как переключать передачи на грузовом автомобиле
И легковой автомобиль, и многотонный грузовик на первый взгляд отличаются лишь габаритами. Оба они оснащены ДВС, у обоих есть кузов и колеса, которые связаны трансмиссией, отвечающей за способность транспортного средства к перемещению. Однако коробка передач на грузовиках характеризуется рядом особенностей, которые в большинстве своем обусловлены внушительной массой ТС.
Ведь именно благодаря многоступенчатости становится возможным использование силовой установки с максимальной эффективностью. Об особенностях устройства коробки передач грузового автомобиля, а также об их ключевых отличиях пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Отличие коробки перемены передач грузовика от коробки легковушки
КП на многотонной машине, которая к тому же перевозит огромные грузы, должна быть сверхнадежной и обладать большим количеством ступеней по сравнению с легковушками.
КПП грузовых транспортных средств разрабатывают таким образом, чтобы они могли обеспечить машине требуемые динамические свойства, экономный расход топлива, высокий КПД и бесшумность работы, а также были надежны и просты в обслуживании, по возможности отличались сравнительно небольшой массой и габаритами и были доступными с финансовой точки зрения.
В подавляющем большинстве случаев коробка передач грузовика представляет собой шестеренчатый агрегат, который изменяет крутящий момент и частоту на ведущих колесах в более широком диапазоне, чем это делает двигатель. Также она позволяет ехать задним ходом, отключать мотор от движителя на более продолжительный срок во время работы на стоянках, а также в момент запуска.
В случае с КПП для тяжеловесной грузовой техники особое значение отводится массе деталей. Именно поэтому авторитетные производители комплектующих делают все для того, чтобы коробки передач, устанавливаемые на коммерческий транспорт, были как можно более легкими.
Для этого компании-производители используют облегченные материалы, преимущественно – алюминиевые сплавы, а также применяют инновационные технологии в процессе изготовления внутреннего содержимого и корпуса.
Устройство механической грузовой коробки передач
Существуют две разновидности КПП, устанавливаемых на грузовые автомобили – механические и автоматические. Первые появились гораздо раньше, они отличаются большей надежностью, выносливостью и лучшей ремонтопригодностью.
Переключение передач грузовика осуществляется благодаря наличию ступеней с зубчатыми шестеренками. Смена скоростного режима происходит из-за перемещения этих шестеренок. Зубья, сцепляющиеся с шестернями, обеспечивают возможность синхронизации колес и крутящего момента.
Говоря об устройстве механической коробки грузовика, необходимо упомянуть следующее:
Особенности устройства трансмиссии исключают риск включения сразу нескольких передач – для этого используется кулиса, блокирующая самопроизвольную смену скоростей.
Разновидности и классификация
С точки зрения способа смены передаточных чисел КПП подразделяются на два вида – ступенчатые и бесступенчатые. В бесступенчатых передаточное число изменяется благодаря наличию гидротрансформаторов.
Иногда эту функцию выполняет вариатор. А когда речь идет о спецшасси, то с этой целью используется гидропривод. Помимо всего прочего, оси валов в коробках передач могут быть вращающимися (их еще называют планетарными) или неподвижными.
Количество ступеней передач
Большинство грузовиков российского производства оснащаются механическими трансмиссиями. Количество ступеней передач в них может варьироваться в зависимости от производителя и составлять от 6-ти до 16-ти скоростей. Не смотря на большое число скоростей, переключать их удобно благодаря делителю и демультипликатору, сдваивающим каждую из передач. Чем больше ступеней в трансмиссии, тем более маневренен грузовик, что особенно актуально на сложных участках пути.
Механическая коробка передач функционирует посредством сцепления, обобщающего и разобщающего мотор и трансмиссию транспортного средства. Если бы этого разобщения не было, переключить скорость движения было бы невозможно. КПП на грузовиках многоступенчатые, как уже говорилось выше, у авто разных марок число скоростей различно.
К примеру, старые отечественные «ГАЗы» и «ЗИЛы» оборудовались 4-хступенчатыми коробками, у МАЗов и КаМАЗов коробки 5-тиступенчатые, а вот у продукции зарубежного автопрома (MAN, Scania, Volvo) трансмиссия может быть не только 6-ти, но и 14-ти, и даже 16-тиступенчатой.
