что значит сжечь сцепление на автомобиле с механической коробкой передач
Первые страхи и неприятные впечатления от вождения связаны именно со сцеплением, которое либо передерживают, либо бросают раньше времени. Доходит даже до того, что автолюбители соглашаются ездить только на машинах, оборудованных коробкой-автоматом, просто не желая больше портить себе нервы, хотя научиться правильно обращаться со сцеплением вполне реально.
Что означает «Сжечь сцепление» и как это происходит
Педаль сцепления используется не только для трогания с места, но и для переключения передач на машинах с механической коробкой. Именно поэтому ее нужно выжимать до упора, а потом очень плавно отпускать, параллельно нажимая на газ и ловя тот самый волшебный момент взаимосвязи, который позволяет автомобилю стартовать с мертвой точки или продолжать свое движение на повышенной или пониженной передаче.
Это значит, что не допускается одновременная эксплуатация педалей акселератора и сцепления или переключение передач без использования последней, иначе так недолго и коробку угробить. Особое внимание на первых порах следует обратить и на использование самого сцепления, пока этот навык не будет отработан до автоматизма.
Так, правильное трогание с места подразумевает плавное выключение сцепления с одновременным включением педали газа. И если упустить этот момент, то машина попросту заглохнет. Но это еще полбеды, ведь гораздо хуже будут обстоять дела в том случае, если эту самую педаль передержать.
Обычно такие казусы происходят с новичками, когда им приходится трогаться в гору на сложных участках пути. Объясняется это тем, что с выжатым сцеплением, но без газа автомобиль с МКПП имеет свойство катиться назад или вперед (зависит от уклона). И именно для того, чтобы исключить этот момент, не заглохнув в самом неподходящем месте, новички не отпускают эту педаль вовремя, провоцируя характерные звуки, а иногда и задымление.
Да что там говорить, некоторые умудряются на фоне своей чрезмерной эмоциональности сжечь сцепление уже на первых практических выездах на улицы с интенсивным движением. А чтобы не допустить такого развития ситуации, настоятельно рекомендуется оттачивать навык на специальных площадках, пробуя заезды на эстакаду передним и задним ходом, отрабатывая многие другие полезные навыки обращения со сцеплением.
Итак, как же научиться обращаться с этой непослушной педалью, чтобы и без того стрессовое на первых порах вождение перестало вызывать самые неприятные эмоции? На самом деле эта наука не такая сложная, как можно подумать изначально, но прежде всего необходимо научиться совладать с собой, ведь только тогда можно будет прочувствовать педаль и освоить виртуозное управление ею даже в самых сложных ситуациях.
И прежде всего, стоит поупражняться отпускать сцепление… без добавления газа! Да-да, возможно, кто-то удивится, но в современных автомобилях по умолчанию задана 1 тыс. холостых оборотов, которых хватит для максимально плавного трогания с места даже без педали акселератора.
Главное, не спешить, отпуская выжатое до упора сцепление, что называется, по миллиметру до того самого момента, когда автомобиль начнет потихоньку катиться.
И, конечно же, не стоит бросать педаль и в этот момент, продолжая придерживать ее в верхнем крайнем положении до тех пор, пока не пойдет в ход газ.
Дальше можно отрабатывать комбинацию сцепление-газ, чтобы понять, на каком именно этапе начинает работать эта связка. Проще говоря, сцепление нужно прочувствовать, не забывая о том, что на каждом автомобиле оно свое. Где-то слишком тугое, где-то, напротив, плавное. Кроме того, следует учитывать такой важный параметр, как шаг сцепления, не забывая о том, что в одном автомобиле педаль может начинать «цеплять» еще в нижнем своем положении, а в другом только на самом верху.
Ну и самое главное, что нужно запомнить начинающему автомобилисту – обращение со сцеплением является обычным навыком, освоить который сможет любой человек. Гораздо сложнее ориентироваться на местности с интенсивным движением, хотя и эта способность рано или поздно вырабатывается с опытом абсолютно у каждого водителя.
Как правильно пользоваться сцеплением
Приобретя или планируя приобрести личный автомобиль, мы усердно учим правила дорожного движения, чтобы получить водительские права и стать полноценным, как нам кажется, водителем. При этом не все и не всегда вспоминают о правилах эксплуатации автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части.
Между тем эта область таит в себе немало тайн и секретов. Например, как не сжечь сцепление, трогаясь с места и совершая тот или иной маневр на дороге.
