Как проверить сцепление автомобиля на работу

Как проверить сцепление на МКПП и «роботе»

Сцепление является важной и неотъемлемой частью автомобилей с механической и роботизированными коробками передач, без него бы не получилось реализовать работу автомобиля в разных режимах и смену скоростей. Сцепления современных автомобилей конструктивно выверены, надежны и обладают большим ресурсом (о котором мы еще, конечно, поговорим), но все-таки не вечны. Рано или поздно встает вопрос проверки и диагностики сцепления. И тут появляется проблема.

На фото - диск сцепления

Если бы элементы сцепления находились на виду, то никого вопроса вообще бы не было – состояние на глаз сможет определить даже далекий от авторемонта человек, но сцепление конструктивно расположено где-то в глубине, поэтому посмотреть на него без усилий не получится. Конечно, можно снять коробку передач, раздатку и иные агрегаты, которые перекрывают доступ, но обычно это настолько трудоемкий процесс, что проходить его только ради диагностики совсем не хочется. Так что делать выводы о необходимости ремонта чаще всего приходится по косвенным признакам. Благо, они тоже могут о многом сказать.

Симптомы

Обычно желание проверить сцепление возникает не на пустом месте и сопровождается появлением некоторых проблем, которые «вылезают» даже при обычной эксплуатации автомобиля. Трудности при переключении передач, рывки при трогании и разгоне, запах паленого даже в обычных режимах движения, странные шумы и потеря динамики. Очень редко все проявляется одновременно, но если хоть что-то из вышеописанного на машине наблюдается, то о здоровье сцепления стоит подумать. При каждом из симптомов сцепление может быть не причем, поэтому их наличие это не автоматическое показание к ремонту или замене, а причина уделить вопросу большее внимания.

Два способа определения износа

Проще всего определить износ диска сцепления, с диагностикой этого проблем не возникает. Есть два способа.

Первый – проверить в движении. На свободной дороге разогнаться до высшей передачи (пятая или шестая в зависимости от МКПП), попробовать резко ускориться и наблюдать за тахометром и спидометром. Если обороты и скорость растут синхронно, то все хорошо, а если наблюдается так называемый эффект вариатора, когда сначала резко подскакивают обороты, потом постепенно начинает увеличиваться скорость, то сцепление буксует – значит оно изношено. Наиболее ярко это проявляется на высшей передаче, поэтому для проверки ее и рекомендуется использовать.

Изношенный на 40 % диск сцепления

Второй способ еще проще: стоя на месте включить четвертую передачу и попробовать тронуться. Если мотор заглох или автомобиль хоть и сдвинулся с места, но с очень большими усилиями, то со сцеплением все нормально, а вот если начало движения произошло относительно плавно и легко, то, наверное, сцепление уже работает как гидротрансформатор и «размывает» крутящий момент, а значит его пора менять.

Читать статью  Кредиты на автомобили с пробегом в Саратове

Вышеописанное скорее всего даже не поломка, а просто выработанный ресурс. Многие спрашивают, каков ресурс у сцепления, но ответ на этот вопрос сильно зависит как от опыта водителя, так и от условий эксплуатации. Новичок, который все время проводит в пробках, постоянно ездит с прицепом и буксует, может спалить сцепление за 30-50 тысяч километров. Опытному водителю, который ездит только по трассе на пустой машине, сцепление может служить чуть ли не вечно. Если отбросить крайности, то при «обычном» режиме эксплуатации у «обычного» водителя сцепление живет 100-200 тысяч километров.

Что касается двух способов проверки, то первый нам кажется нагляднее и проще, во втором многое зависит от чувства автомобиля водителем, от эластичности мотора, от передаточных чисел в коробке передач, но, в целом, оба вполне могут дать понять, что сцепление изношено и его пора менять. Обычно, при первых признаках пробуксовки на машине еще можно какое-то время ездить не разгоняясь в пол, но мы бы рекомендовали с заменой не тянуть – буксующее сцепление это и некомфортно, и небезопасно, ведь в нужный момент тяги может не хватить.