Демультипликатор и делитель
Логично, что такое большое количество передач влечет за собой определенные сложности с их переключением. Чтобы упростить задачу водителя, избавить его от необходимости поиска нужной скорости и «попадания» в нее, конструкторы изобрели принципиально новое решение, агрегаты, значительно упрощающие работу с грузовиками, но при этом не усложняющие конструкцию трансмиссии. Речь идет о делителе и демультипликаторе. Рассмотрим их подробнее.
Итак, делитель – это деталь, являющаяся в некоторой степени КПП для КПП. Выполнена она в виде редуктора, состоящего из двух ступеней, первая из которых является прямой, а вторая – повышающей. Будучи установленным, например, на 4-хступенчатую трансмиссию, делитель удваивает количество передач, и их становится 8.
Что касается демультипликатора, то он также представляет собой 2-хступенчатый редуктор, но нижняя его ступень является понижающей. Говоря иными словами, чтобы получить 16-тискоростную КПП, берут стандартную коробку и соединяют ее и с делителем, и с демультпликатором. Получается формула 4 на 2 и на 2 равно 16. Управление описанными выше агрегатами осуществляется посредством рычажков и кнопок, дополнительно установленных на коробке передач.
Особенно большое количество скоростей актуально, когда автомобиль поднимается под внушительным уклоном, а ресурсов двигателя не хватает для создания требуемой тяги. Помимо прочего, трансмиссии с делителями и демультипликаторами характеризуются повышенным износом и большей экономичностью.
Автоматические коробки
Что касается автоматических коробок передач, то они не получили на грузовиках столь широкого распространения, как на легковушках. Главная причина такого положения дел – неспособность «автоматов» обеспечить должную экономию топлива. МКП ценится водителями во многом потому, что она позволяет четко контролировать автомобиль и при правильном режиме езды экономить горючее.
К тому же «механика» более проста и доступна в обслуживании, ее ремонтопригодность намного выше.
К сожалению, «автомат» не способен похвастаться этими преимуществами, поэтому на большегрузах он является чем-то сродни экзотики.
Однако есть у АКП на грузовиках и определенные преимущества, в частности:
Признаки неисправности
Существует несколько признаков необходимости ремонта коробки передач грузового автомобиля:
Ремонт коробки передач
Ремонт КПП грузовиков должен выполняться в специализированных сервисных центрах, персонал которых обладает требуемым опытом и имеет в своем распоряжении все необходимое оборудование и инструменты. Ремонту агрегата предшествует его тщательная диагностика и грамотный демонтаж.
Выполняется ремонт на специальном поворотном стенде. Если необходимо заменить детали коробки, ее придется полностью разобрать и внимательно осмотреть на предмет наличия трещин и срывов резьбы. Если на шестеренках сломаны зубья, их (то есть шестерни), нужно поменять.
Сделать это технически грамотно и правильно, не обладая требуемыми навыками, невозможно, поэтому еще раз настоятельно рекомендуем доверить выполнение столь ответственной задачи настоящим профессионалам.
Заключение
Мы описали ключевые особенности КПП грузовиков и их основные разновидности. И у «механики», и у «автомата» есть как плюсы, так и минусы, выбор делается на основе предпочтений пользователя и с учетом условий дальнейшей эксплуатации ТС. В любом случае, о какой именно коробке речь бы ни шла, необходимо своевременно проводить техобслуживание и обращаться в автомастерскую сразу же, как только были замечены малейшие признаки неисправности.
Коробки передач грузовых автомобилей, как переключать
Коробки передач на фурах
Коробка передач на фурах – один из важнейших элементов комфортной и безопасной поездки. Многие опытные водители даже не обращают внимание на характеристики двигателя и прочих важных узлов автомобиля. Они сразу интересуются, сколько передач на фуре, и какая в ней используется трансмиссия. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Коробка передач грузового автомобиля
КПП на грузовике необходима для выбора диапазона мощности, которая подается на колеса, проще говоря, крутящего момента. Кроме того, с ее помощью осуществляется переключение на задний ход. Благодаря такой возможности управление автомобилем становится более простым.