Прежде всего, разберемся хотя бы поверхностно в том, что это такое и какие функции этот узел выполняет на автомобиле.
Что такое сцепление
Служит сцепление для разъединения на короткое время коленчатого вала и коробки передач, а также для их последующего соединения. Такая операция необходима при трогании автомобиля с места и для переключения скорости на ходу.
Наиболее распространенным на легковых и в большинстве своем грузовых автомобилях является однодисковое сцепление фрикционного типа.
Состоит оно непосредственно из механизма сцепления и привода выключения.
Наибольшая и наиболее частая угроза накладкам на диске сцепления со стороны неопытных автолюбителей представляется в момент трогания автомобиля с места. Поэтому рассмотрим этот процесс подробно.
Как правильно трогаться с места
Итак, ваш двигатель запущен и работает на нейтральной передаче. Вы выжимаете педаль сцепления и включаете первую скорость. Теперь необходимо плавно произвести соединение коленчатого вала с коробкой передач. Это означает, что надо прижать ведомый диск к вращающемуся со скоростью 20-25 оборотов в секунду маховику. Чтобы машина не «прыгала», а двигатель внезапно не заглох, делать эту операцию будем в три этапа.
На светофоре
По многочисленным свидетельствам водителей-новичков некоторые инструкторы по вождению учат ждать зеленого сигнала светофора с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Казалось бы, диски не соприкасаются, угроз к тому, чтобы горели накладки, нет.
В пробке
Пожалуй, наибольшую угрозу сцеплению доставляет езда в пробках. Некоторые водители долгое время не снимают ногу с педали сцепления, включая и выключая его, оставляя двигатель включенным на первой передаче.
Ведомый диск практически постоянно трется о диск маховика, причем, асинхронно. В результате происходит дополнительный нагрев, что способствует его более интенсивному истиранию.
Двигаться в пробках старайтесь, преодолевая небольшие расстояния этапами, выключая в промежутках передачу и отпуская сцепление.
На спуске
На крутых спусках нельзя выключать передачу. Спускаться рекомендуется на первой скорости с притормаживанием, используя ножной, и быть готовым, в крайнем случае, применить ручной тормоз. Пользоваться при этом педалью сцепления нет никакой необходимости. Больше того, это может представлять опасность остановки двигателя.
Езда в экстремальных условиях
Поистине «убивает» сцепление езда с пробуксовкой, что бывает зачастую в непредвиденных, неординарных условиях. Когда случается вылезать из лужи или сугроба, мы вынуждены форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.
Почему оно горит
Именно в момент неполного соприкосновения друг с другом дисков, вращающихся с разной скоростью, и происходит подгорание накладок. Всякий раз, когда мы неправильно работаем сцеплением, зазор постепенно увеличивается, и в дальнейшем выжим становится неполным – сцепление начинает пробуксовывать. Диск надо менять.
Ничего страшного. Ведь это обыкновенная расходная деталь вашего автомобиля, рассчитанная при правильной эксплуатации на примерно 80 000 км пробега.
Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?
Как работает сцепление?
В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.
В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.
Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки
При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?
Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.
Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра
Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.
Из-за чего возникают неисправности сцепления?
Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.
Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.
Как понять, что вот-вот сгорит сцепление в автомобиле
Для тех, кто только осваивает искусство вождения, напомним в общих чертах о том, зачем вообще нужно сцепление в авто. Принцип работы механизма основан на действии силы трения скольжения. Выжимая левую педаль, водитель размыкает маховик и ведомый диск, прерывая подачу крутящего момента от мотора к коробке, что необходимо для переключения шестерен (иначе говоря, для понижения или повышения передачи), а также для плавного старта с места.
В условиях сильных пробок и плохой подготовки водителей, непонимающих принципы работы систем, сцепление перешло в разряд расходников. В результате беспрестанных и зачастую лишних выжиманий педали детали механизма изнашиваются, что в итоге — при несвоевременном обслуживании — приводит к обездвиживанию машины.
А как же тогда понять, что пришел час этого самого обслуживания, как предотвратить катастрофу? Давайте разбираться.
Имеет смысл нанести визит в ремонтную мастерскую, если вы заметили, что на последних передачах при увеличении оборотов двигателя скорость автомобиля остается прежней или повышается чересчур неторопливо. Это может свидетельствовать об износе и, как следствие, пробуксовке дисков сцепления. На проблемы с ними также намекнет специфический запах в салоне автомобиля: проскальзывая, диски сильно нагреваются — обгорают фрикционные накладки, в результате чего и появляется малоприятный аромат.
Выход из строя сцепления может быть связан не с дисками, а с износом выжимного подшипника. Его выдаст характерный гул или скрежет, который пропадает, когда водитель отпускает левую педаль. Из прочих музыкальных оповещений — хруст во время переключения передач неподвижного авто. Нередко это также указывает на неисправность коробки, но как бы то ни было, заглянуть на сервис стоит в любом случае.
Зачем нужно обязательно выжимать сцепление «на автомате» перед запуском двигателя
Почему лучше отказаться от покупки машины с «автоматом»
Если вы отпускаете сцепление плавно, а машина все равно трогается с места рывками, значит, в скором времени она трогаться перестанет вовсе. К слову, ход педали, ставший слишком свободными или, напротив, тугим, тоже является тревожным звоночком. Разумеется, не нормально, и когда педаль не возвращается в исходное положение — здесь проблема может крыться, например, в обрыве троса или поломке привода сцепления. Не «жжение», но не менее.
Заметили странные вибрации по кузову, увеличение расхода топлива, подозрительное повышение оборотов при движении или потерю мощности двигателя? Все это тоже иногда указывает на проблемы со сцеплением. Дожидаться, пока проявятся другие признаки, не стоит. Ведь это в любом случае сигнализаторы какой-либо неисправности, а значит, лучше с визитом на СТО не затягивать.
Что может привести к «подгоранию» деталей или иным поломкам сцепления? По словам технических специалистов, самой распространенной причиной возникновения неисправностей является… сам водитель!
Сцепление изнашивается в разы быстрее, если шофер привык удерживать левую педаль на светофоре, при спуске с горы или вообще почти всегда, слишком резко убирать с нее ногу, трогаться со второй передачи, кататься на «ручнике», часто буксировать другие авто или застревать в снегу/грязи, отчаянно пытаясь выбраться без посторонней помощи.
Если приучить себя трогаться плавно, а свою левую стопу — «лежать» на специальной площадке или там, где она должна по идее быть, сцепление прослужит не менее 150 000 километров. Кроме того, полезно периодически производить проверку и регулировку механизма, ведь ход педали в процессе эксплуатации увеличивается, и валы полностью не отключаются, что нагружает зубья шестерен.
Как «сжечь» сцепление автомобиля?
Чтобы «сжечь сцепление» нужно проделать следующее.
Несколько проверенных способов как самостоятельно и наверняка «сжечь» сцепление автомобиля
Постоянно трогаться с места на повышенных оборотах резко отпуская педаль сцепления. Длительное время удерживать педаль сцепления нажатой при включенной передаче (особенно на подъеме). Переключать передачи с резким отпусканием педали сцепления, например, при переходе с высшей передачи на низшую. Не проверять и не регулировать его привод. Длительное время буксировать перегруженный прицеп или вытягивать или буксировать автомобиль большей по массе чем ваша машина.
Действуя подобным образом можно довольно скоро и стопроцентно сжечь сцепление. А конкретнее — его ведомый диск имеющий фрикционные накладки.
Теперь более подробно разберемся почему удается «сжечь» сцепление не только путем неаккуратного вождения, но и в силу иных неисправностей. В качестве примера используем сцепление все той же девятки ВАЗ 21093.
Признаки подгорания сцепления автомобиля
Если при выжимании — отпускании педали сцепления или при увеличении оборотов двигателя в салоне автомобиля стало пахнуть горелым — налицо неисправность сцепления, требующая как можно быстрого устранения.
В таком случае запах гари сопровождает подгорание сцепления, вернее сильный нагрев фрикционных накладок его ведомого диска.
Кроме того если сцепление уже сожжено переключение передач обычно затруднительно, схватывать сцепление будет в самом верху хода педали, тронуться с места станет проблематично. При попытке набрать скорость во время движения, нажав на газ, в ответ получим рев мотора и вялый не соответствующий оборотам к/вала разгон.
Почему подгорает сцепление автомобиля?
Причина всего одна — ненормальное проскальзывание с нагревом от трения ведомого диска между рабочей поверхностью маховика и рабочей поверхностью нажимного (ведущего) диска при работе сцепления.
Рабочие поверхности маховика и ведущего (нажимного) диска сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Чтобы понять причину появления запаха гари в салоне автомобиля при нажатии на педаль сцепления или даже без его нажатия нужно хотя бы в общем знать как оно работает. Вот весь процесс в двух словах.
Сцепление автомобиля ВАЗ 21093 всегда включено. Ведомый диск прижат к маховику и вращается вместе с ним и ведомым диском.
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено
Когда водитель нажимает педаль газа — сцепление выключается, под действием нажимной пружины сцепления ведущий диск отходит от ведомого, а тот от маховика. Между их рабочими поверхностями и фрикционными накладками ведомого диска появляется зазор. В этот момент выключения можно включать нужную передачу.
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен
Неисправности в работе сцепления сопровождающиеся его подгоранием
Неисправностью считается если зазор между маховиком и ведомым диском будет недостаточен при выключении сцепления, либо он будет иметь место когда сцепление включено.
В одном случае при нажатии на педаль сцепления и попытке переключения передачи, фрикционные накладки ведомого диска будут проскальзывать по рабочим поверхностям маховика и нажимного диска, при этом подгорая и выделяя запах гари. Это явление называется «сцепление ведет», то есть не до конца выключается.
В другом случае, водитель трогаясь с места или пытаясь ускорить автомобиль во время движения, либо двигаясь на подъем, добавляет газ. Двигатель охотно набирает обороты, но автомобиль не едет. Салон затягивает сизой дымкой с устойчивым запахом гари. Сцепление в таком случае пробуксовывает («буксует»). Это последствие имеющегося зазора между ведомым диском, нажимным диском и маховиком. Хотя, когда сцепление включено, ни какого зазора быть не должно, но по причине неисправности он есть. В результате диски проскальзывают, и не дают сцеплению полноценно передавать крутящий момент от двигателя на трансмиссию. От подгоревших фрикционных накладок ощущается запах гари.
Что делать если появился запах гари при работе сцепления?
Для начала нужно отрегулировать привод сцепления вращением его регулировочной гайки.
Если регулировкой сцепления устранить проблему не удается, придется заменить его ведомый диск. Скорее всего на нем стерлись фрикционные накладки и диск будет проскальзывать. Так же возможен вариант с замасливанием накладок в результате недавнего неаккуратного ремонта или стекания моторного масла в лючок на картере сцепления из-под прохудившейся прокладки клапанной крышки.
Стершиеся фрикционные накладки ведомого диска сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099
В более запущенном случае, когда замена ведомого диска принесла кратковременный положительный эффект, замене подлежит не только ведомый диск, но и «корзина» сцепления с нажимным диском и нажимной пружиной.
В самых крайних случаях меняют сразу комплект сцепления и маховик двигателя, так как рабочие поверхности и маховика и нажимного диска могут быть с большой проточкой.
Почему сгорело сцепление?
Сцеплением называется один из основных узлов трансмиссии автомобиля, отвечающий за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Его основная функция – разъединение и обратное соединение шестерен при включении одной из передач. Без него езда на автомобиле становится невозможной. И если в автоматических коробках передач сцепление работает автономно, то на механике им управляет водитель и при неправильной эксплуатации сцепления может наблюдается его повышенный износ.
Конструкция и принцип работы автомобильного сцепления
Независимо от типа и марки автомобиля, сцепление располагается между двигателем и коробкой передач, синхронизируя их работу. Этот узел состоит из трех основных элементов:
- Маховик двигателя – массивный металлический диск.
- Ведомый диск или диск сцепления, покрытый фрикционным материалом.
- Нажимной диск с корзиной, диафрагменной пружиной и выжимным подшипником.
Маховик жестко скрепляется непосредственно с коленчатым валом двигателя и начинает вращаться при его запуске. Ведомый диск сцепления, покрытый специальным фрикционным материалом, обеспечивающим повышенное трение, прилегает к нему поверхностью и вращается вместе с маховиком за счет возникающей силы трения, прижатый нажимным диском. К ведомому диску или диску сцепления присоединен первичный вал, через который крутящий момент передается на коробку передач.
При нажатии на педаль сцепления, усилие через вилку передается на выжимной подшипник, который надавливает на диафрагменную пружину, отодвигающую нажимной диск. Давление на ведомый диск ослабевает, и он начинает проскальзывать по маховику, переставая вращаться. В результате первичный вал останавливается при работающем двигателе, что дает возможность плавно переключить передачу.
Когда педаль сцепления не выжата, вся конструкция приходит в исходное положение, а это происходит при отжимании педали, – диск сцепления зажимается между маховиком и нажимным диском и начинает вращаться вместе с первичным валом, передавая крутящий момент на трансмиссию, а через нее на колеса автомобиля.
Чтоб означает термин «горит сцепление»?
Это словосочетание можно часто услышать от опытных водителей и автомехаников, которые наблюдают за тем, как новичок пытается тронуться на автомобиле. Но что оно означает технически?
Выражение сцепление горит никак не связаны с опасностью возгорания и пожара в автомобиле, они означают, что из-за неправильной эксплуатации наблюдается слишком интенсивный износ фрикционных накладок ведомого диска, что сопровождается характерным запахом горящего полимера, из которого они состоят, а иногда и дымом.
Видео:Когда Палится Сцепление
Как можно спалить сцепление
Важно понимать, что расход или износ сцепления происходит при каждом нажатии на педаль при начале движения или переключении передачи. Но при нормальной езде ресурса этого узла хватает на сотни тысяч километров пробега, а если сцепление буксует, о чем сигнализирует характерный запах, его хватит ненадолго.
Чаще всего повышенный износ сцепления наблюдается в случаях, когда автомобиль трогается с места. Чтобы продлить срок службы сцепления, лучше всего трогаться в диапазоне до 2000 оборотов в минуту. Опытный водитель определяет этот диапазон на слух, а новичку лучше обратить внимание на показания тахометра. Сцепление практически не изнашивается, если тронуться, вообще не нажимая педаль газа, но это не всегда возможно сделать, особенно в городском транспортном потоке или под горку.
В случае если водитель трогается на высоких оборотах свыше 2000 в минуту, происходит интенсивная пробуксовка сцепления, в результате чего расход фрикционного материала существенно увеличивается. Особенно часто это происходит при начале движения под горку, когда водитель боится, что автомобиль может покатиться назад, поэтому перегазовывает, тем самым сильно изнашивая сцепление. Эта же ситуация нередко возникает и при старте со светофора из-за боязни заглохнуть. Иногда при буксировке груза в гору водитель, чтобы не заглохнуть, постоянно выжимает сцепление вместо того, чтобы понизить передачу, это тоже приводит к его повышенному износу.
При разборке узла сцепления можно увидеть, что фрикционные поверхности ведомого диска истончились, на них не видно насечек, при сильном износе из них выпадают удерживающие их заклепки. Как результат – сцепление проскальзывает и буксует, машина движется рывками, а иногда просто не может тронуться с места.
Еще одна характерная ситуация – оставление педали положении полусцепления. Это случается, когда автомобиль трогается, а водитель из боязни заглохнуть не отпускает педаль сцепления полностью. В это время он продолжает проскальзывать по маховику, что ведет к износу. Чтобы избежать этого, педаль сцепления нужно выжимать минимальный временной промежуток.
В экстремальных ситуациях водители новички допускают еще одну ошибку. При старте с места они замечают, что скорость слишком велика. Они оставляют педаль в положении полусцепления и одновременно нажимают на тормоз, в результате – преждевременно сгоревший диск сцепления. При торможении педаль сцепления должна быть выжата в пол, тогда проблем не возникнет.
При эксплуатации автомобиля желательно обратить внимание на еще один момент. Диафрагменная пружина и выжимной подшипник не любят, когда педаль сцепления выжимается слишком долгое время. Рекомендуется не оставлять ее в таком положении более, чем на 30 секунд. Нужно понимать, что сам диск сцепления при этом не горит, а вот подшипник и пружина испытывают излишние нагрузки, что приводит к их преждевременному износу, что тоже негативно сказывается на долговечности сцепления.
Заключение
Чтобы не спалить сцепление требуется соблюдение несложного правила. Скольжение ведомого диска по маховику должно быть минимальным, поэтому трогаться нужно на малых оборотах, желательно до 2000 в минуту, а по возможности вообще не нажимая педаль газа. Педаль сцепления должна быть или полностью отпущена, или выжата в пол до упора, не оставлять её в полусцеплении и минимально использовать ее при буксировке или движении под гору. В этом случае сцепление прослужит максимально долго, что важно для экономной эксплуатации, поскольку цена этого узла и его ремонт обойдутся достаточно дорого.
Источник https://wheelnews.ru/chto-znachit-szhech-stseplenie-na-avtomobile-s-mehanicheskoy-korobkoy-peredach/
Источник https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/pochemu-sgorelo-stseplenie/
Источник