Устройство корзины сцепления

Определение поломок

Помимо того, что сцепление может выработать ресурс, какие-то элементы также могут банально сломаться. Если ресурс связан с более-менее приличными пробегами, то поломка может произойти когда угодно. Если в ресурсе проблема возникает с истертым диском, то в случае поломок чаще всего проблемы возникают с выжимным подшипником.

Выжмной подшипник

Проблемы с выжимным обычно не нужно диагностировать, они более чем очевидны. Часто они проявляются в переключении передач. Конечно, проблема может быть и в другом, но если более очевидных причин не нашлись, то высока вероятность, что это именно выжимной – он либо не до конца размыкает диски, либо наоборот мешает плотному смыканию. Чаще всего это именно неполное размыкание дисков, в таком случае принято говорить, что сцепление «ведет». При обнаружении подобных признаков не обязательно сразу менять сцепление, можно попробовать прокачать привод (если он, конечно, гидравлический) или отрегулировать педаль сцепления. Иногда это помогает решить проблему, но редко.

Еще часто выводы о работе выжимного советуют делать по звукам из коробки – при проблемах с подшипником будут посторонние вкропления. Действительно, такое часто случается, но очень точным показателем мы бы это не назвали. Особенно если это не сильный скрежет или удары, а что-то тихое. Как в анекдоте с бананом иногда дополнительный звук это просто дополнительный звук. В качестве примера можно привести Renault Logan первого поколения, многие владельцы которого обращали внимание на негромкий чавкающий звук при работе машины на холостом ходу. При выжатом сцеплении звук пропадал. Оказалось, что источником звука является устанавливаемый на заводе выжимной фирмы Valeo, вот такая у него конструктивная особенность. Замена на новый той же фирмы ничего не давала – они все «чавкали». С этим звуком подшипник был полностью исправен, легко ходил сотни тысяч километров и ничем больше не досаждал. Избавиться от звука можно было только установив подшипник другого бренда.

Читать статью  Рейтинг механических защит автомобиля от угона: ТОП-6 популярных средств от кражи

Проверка сцеплений у «роботов»

Как мы уже отмечали, сцепление используется не только в механических, но и в роботизированных коробках передач. Несмотря на то, что принцип работы там схож, но заведует всем электронный блок управления, поэтому проверки, которые применялись для механики, либо вообще невозможны, либо могут иметь задемпфированные результаты из-за особенностей электронной части «робота». Для таких коробок особых проверок нет, но можно дополнительно обращать внимание на несколько моментов.

Робот DSG

Во-первых, переключение режимов коробки на холостом ходу. «D», «R» и «N» должны сменять друг друга без подергиваний и посторонних звуков. Во-вторых, плавность смены передач на ходу, если наблюдаются сильные рывки и задержки, значит со сцеплением что-то не так.

Несмотря на развитие электроники и очень умные и сложные системы, по качеству и деликатности работы со сцеплением «роботы» пока сильно отстают от «живых» водителей, поэтому износ у них почти всегда происходит гораздо быстрее. Причем это касается как простых однодисковых «роботов», так и более сложных двухдисковых. Зато наличие электроники позволяет рассчитывать на компьютерную диагностику. Что, как и каким оборудованием конкретно можно продиагностировать – зависит от модели коробки, но обычно некоторые возможности есть. Например, на очень популярной и распространенной DSG с помощью сканера можно не только считать ошибки мехатроника, но и определить износ дисков, причем не только фирменным софтом, но и популярными сторонними программами типа VCDS. Дело в том, что у DSG в отличие от МКПП сцепление по умолчанию разомкнуто, а смыкание происходит только в движении, причем его сила варьируется блоком управления. По тому, насколько сильно электроника смыкает диски, можно сделать довольно точные выводы о толщине накладок и работе диска. Если для МКПП все описанные нами способы проверки носят оценочный и примерный характер, то для «роботов» сканер может выдать остаточную толщину дисков в миллиметрах, время замены сцепления можно определять с математической точностью.