Ознакомиться, как работать с коробкой передач грузовика, можно здесь:
Чем больше скоростей имеют коробки передач у фур, тем комфортнее на них ехать в разных дорожных условиях.
Разновидности и классификация
Существует большое количество КПП у различных грузовиков. Например, «Мерседес», «Скания», «МАН», МАЗ, КамАЗ, «Газель», «Вольво» фн 12 седельный тягач и прочие производители часто сами разрабатывают себе коробки, которые могут отличаться тем, сколько есть скоростей у фуры, видом управления и прочими характеристиками.
В первую очередь трансмиссии различаются по типу передачи момента кручения. В зависимости от этого они бывают механическими, электрическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими.
Как правило, в России производятся КПП с механической трансмиссией. Но со временем появляется все больше автоматических коробок, которыми уже давно комплектуются грузовики западного производства.
Количество ступеней передач
В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое немалое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.
Чем больше в грузовике используется ступеней трансмиссии, тем более маневренным он сможет быть в сложных условиях, например, в высокогорье.
Демультипликатор и делитель
Демультипликатор и делитель отличаются друг от друга. Демультипликатор является механизмом, повышающим крутящий момент. То есть машина имеет больше оборотов, но едет при этом медленнее.
Использование демультипликатора подразумевает наличие раздаточной коробки с пониженными передачами, которые нужны для ситуаций, когда обычного количества ступеней не хватает (то есть при езде на более высокой скорости недостаточно оборотов, а на низкой – они слишком существенные).
Благодаря наличию демультипликаторов коробка служит дольше, сила тяги грузовика увеличивается, экономится топливо.
Делитель позволяет использовать повышенные передачи. Таким образом, крутящий момент, наоборот, снижается. Это необходимо для экономии топлива при езде на трассе, для сокращения темпов износа двигателя и уменьшения шума от мотора.
Обратите внимание, что одна и та же машина может быть оснащена и делителем, и демультипликатором. Например, КПП на 12 скоростей – это стандартные 4 передачи + 4 пониженные и 4 повышенные.
Автомат или механика: что выбрать
Многие спорят, какую же коробку выбирать – автомат или механику. Больше преимуществ имеет первый вариант. Механика служит дольше, двигатель при ней работает ровнее, эта коробка дешевле в обслуживании. Недостаток у нее один: если такая трансмиссия сломается, починить ее будет стоить гораздо дороже.
Переключение скоростей на фуре
На классической ручной КПП скорости переключаются следующим образом:
Подобным образом работает переход на все другие ступени. Если же вы достигли предела низких скоростей, переключите селектор на высокие (переведите кнопку в верхнее положение) и по той же схеме работайте.
Если есть необходимость разделить пополам какое-то из значений трансмиссии, используйте для этого распределитель (демультипликатор или делитель). Особенно актуальна эта функция при езде по холмистой местности, перевозке очень тяжелых грузов, когда важно контролировать уровень оборотов мотора в нужном диапазоне. Для разделения передачи переводят кнопку распределителя вперед, бросают газ, выжимают и отпускают сцепление.
Видео переключения передач фуры Scania прямо на ходу можно посмотреть тут:
Полезные советы
Перед ездой рекомендуется максимально подробно изучить схему переключения передач. Сделать это можно, стоя на месте, нужно постоянно смотреть на коробку. Как правило, на селекторе обозначена специальная диаграмма относительно позиции каждой скорости. У низких передач один цвет, у высоких – другой. Отдельно выделены скорости, отвечающие за заднее движение (буква R). Запоминайте, сколько передач есть на селекторе, а также позиции всех переключателей, и за что они отвечают.
Итак, важно обращать внимание на характеристики трансмиссии на грузовике. Чем более продвинутая коробка, тем проще управлять автомобилем. Наличие демультипликатора и делителя позволяет легче ездить по горам и экономить топливо. А использование коробки-автомат и вовсе упрощает передвижение на грузовике.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Коробки передач грузовых автомобилей
Широкий спектр грузовых автомобилей, в особенности автомобилей для внутригородских и дальних перевозок, а также перевозок стройматериалов, требует создания коробок передач, специально предназначенных для таких режимов эксплуатации.
