе. Этого хватит, чтобы доехать до автосервиса.
Какие есть недостатки?
- Высокая стоимость установки. Цена зависит от поколения и вида мотора.
- Баллоны с газом займут полезную площадь багажника (до 40%) или заменят место под запасное колесо и инструменты. А без запасного колеса ездить за город в наших условиях – рискованное удовольствие.
- Необходимо регулярное обслуживание системы из-за возможных утечек газа с заменой газового фильтра и резиновой диафрагмы в редукторе. Причём надо строго придерживаясь рекомендаций производителя. Если произойдёт утечка пропан-бутана, то будет локальный взрыв, а если метан – то машина будет полностью уничтожена.
- Сложнее продать автомобиль. Некоторым покупателям не нравится, когда вносятся любые изменения в конструкцию авто. Но можно постараться демонтировать ГБО без следов, либо её тщательно скрыть. Но на это потребуются деньги. Иногда при продаже авто ГБО снимают, чтобы поставить на другое транспортное средство, или чтобы продать систему отдельно. При установке старой системы питания газом на другое авто можно сэкономить до 40% денег.
- Проблемы с парковкой. Иногда запрещено ставить авто в подземных парковках из-за того, что газ пропан тяжелее, чем воздух. При сгорании он оседает внизу. А поскольку такие парковки проветриваются реже, то это сильно снижает безопасность. Но вряд ли будут осматривать каждый автомобиль, поэтому многие паркуют машины с ГБО в таких местах, несмотря на запреты. Также по этой причине нельзя оставлять автомобиль с ГБО в гараже со смотровой ямой.
- Мало газовых заправочных станций по сравнению с бензиновыми или дизельными. Это связано с высокими требованиями по безопасности, а также проблемой с транспортировкой и хранением газа. Поэтому придётся при любой возможности заправлять машину.
- Снижение мощности двигателя до 20%. Не верьте слухам, что ГБО ускоряет автомобиль. При использовании ГБО машина технически не станет быстрей.
- На холоде необходимо потратить часть бензина на прогрев редуктора. Только после этого можно переключиться на газ. Если этого не делать, то редуктор быстро выйдет из строя, какой бы он качественный не был. Поэтому в баке всегда должен находиться бензин.
- Придётся проходить регистрацию в ГИБДД. Для этого понадобится собрать документы, либо обратиться в фирму, где вам помогут за определённую плату.
- Придётся время от времени сливать конденсат из редуктора (на ГБО 4 поколении). На ГБО 5 и 6 поколений это можно не делать.
- Повышается вес машины от 20 до 40 кг.
- Нельзя завести двигатель на газу при отрицательных температурах.
- Придётся часто менять воздушный фильтр.
- Если автомобиль на гарантии, то при установке ГБО вы автоматически её лишитесь.
- Есть сложности с переделкой машин с турбонаддувом.
- Нельзя оформить стоянку автомобиля с ГБО в подземной парковке в своём доме.
Как мы видим, как плюсов, так и минусов хватает. Поэтому каждый решает для себя, стоит ли заморачиваться с установкой ГБО, чтобы сэкономить на топливе.
Тем не менее, продолжим. Расскажу, как пользоваться системой питания газом.
Как пользоваться ГБО
Когда на автомобиль ставят ГБО, то переключатель с газа на бензин выносят на панель приборов. Там есть 3 положения: «бензин», «газ» и «нейтральное положение». Здесь водитель может выбрать, какой клапан закрыть или открывать. При выключенном моторе перекрыты газовый и бензиновый клапаны одновременно. Также если нет искры зажигания, то ГБО перекроет подачу газа в движок.
В морозы следует сначала завести двигатель, включив переключатель на «бензин», а когда мотор редуктор прогреется, то можно перейти на газ. Вообще всегда рекомендуется заводиться на бензине, это поможет прослужить мембранам редуктора дольше.
ГБО 4 поколения и выше могут при помощи газового ЭБУ управлять впрыском бензина в цилиндры. Здесь мотор сам вычисляет, какое топливо применять в данный момент времени.
Переключать авто на газ следует на свободной дороге. Делается это так: переключатель надо перевести в нейтральное положение. Когда почувствуете, что авто начинает «глохнуть», то значит, что ДВС выработал весь бензин. В этот момент поставьте переключатель на «газ». Перед долгой стоянкой всегда переключайте двигатель с газа на бензин таким же образом.
Совет тем, кто любит агрессивную езду. При работе мотора на газу очень не рекомендуется держать высокие обороты (более 5 тыс. об./мин.), иначе возникнет перегрев узлов ДВС. Хотя в некоторых ГБО при превышении 4 тыс. оборотов произойдёт переключение на бензин без участия водителя. Также система питания газом постоянно проверяет датчики и остаток газа в баллоне.
Всегда следите за запахом газа в салоне. При правильной работе и отсутствии утечек запаха никакого быть не должно.
Важный совет! На трассе при резких обгонах или высокой скорости движения рекомендуется переключаться на бензин, чтобы не терять динамику авто, а при езде в городе переключайтесь на газ.
Что можно отрегулировать в системе самостоятельно? Увеличивать или уменьшать холостой ход можно при помощи винта на редукторе. А при помощи дозатора можно настроить количество и качество газовой смеси. Но делать это надо, предварительно взяв консультацию у автомехаников, которые вам установили газовое оборудование.
Подробно отвечу на один из главных вопросов про ГБО: опасна ли эта штука?
Опасно ли ГБО?
Несмотря на то, что давление в пропановом баллоне в разы меньше, чем в метановом, пропан является более взрывоопасным. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха в 2 раза. Если произойдёт его утечка в закрытой области, то он будет не улетучиваться, а накапливаться. А при попадании искры произойдёт взрыв. Метан же наоборот, легче, чем воздух в 1,5 раза и при утечке он начнёт улетучиваться наружу.
Также есть вероятность разрыва баллона с газом. Это может произойти, если вы после поездки в сильный холод загоните авто в тёплое помещение. А если баллон давно не менялся и максимально заправлен, то вероятность взрыва баллона в тёплом месте ещё выше.
Если произойдёт обычная утечка газа или баллона, то он станет сразу же охлаждаться. Потом газ просто испарится. При отрицательной температуре риск взрыва — минимален.
При установке газобаллонного оборудования проверенных производителей в сертифицированных центрах обеспечивается самый высокий уровень безопасности, сведя риск взрыва практически к нулю. Также в современных ёмкостях для газа имеются предохранительный клапан, который срабатывает при повышении давления более 27 атм. А мультиклапан автоматически перекрывает подачу газа при полной остановке машины. Дополнительно в баллоне присутствует арматура, обеспечивающая дополнительный уровень безопасности.
Сама пропан-бутановая смесь ничем не пахнет, но в неё добавляют этантиол для обнаружения утечек, который неприятно пахнет.
В немецком клубе ADAC проводились испытания. Например, при имитации удара автомобиля сзади с нанесением максимального повреждения системе ГБО. Затем авто подожгли. Тест прошёл вполне успешно. Если оборудование правильно установлено, то оно менее опасно при аварии по сравнению с бензином. К тому же прочность баллона в разы выше, чем бензобака. Проще уничтожить саму машину, чем сломать газовый баллон.
Частые возгорания автомобиля с ГБО случаются, если будут нарушены правила при установке оборудования. Либо при езде со сломанной системой питания газом. По статистике похожих ситуаций при эксплуатации машин с неисправной бензиновой системой примерно столько же, сколько и с ГБО.
А чтобы произошёл взрыв, то в салоне должно очень сильно пахнуть газом – только мёртвый не заметит. Если появился запах – то немедленно останавливайте автомобиль, закрывайте вентиль газового баллона, проверьте систему на герметичность, особенно в месте крепления баллона – он не должен быть ослаблен (а это означает разрыв газопровода).
Просто так газом в салоне пахнуть не будет – всё это мифы и слухи.
Соблюдайте эти простые правила эксплуатации ГБО и всё будет в порядке:
- Строго соблюдайте все рекомендации производителя и специалистов, которые установили вам эту систему. Вы ведь не будете её ставить самостоятельно?