Робот DSG - проверка остатка сцеплений

В целом, проверка сцепления не является большой проблемой. Оценить ощущения от использования коробки передач и провести пару простых тестов – вот и весь рецепт. Сцепление на «механике» узел долгоиграющий, ломается и искатывает ресурс он не очень часто. Но если сцепление все-таки износилось, то лучше с его заменой не затягивать – такая езда некомфортна и небезопасна. А с учетом того, что стоимость работ по замене немалая, менять лучше комплектом особо не разбираясь какой элемент пострадал больше всего – на круг это выйдет дешевле чем лезть в агрегат второй раз.

Как проверить сцепление на машине – самые простые и точные способы

Если вы заметили неадекватное поведение автомобиля на педаль сцепление или возникли хотя бы малейшие подозрения на неисправность сцепления в машине – нужно ехать на СТО. Но если нет времени или не хотите ошибочно «приговорить» этот узел, есть народные способы самостоятельно проверить его в своём авто.

Читать статью  Виртуальное вождения автомобиля для начинающих

Как показывает опыт – это самые надежные методы определения неисправности. Пусть некоторые из вас покажутся варварскими, но их эффективность доказана временем и опытом многих автовладельцев.

Способы самостоятельной проверки сцепления в автомобиле – проще некуда

Что для этого нужно

  1. Ровная дорога. Желательно загородная трасса, где мало машин. Лучше выбрать время не в час пик, чтобы никому не мешать.
  2. Исправный ручной тормоз. Под словом «исправный», я имею в виду стояночный тормоз, который может держать машину от скатывания с крутого бугра.

Выполнив эти условия, вы сможете на 100% верно диагностировать сцепление в своём авто. После этого смело поезжайте на сервис, вы теперь будите знать, что не зря скидываете коробку, и платите деньги за работу. Так как, в зависимости от вида коробки передач, процедура её снятия может стоить немаленьких денег.

Способ проверки №1

  1. Выбираем свободную трассу.
  2. Разгоняем автомобиль до 60 км/ч.
  3. Включаем четвертую передачу и тормозим двигателем до скорости в 40км/ч.
  4. Замедлившись, резко нажимаем на педаль газа и смотрим внимательно на поведение тахометра и спидометра.

Важно. Это будет сильно отвлекать вас от дороги. Поэтому я говорил, что нужно выбрать пустую трассу, чтобы не устроить ДТП во время первого этапа диагностики.

Если стрелка тахометра при разгоне лезет вверх, а спидометр стоит на месте, значит у вас проблемы. При резком разгоне на 4 передаче стрелки должны подниматься синхронно. Если двигатель ревет, а машина не ускоряется, как в данном случае, это значит, что сцепление буксует. Диски сильно стёрлись, силы трения между ними не хватает, чтобы полностью передать крутящий момент от мотора к КПП.

Самый простой способ проверки сцепления разгоном

Такую проверку сцепления лучше проводить на машине с механической коробкой передач, чтобы самостоятельно контролировать переключение скоростей.

Видео, как самому проверить сцепление в автомобиле:

Способ №2

  1. Поднимаем ручник – включаем стояночный тормоз.
  2. Заводим двигатель.
  3. Включаем первую передачу.
  4. Не газуя, отпускаем сцепление.

Проверить буксует сцепление или нет дедовским способом

Если двигатель продолжает работать, а машина никуда не едет – сцепление буксует. При исправном механизме, мотор должен заглохнуть или авто начать двигаться, если не работает ручник.

Это связано с тем, что тормоза не дает машине двигаться, а мотор при включенной передаче, пытается передать крутящий момент на колеса, которые заблокированы ручником. Он это сделать не может и вынужден заглохнуть.

Если этого не происходит, значит, нет достаточного трения между дисками, они сильно изношены. Такая проверка сцепления хорошо показывает большой износ диска сцепления механической коробки передач.

Если статья была полезная для вас – поставьте ей оценку. Если понравился материал – сделайте небольшой донат на развитие проекта. Спасибо за внимание.

Поделиться:

Источник https://avtoexperts.ru/article/kak-proverit-stseplenie-u-mkpp-i-robota/

Источник https://avtoyoutube.ru/kak-proverit-sczeplenie-na-mashine.php

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *