Как правильно пользоваться АКПП
Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки. Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.
Сегодня по статистике большинство автомобилей выпускается с коробкой «автомат». Технически это значит, что в машине установлена трансмиссия, в которой переключение скоростей происходит с помощью электроники.
На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.
Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.
Обозначения (символы) на панели АКПП
Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.
- «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.
Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.
А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.
Запуск двигателя с АКПП
Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:
- В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации). Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).
Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).
Начало движения и остановка с АКПП
Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.
Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:
- Вставить ключ в замок зажигания.
Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».
Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:
- При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
Распространенные ошибки при использовании АКПП
- Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
Заключение
Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
Видео о том, как пользоваться «автоматом»:
Как завести машину на автомате за 5 минут?
Эксплуатация
Автор Proavtomaster На чтение 6 мин Просмотров 368к. Опубликовано 3 августа, 2022
Когда приобретается машина с автоматической коробкой, большинство водителей сталкиваются с проблемами. Они не знают, как лучше эксплуатировать такое транспортное средство, правильно пользоваться КПП, чтобы она дольше прослужила. Практика показывает, что сильнее всего коробка повреждается при заводе двигателя. Поэтому важно ознакомиться с правилами рекомендациями специалистов, чтобы не допускать распространенных ошибок, надолго сохранить работоспособные характеристики агрегата.
Как завести машину на автомате
- Существует несколько разновидностей АКПП, что устанавливаются на современные автомобили. Это гидравлические, роботизированные или вариаторы. Есть нюансы в рекомендациях при заводе машины, но в большинстве случаев процессы схожие.
- Конструкционные особенности салонной части коробки. Например, некоторые модели комплектуются пазами, чтобы водитель мог убедиться в правильном положении рычага. На других только есть отметки с указанием символов, по которым водитель «читает» положение рычага коробки.
- Большинство производителей поддерживается правил по составлению конструкции автоматических коробок. Это требуется для того, чтобы водители без проблем могли менять автомобили, и при этом им не нужно было перестраиваться под новые правила управления.
Правила запуска двигателя с автоматической коробкой
В первую очередь необходимо запомнить, что транспортное средство, где используется АКПП, необходимо заводить только с положений рычага на отметке «P» или «N» (парковка или нейтраль соответственно). Если рычаг стоит на «Р», тогда:
- Вставляют ключ.
- Запускают двигатель.
- Иногда перед запуском необходимо зажать педаль тормоза, чтобы автомобиль случайно не тронулся. Это защитные системы машины, которые препятствуют авариям или нежелательному движению машины.
Если рычаг стоит на «N», тогда:
- Вставляют ключ.
- Запускают двигатель.
В данном режиме КПП и двигатель как бы разъединены. Поэтому никакие защитные системы здесь сработать не смогут. Соответственно, водителю следует самостоятельно следить за тем, чтобы автомобиль случайно не поехал по наклонной дороге.
Новичкам рекомендуется использовать только «Р» для запуска двигателя. Также им стоит научиться правильно глушить автомобиль.
Как правильно завести машину автомат с бензиновым двигателем
Правильная инструкция по заводу автомобиля с бензиновым двигателем следующая:
- Вставляют ключ.
- Выжимают тормоз.
- Переводят рычаг в положение «Р».
- Запускают двигатель, но продолжают удерживать тормоз.
- Осуществляется прогрев двигателя.
- Переключение рычага по всем положением, чтобы подготовить КПП к эксплуатации.
- Дождаться, пока температура автомата поднимется до рабочего уровня.
- Отпускают тормоз.
- Переводят рычаг в положение «D».
Рабочие температуры в автоматических коробках могут немного отличаться. Чаще всего она составляет 70 градусов.
Как заводится машина на автомате с дизельным двигателем
Запускать двигатель, работающий на дизельном топливе, нужно по инструкции:
- Вставляют ключ.
- Переключают рычаг в положение «Р».
- Ждут, пока свечи достаточно нагреются. Для этого на панели приборов установлен специальный индикатор.
- Поворачивают ключ в замке.
- Переключают рычаг по всем положениям.
- Отпускаю педаль тормоза, параллельно включая режим «D».
Как видно, инструкции не сильно отличаются. Если придерживаться данных рекомендаций, то коробка долго вам прослужит, будет изнашиваться только по естественным причинам.
В каком режиме лучше заводить мотор: паркинг или нейтралка?
Поскольку в режиме «нейтраль» автомобиль может случайно тронуться и поехать, водитель может быть не готов к этому. Соответственно, рекомендуется заводиться с режима «паркинг». Причем это правило применимо не только к новичкам, но и опытным водителям.
Не заводится машина с автоматической трансмиссией
В интернете предостаточно информации относительно того, что завести автоматическую коробку можно с толкача. Однако в действительности между АКПП и силовой установкой нет никакого прямого контакта в отличие от механики. Поэтому когда вы будете толкать машину, колеса начнут крутиться. И сигнал поступит не в двигатель, а непосредственно на коробку. Она принимает на себя все механическое воздействие, ломается. В большинстве случаев после попыток завести машину с толкача коробка передач полностью выходит из строя, причем без возможности восстановления.
Существует и другое распространенное мнение, согласно которому автомобиль необходимо сначала разогнать до 60 км/ч, после чего резко переключить рычаг в положение «D». Якобы, это позволит машине завестись. Но от такой скорости связь между коробкой и двигателем не появится, поскольку она в принципе не предусматривается конструкцией. Более того, вы будете двигаться на большой скорости без тормозов, что плохо обернется не только для коробки.
Сел аккумулятор
Начинающие водители часто сталкиваются с проблемой неработающего или севшего аккумулятора. Если в МКПП можно подтолкнуть машину, то с АКПП так проблему не решить. Можно:
- Попробовать отогнать с помощью эвакуатора автомобиль в теплое место. После прогрева батарея может «ожить».
- Использовать сменный аккумулятор, если такой имеется.
- Зарядить аккумулятор.
- Попросить «прикурить» соседа.
Чаще всего проблема встречается зимой, поскольку холод сильно влияет на уровень заряда батареи. Поэтому многие водители заносят АКБ домой или не оставляют машины на улице во избежание проблем.
Причины в АКПП
Если вы полностью уверены в том, что батарея заряжена, то проблема с заводом двигателя может наблюдаться из-за самой коробки передач. Если АКПП выходит из строя, то нельзя:
- Пытаться восстановить ее самостоятельно.
- Пытаться завести машину посредством движения.
- Пользоваться буксировкой.
Дело в том, что агрегат является очень сложным в сравнении с механикой. Поэтому ремонтом должны заниматься только компетентные специалисты. Не стоит пытаться отремонтировать изделие на скорую руку самостоятельно, это может привести к усугублению проблемы.
О том, что нельзя заводить автомобиль с автоматом с толкача, вы уже знаете.
Если пользоваться буксировкой, то есть риск столкнуться с ведущим автомобилем. Если КПП не работает, то водитель не сможет своевременно затормозить или выполнить определенные маневры. В такой ситуации столкновения не избежать.
Причины в двигателе
Если вы проверили севший АКБ, а также уверены, что КПП исправно работает, то автомобиль может не заводиться из-за проблем с двигателем. Силовой агрегат может ломаться по разным причинам, начиная с естественного износа и заканчивая механическими повреждениями. Как и в случае с коробкой передач, не стоит пытаться отремонтировать агрегат своими силами, особенно если вы находитесь на дороге. Лучше сразу вызвать эвакуатор, чтобы отвезти машину на СТО для диагностики и устранения неисправностей.
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/2665-kak-pravilno-polzovatsya-akpp.html
Источник https://proavtomaster.com/ekspluatatsiya/kak-zavesti-mashinu-na-avtomate
Источник