Ниже перечислены различные конструктивные типы механических коробок передач, разработанные компанией ZF для грузовых автомобилей разного назначения. Они разделяются на 3 группы:
Важные отличительные особенности этих коробок передач:
К серии Ecolite относится, к примеру, модель S 6-66, рассчитанная на передачу крутящего момента до 750 Н-м (рис. 46 «Шестиступенчатая коробка передач серии Ecolite, модель S 6-66«).
Максимальное передаточное отношение, которое можно получить с помощью шестиступенчатой коробки передач, составляет i = 9,0.
На грузовых автомобилях для дальних перевозок используются шестиступенчатые коробки передач со встроенным передним делителем. Эта дополнительная зубчатая передача, расположенная перед основной коробкой передач, обеспечивает — как показано на рисунке 47 «Шестиступенчатая коробка передач со встроенным передним делителем» — второе постоянное передаточное отношение, которое чаще всего выполнено как повышающая передача с i — 0,83.
Попеременное включение двух постоянных передаточных отношений L и S («медленная группа» — «быстрая группа») удваивает имеющиеся шесть ступеней коробки передач, то есть каждый интервал передаточных отношений делится пополам, в результате чего весь диапазон передаточных отношений разделяется на 12 ступеней.
Таким образом, блок делителя делает манеру езды более экономичной, всегда обеспечивая выбор «идеальной» ступени и, тем самым, правильное соотношение мощности двигателя и режима движения.
Чтобы лучше понять все вышесказанное, см. таблицу 4 «Передаточные отношения с делителем и без него» и рисунок 48 «Разделение и одновременное расширение диапазона передаточных отношений благодаря встроенному делителю«, которые иллюстрируют разделение (L и S) и одновременное расширение диапазона передаточных отношений прямой передачи (9,06-1,0) за счет встроенного блока делителя с i = 0,83.
На рисунке 49 «Конструкция шестиступенчатой коробки передач модели S 6-66 и схема передачи крутящего момента на разных ступенях» показана коробка передач модели S 6-66 со встроенным передним делителем и схема передачи крутящего момента на отдельных передачах в медленной (L) и быстрой (S) группах.
Управление делителем осуществляется с помощью пневмопривода и системы управления, которая — как видно из рисунка 50 «Схема принципиального устройства пневматического привода переключения ступеней делителя» — состоит из клапана управления делителем (1) на рычаге переключения передач, пускового клапана (10), управляемого педалью сцепления, и рабочего цилиндра двойного действия (12) со встроенным ускорительным клапаном (11).
Перед тем, как переключить передачу, водитель с помощью клапана управления (1) и ускорительного клапана (11) выбирает требуемую группу (L или S) делителя. Только после полного разъединения сцепления пусковой клапан (10) активизирует подачу сжатого воздуха к рабочему цилиндру (12) и дальнейшее переключение передач выполняется в соответствии с выбранной группой.
Коробки передач серии Ecomid имеют встроенный задний делитель. Девятиступенчатые модификации этой серии, используемые преимущественно на грузовых автомобилях для перевозки стройматериалов, представляют собой блок из четырех передач с отдельной понижающей передачей скользящими шестернями и дополнительным задним делителем в виде планетарной передачи. Примером такой конструкции является коробка передач модели 9 S 109 (рис. 51).
При подключении заднего делителя количество передач в блоке из четырех передач удваивается. При этом получаются два положения переключения — «медленная группа» (L) с передачами 1-4 и «быстрая группа» (S) с передачами 5-8. Таким образом, вместе с понижающей передачей в распоряжении водителя имеются в общей сложности девять последовательно переключаемых передач переднего хода. Схема передачи крутящего момента изображена на рисунке 52.
Работа планетарной передачи в качестве заднего делителя производится следующим образом (рис. 53 «Устройство планетарной передачи«). Когда клапан управления делителем находится в положении «Ь>, коронная шестерня (1) остается неподвижной. Приводимые в движение солнечной шестерней (вторичным валом) (2) планетарные шестерни (3) — и, тем самым, водило планетарной передачи (первичный вал) (4) — перекатываются по неподвижной коронной шестерне.
При этом возникает следующее передаточное отношение (на примере модели 9 S 109):
i = Zкоронной шестерни/ Z солнечной шестерни +1 = 86/34+1 = 3,53
«+1» связано с тем, что водило планетарной передачи совершает один оборот, в то время как солнечная шестерня — 2,53 оборота.
При перемещении клапана управления делителем в положение «S» коронная шестерня жестко соединяется с водилом планетарной передачи. В результате планетарная передача работает как единый блок без изменения передаточного отношения (i = 1,0).
В коробках передач с задним делителем переключение основных передач осуществляется с помощью механического привода, а переключение групп делителя — с помощью пневматического механизма. При этом существуют две различных схемы переключения передач (рис. 54 «Схемы переключения ступеней в четырехступенчатой коробке передач с задним делителем«).
При переключении с двойным Н каждой отдельной передаче соответствует определенное положение в схеме переключения передач (рис. 54 слева). При этом переключение групп делителя L и S осуществляется автоматически при смене канала 3/4 на 5/6, то есть при переключении после четвертой на пятую передачу или наоборот.
При переключении с наложением Н (рис. 54 справа) положениям 1-4 рычага переключения передач соответствуют по две передачи. Это означает, что при переключении с четвертой на пятую передачу или наоборот сначала необходимо выбрать группу делителя с помощью клапана управления делителем на рычаге переключения передач.
Система управления для переключения с двойным Н изображена на рисунке 55 «Схема принципиального устройства механизма переключения передач по схеме «с двойным Н»«. Она состоит из переключающего клапана (1) и рабочего цилиндра двойного действия (2), встроенного в коробку передач. Переключающий клапан активизируется с помощью управляющего вала (3) блока основных четырех ступеней коробки передач и разблокирует подачу сжатого воздуха к рабочему цилиндру только при нейтральном положении рычага переключения передач.
При установке на грузовых автомобилях для дальних перевозок коробка передач с задним делителем комбинируется с передним делителем, который в этом случае устанавливается перед блоком четырех основных ступеней (без понижающей передачи). Таким образом можно получить коробку передач с 16 ступенями (2x4x2 =16) (рис. 56 «Ступени передаточных отношений для коробки передач с передним и задним делителями (без понижающей передачи)«).
Подобные коробки передач есть в арсенале производителей грузовых автомобилей Mercedes- Benz, Volvo и Scania. В сочетании с двигателями, получившими систему турбонаддува, они являются идеальным вариантом, прежде всего, для перевозок на дальние расстояния.
Многоступенчатые коробки передач с тонкой градацией ступеней, такие, как изображенная модель 16 S 221 из серии ZF Ecosplit, даже получили у водителей-дальнобойщиков прозвище «Skip and split». Это означает, что водитель не должен последовательно переключать все 16 ступеней, а может «перепрыгивать» через передачи в зависимости от загрузки автомобиля и режима его движения.
Электронно-пневматическая система переключения передач (EPS)
Для облегчения переключения передач и выбора правильной передачи на грузовых автомобилях специалистами Mercedes-Benz была разработана система EPS (Elektronisch Pneumatische Schaltung). Она используется в 16-ступенчатых коробках передач, представляющих собой блок из четырех основных передач с подключенными передним и задним делителем. Конкуренты тоже не дремали, и сегодня автоматизированные механические коробки передач есть в арсенале у всех производителей автомобилей промышленного назначения. Среди них такие известные компании, как Scania (Opticruise) и Volvo (i-Shift). Iveco, MAN и Renault делают ставку на коробки передач производства ZF (Zahnradfabrik Friedrichshafen) — AS-Tronic. Эта коробка передач работает без синхронизации, а синхронное вращение валов обеспечивается исключительно электронным блоком двигателя.
На рисунке 58 «Схематическое изображение электронно-пневматической системы переключения передач EPS» наглядно показано, какие агрегаты относятся к системе EPS.
Процесс переключения передач
Блок управления анализирует входные данные, такие, как команды на переключение передач, частота вращения вторичного вала коробки передач, положение рычага переключения передач. После этого блок управления активизирует соответствующие электромагнитные клапаны с помощью рабочих цилиндров, выполняющих переключения в основном пневматическим способом. При переключении на более высшую или более низшую передачу переключение выполняется только на одном уровне (по одному ходу рычага переключения) и только при нажатой педали сцепления. Как правило, рычаг переключения передач в электронно-пневматической системе всегда находится в среднем положении, даже при включенной передаче. Чтобы выполнить переключение на более высшую или более низшую передачу, необходимо при нажатой педали сцепления переместить рычаг переключения передач вперед или назад. При перемещении рычага влево включается нейтральное положение. Рычаг переключения передач должен сначала двигаться в соответствующем направлении до возникновения ощутимого сопротивления. Когда сопротивление возрастает настолько, что рычаг не может двигаться дальше, это означает, что передача включена. После этого можно отпустить педаль сцепления и рычаг переключения передач. Номер включенной передачи отображается на дисплее. Если при переключении на более низшую передачу раздается предупреждающий звуковой сигнал, передача не переключается, чтобы избежать превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
На рычаге переключения передач, кроме двухпозиционного переключателя групп переднего делителя, находится так называемая функциональная кнопка. Если при переключении на более высшую или более низшую передачу одновременно нажать на эту кнопку, система «перепрыгнет» через одну передачу. При включении передачи заднего хода (что возможно только из нейтрального положения на стоящем автомобиле), необходимо в любом случае нажать функциональную кнопку. В случае включения передачи из нейтрального положения во время движения, электронный блок сам выберет передачу, соответствующую скорости движения или частоте вращения коленчатого вала двигателя. Переключение групп переднего делителя осуществляется с помощью двухпозиционного переключателя («медленная группа» (L)/«быстрая группа» (S)) через сцепление, которое необходимо выжать тотчас после нажатия на переключатель. Кроме этого, предусмотрен аварийный выключатель (вращающийся регулятор). В случае отказа электронного блока с помощью пневматического привода можно принудительно выбрать нейтральное положение рычага, включить вторую или четвертую передачи, а также передачу заднего хода.
Все тонкости и нюансы коробки передач для грузовиков
Коробки передач грузовиков, например, КамАЗ 43118–50, существенно отличаются от КПП, устанавливаемых на легковые автомобили. Изменения обусловлены огромной массой и эксплуатацией транспортного средства.
Отличие коробки передач грузовика от коробки легковушки
Большегрузные машины оборудуются надежными и многоступенчатыми коробками передач. Благодаря этому грузовики НЕО 2 КамАЗ, KAMAZ-65801-T5 и др.:
- потребляют меньше топлива;
- имеют высокий КПД;
- бесшумны;
- отличаются хорошими динамическими свойствами.
Кроме того, ТС оборудуют агрегатами, которые можно починить в полевых условиях. Это особенно важно для компаний, работающих вдалеке от города и СТО. Ремонт КамАЗа в большинстве случаев можно сделать вручную, т. к. КПП изготавливается из легких материалов, например, алюминиевых сплавов.
Устройство механической грузовой коробки передач
На современные грузовики устанавливают 2 вида КПП: механические и автоматические. Первые характеризуются надежностью, износостойкостью, ремонтопригодностью, поэтому их продолжают активно использовать на тяжелом коммерческом транспорте, несмотря на появление более удобных АКПП.
Механика состоит из следующих элементов:
- обгонные муфты;
- блок шестеренок;
- блок заднего хода;
- картер, заполненный машинным маслом;
- сцепление;
- синхронизаторы скорости;
- кулиса, исключающая риск произвольного переключения скоростей.
Разновидности и классификация
Механические коробки грузовиков, установленные на машины, например, 43118 50 КамАЗ, 65207 бортовой, подразделяются по 2 основаниям:
- количество ступеней;
- число валов.
Если говорить о валах, то грузовики оснащаются преимущественно 3-вальной МКПП, 2-вальные устанавливаются на легковые автомобили. Выбирая ТС, стоит обращать внимание на оба пункта, т. к. они влияют на плавность разгона, увеличение КПД. Более подробно ознакомиться с характеристиками машин можно по ссылке.