- Никогда не заправляйте баллон более, чем на 80%. Для этого в нём есть ограничитель, который ни в коем случае не надо удалять. А также зимой старайтесь не заезжать в тёплые помещения.
- Не превышайте максимально разрешённое давление в баллоне.
- Вовремя проходите обслуживание ГБО, меняйте все фильтры и другие компоненты.
- Не заправляйте баллон обычным бытовым газом.
- Никогда не используйте баллоны, бывшие в употреблении. Срок работы нового баллона не более 10-12 лет, а в дальнейшем он ржавеют, что повышает риск его разгерметизации.
Главное, чтобы установка ГБО произошла в строгом соответствии с правилами, тогда вы можете не переживать об утечке газа. При переключении на бензин или при выключении зажигания электроника моментально перекроет подачу газа в двигатель.
Помните, если автомобиль с ГБО стоит в гараже, то не надо туда входить с зажжённой сигаретой или пользоваться зажигалкой. Вообще при наличии в воздухе газа в количестве 2%, может случиться его возгорание, не говоря о том, что это смертельно для человека по причине отравления. Но даже если даже утечка газа случилась во время движения автомобиля, то отравиться им никак не получится.
Отмечу, что опасность возгорания существует только при установке ГБО старых поколений. На системах 4 поколения и выше имеются датчики, которые постоянно следят за состоянием компонентов и не допустят его возгорание. Такой продуманной системы безопасности нет даже для бензиновой машины, где утечку топлива можно выявить не сразу.
Также ходят слухи, что ГБО убивает движок. Так ли это на самом деле? Ответ — ниже.
Вреден ли газ для двигателя
Здесь мнения разнятся: одни говорят, что газ полезен для мотора, другие утверждают, что газ сократит работу ДВС. Что из этого правда? Давайте разбираться.
Газ полезен для двигателя: он позволяет продлить срок его работы. Любой грамотный автомеханик подтвердит: в ДВС на газу на цилиндрах не появляется нагар, масляная плёнка не смывается с деталей силового агрегата, свечи работают дольше, нет детонации мотора, не загрязняются компоненты отложениями и примесями, дольше служит моторное масло. По статистике мотор на газу живёт почти в 2 раза дольше до наступления капитального ремонта.
А второе утверждение правдиво только частично — проблемы с работой двигателей были, если он уже старый и к нему подключают ГБО 1-3 поколения. Особенно, если двигатель эжекторный, а ГБО – 2 поколения. Если при установке системы неправильно настроить угол опережения зажигания, то это может привести к высыханию стенок цилиндров. В более новом ГБО (4 поколения и выше) угол опережения настраивается автоматически.
Также были моменты, когда сами автовладельцы подкручивали подачу газа, чтобы уменьшить его расход. А такое делать нельзя, если ГБО работает без ошибок и замечаний. Это нарушает работу головок блока цилиндров и может вызвать прогорание клапанов.
Для сохранения работоспособности мотора не перегружайте автомобиль. Также пусть автомеханики настроят автоматический переход на бензин при повышении оборотов более 3500 оборотов, и дополнительный впрыск бензина при интенсивных обгонах.
При установке ГБО 1-3 поколений во впускном коллекторе появлялись хлопки газа, что могло привести к пожару.
Если в моторе нет гидрокомпенсаторов, то это может ускорить износ силового агрегата при установке газового оборудования. Либо надо вовремя провести регулировку зазора клапанов. Да и вообще на любом движке надо увеличить эти самые зазоры, чтобы уменьшить вероятность перегрева автомобиля.
Это интересно! Во времена СССР правительство решило сэкономить природные ресурсы. Приказали все государственные машины перевести на газ. А статья в расходах на бензин была очень жирная, да и его можно было слить. С газом же такие штуки не прошли. Он дешёвый, да и «слить» его не удастся. Поэтому водители и руководители стали массово жаловаться, что ломаются двигатели, прогорают цилиндры и прочее. Поэтому, правда это или нет – решать вам.
Что предстоит проходить автовладельцу после установки ГБО?
Обслуживание систем ГБО
На самом деле затраты на обслуживание газобаллонного оборудования не такие уж большие. Примерный ресурс ГБО может доходить до 200 тыс. км пробега. Всё зависит от качества системы и топлива.
Если газ некачественный, то быстро может сломаться газовый инжектор. Именно ресурс работы элементов впрыска газа определяет расходы на обслуживание систем ГБО. Чаще всего ломаются клапаны, реже – резиновые детали и диафрагма в редукторе (их срок службы не более 4 лет).
- Каждые 15000 км пробега надо менять газовый фильтр, который стоит от 600 до 1000 р. в зависимости от системы.
- Каждые 30000 км пробега следует провести простое техобслуживание по чистке газовых форсунок, смазки резьбы в вентилях, а также такие проверку: герметичности сжатым воздухом, стабильности работы ДВС при разной частоте вращения коленвала, работу датчиков. Также надо проверить работоспособность клапанов на баллоне. Вместе с заменой фильтра такие манипуляции стоят в среднем 2500 тыс. руб.
- Один раз в 2 заправки или после тысячи км пробега обязательно сливайте конденсат, который образуется в редукторе. Главное знать, где находится этот винт у мастеров, которые ставят ГБО. Это касается ГБО-4 поколения и ниже.
- После 60000 км пробега следует провести заменить резиновую мембрану на газовом редукторе.
- Один раз в год обязательно надо провести проверку всего оборудования, арматуры баллона и магистрального вентиля. Узлы системы при необходимости заменяют. Газовый баллон перед проверкой не должен содержать газ. Такую проверку лучше всего делать осенью.
- Есть также техобслуживание – оно называется освидетельствование газового баллона. Для этого надо сдать баллон в специальный пункт, где проведут его проверку, покрасят и прикрепят табличку с датой испытаний и датой следующих проверок.
Для максимального сохранения работоспособности системы ГБО надо проводить самостоятельно ежедневное обслуживание. Перед поездкой проводите визуальный осмотр креплений компонентов системы для проверки герметичности, а также проверяйте работу мотора на холостом ходу и при повышении оборотов. После поездки эту процедуру надо повторить, убрать с компонентов ГБО грязь и пыль, слить конденсат из редуктора.
Если возникли проблемы с нормальной работой системы ГБО по причине его неправильной настройки или самостоятельной установки, то автосервисы могут отказать в ремонте и диагностике.
Теперь озвучу средние цены на установку системы ГБО.
Стоимость установки ГБО
Цена установки ГБО-4 на стандартный автомобиль с 4 цилиндрами обойдётся в среднем в 30000 руб. без учёта регистрации оборудования в ГИБДД. Метановая ГБО обойдётся в среднем в 50000 руб.
Рекомендуется установить ГБО производства Италии и Голландии – они более надёжны и долговечны. Российские системы более дёшевы (на 10-15 тыс. руб.), но это может обернуться скорым ремонтом.
Баллон с газом покупается отдельно. Здесь же можно довериться нашему производителю — качество баллонов здесь не хуже, чем в европейских.
Стоимость зависит от типа газа, поколения системы, а также типа двигателя (количества цилиндров). ГБО более известной фирмы будет стоить на 50% дороже, чем малоизвестной. Цилиндрический баллон стоит дешевле, чем тороидальный. А баллон для метана дороже, чем для пропана.
Если установить более дешёвое газобаллонное оборудование, то оно сможет проработать не более 3 лет, а более дорогое при своевременном обслуживании проработает до 15 лет и более. Яркий пример – фирма BRC.
Есть даже такая поговорка – «подсел на газ». Это значит, что если автовладельцу понравилось ездить на голубом топливе, то он устанавливает ГБО и на последующие автомобили.
Также на цену установки влияет то, кто будет устанавливать оборудование. Если обратиться в специализированный сервис, то вы можете быть уверены в качестве и надёжности, но придётся доплатить на гарантию и ответственность фирмы. Также за дополнительную плату сертифицированный автосервис поможет зарегистрировать оборудование в ГИБДД. На самом деле это получится выгоднее, чем проводить регистрацию самостоятельно.
Обычные гаражные сервисы проведут установку гораздо дешевле, но здесь не будет никакой гарантии и сертификата для постановки ГБО в ГИБДД.