Количество ступеней передач
Грузовики от российского производителя КамАЗ оснащаются КПП, количество ступеней передач которых варьируется в пределах 6–16. Увеличение числа дает несколько преимуществ:
- комфорт — КамАЗ 43118–50 разгоняется более плавно. Человеку в кабине не приходится терпеть резкие толчки после каждого переключения, перегазовывать;
- низкий расход топлива — водитель может подобрать подходящую ступень, чтобы снизить обороты двигателя и потребление газа, дизеля до минимума;
- скорость — транспорт разгоняется быстрее, однако на максимальную скорость количество ступеней не влияет, т. к. в последнем случае важны мощность силовой установки, выхлопная система.
Хотя большое количество передач имеет ряд положительных черт, МКПП с 7+ ступенями имеют серьезный недостаток — дорогостоящий ремонт. Их сложнее починить, чем устаревшие 6-ступенчатые системы. Чтобы узнать точную стоимость, ознакомьтесь с услугами АКПП сервиса и свяжитесь со специалистом дилерского центра.
Демультипликатор и делитель
Демультипликатор повышает крутящий момент, т. е. грузовик (например НЕО 2 КамАЗ) едет медленнее при большом количестве оборотов. Использование этого агрегата подразумевает наличие раздатки с низкими передачами, которая устанавливается на грузовую технику. Машины страдают из-за того, что на большой скорости оборотов не хватает, а на низкой они излишне существенные.
Демультипликатор увеличивает длительность службы КПП из-за уменьшения крутящего момента, снижает износ силовой установки. А делитель позволяет ехать на повышенных передачах.
Автоматические коробки
Автоматические коробки передач — более современный агрегат, упрощающий управление. Водитель НЕО 2 КамАЗа не должен вручную контролировать скорость автомобиля. Однако нужно учитывать, что автомат дорого ремонтировать, и он не обеспечивает экономичный расход топлива.
АКПП идеально подходит для работы в крупных городах, где часто случаются пробки. Однако для бездорожья лучше выбрать механику.
Признаки неисправности
На неисправность коробки передач грузовика, например, КамАЗ 43118–50, указывают:
- самопроизвольная смена скоростей;
- передача не включается из-за износа привода переключателей;
- водителю необходимо прикладывать усилие;
- посторонние звуки;
- сильная вибрация.
При обнаружении первых проблем необходимо отправить на диагностику, т. к. разрушение мелких деталей может привести к повреждению соседних агрегатов, систем, а во время езды — стать причиной ДТП.
Ремонт коробки передач
Ремонт стоит проводить в специализированных сервисных центрах, где есть полный набор оборудования для диагностики и починки транспортного средства. В полевых условиях невозможно качественно восстановить работоспособность КПП, т. к. из-за некоторых поломок может понадобиться демонтаж системы и ремонт на поворотном стенде.
Кроме того, замена шестерней со сломанными зубьями получится только у квалифицированного специалиста. Если доверить починку дешевому СТО, КамАЗ снова выйдет из строя из-за отсутствия комплексной диагностики или неоригинальных запчастей.
Если вы не уверены в состоянии КамАЗа, стоит пройти обслуживание в СТО официального дилера “Кориб”, который занимается ремонтом КамАЗов в Набережных челнах. Чтобы ознакомиться с услугами ремонта МКПП, АКПП сервиса, перейдите по ссылке.
Как переключать коробки передач грузовых автомобилей
Переключение скоростей на механической коробке:
- Завести грузовик, проверить работу распределителя.
- Нажать на педаль сцепления.
- Перевести селектор трансмиссии в нижнюю позицию.
- Отпустить сцепление и надавить на педаль газа.
- Снова выжать сцепление.
- Перевести селектор в нейтральную позицию.
- Установить селектор в положение первой скорости.
АКПП на НЕО 2 КамАЗ управляется проще. Контроль осуществляется с помощью нескольких режимов:
- P — парковка. Водитель не планирует ехать, поэтому двигатель можно запустить только для прогрева ТС;
- D — движение вперед;
- R — езда назад;
- N — нейтралка. Коробка и двигатель разомкнуты, возможны прогрев и буксировка автомобиля без подвешивания ведущих колес;
- D3, 2, 1 — блокировка повышенных передач.
Источник https://wheelnews.ru/kak-pereklyuchat-peredachi-na-gruzovom-avtomobile/
Источник https://korib.ru/stati/vse-tonkosti-i-nyuansy-korobki-peredach-dlya-gruzovikov.html
Источник