Как поставить авто с ГБО на учёт в ГИБДД? Подробный ответ – ниже.
Как зарегистрировать ГБО в ГИБДД
По закону ГБО на автомобиле должно быть безопасным и официально зарегистрированным в ГИБДД. Пошаговый порядок действий:
- Перед тем, как проводить установку оборудования, надо пройти предварительную техническую экспертизу и получить заключение.
- Далее надо написать заявление в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию авто.
- После того, как разрешение получено, можно ехать в сертифицированный сервис для проведения установки газового оборудования. Там вам должны выдать заключение и копии сертификатов на оборудование.
- После установки оборудования пройдите техосмотр и получите на руки диагностическую карту.
- Собранный пакет документов отнесите в ГИБДД для получения свидетельства о соответствии авто с внесёнными изменениями в конструкцию. На это даётся 10 дней после установки оборудования.
- Снова зарегистрируйте авто в ГИБДД.
В пакет документов входят:
- Заключение предварительной технической экспертизы.
- Заявление на внесение изменений в конструкцию.
- Протокол проверки безопасности авто после внесённых изменений.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Копии сертификатов на оборудование, а также ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о прохождении регистрации).
- Паспорт водителя.
Если не зарегистрировать оборудование на учёт в ГИБДД, то водителю выпишут соответствующий штраф или сделают предупреждение.
Теперь самое интересное — сколько можно сэкономить денег и быстро ли окупится ГБО?
Экономия
Как посчитать экономию и когда окупится газобаллонное оборудование?
Несмотря на то, что расход газа по сравнению с бензином на 10-20% больше, его стоимость почти в 2 раза меньше. При большом пробеге за год можно сэкономить хорошую сумму, которую можно потратить на что-нибудь полезное.
Формула для расчёта окупаемости ГБО выглядит так:
(A * (B — 1,2 * C)) / 100, где
- А – расход бензина в литрах на 100 км пробега;
- B – стоимость 1 литра бензина;
- C – стоимость 1 литра газа;
- 1,2 – это повышающий коэффициент. Здесь он показывает, что расход газа будет на 20% больше, чем бензина.
Когда мы поделим цену установки ГБО вместе с дополнительными тратами на экономию с 1 км пробега, то получим примерный срок окупаемости системы.
Рассмотрим реальный пример.
Автомобиль расходует 12 литров АИ-92 на 100 км. Стоит 1 литр бензина 43 р., а литра газа пропана – 23 р. При установке ГБО на автомобиль будет сэкономлено на каждый км пробега: (12 * (43-1,2 * 23))/ 100 = 1,85 р. Таким образом, вы будете экономить каждые 10 000 км пробега (1,85 * 10000) = 18500 рублей.
Цена установки ГБО-4 составила 30000 р. Окупаемость системы наступит через (30000 / 1,85) = 16216 км пробега. Как правило, полная окупаемость системы наступает в среднем через 1-2 года активной езды.
При расчёте окупаемости надо взять в расчёт следующие дополнительные траты:
- Стоимость регистрации авто в ГИБДД (вместе с техосмотрами) от 8 до 12 тыс. руб. Платится один раз.
- Количество бензина, который будет тратиться на прогрев и при интенсивной езде.
- Замена фильтров и комплектующих.
- Цена техосмотра оборудования каждые 10000 км.
Видео: плюсы и минусы газового оборудования на авто
Теперь вы точно знаете, что такое ГБО в автомобиле, нужна ли вам эта система, сможете ли вы её быстро окупить. Главное не стоит забывать о том, что ГБО предназначена в первую очередь для экономии денег на топливе.
Важно помнить, что газовое оборудование должно быть 4 поколения и выше, а после установки вы должны регулярно ездить на техосмотр, несмотря на то, что двигатель на газе гораздо безопаснее, чем на бензине.
Напишите своё мнение, что вы думаете об установке газобаллонного оборудования, был ли у вас опыт использования, рекомендуете ли вы связываться с переделкой автомобиля ради экономии.
Источник https://gasautosystem.com/blog/kak-rabotaet-gbo-i-zachem-perevodit-avtomobil-na-gaz
Источник https://motorist.guru/tyuning/gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html
Источник