Параллельный импорт авто оказался под угрозой. Как и цены на машины

Параллельный импорт авто оказался под угрозой. Как и цены на машины

Фото: Shutterstock

Правительство России приняло постановление, существенно повышающие утилизационный сбор на автомобили ради поддержки отечественного автопрома. На деле это приведет к фактическому прекращению параллельного импорта машин и скажется на поддержке отечественного автопрома за счет покупателей премиальных машин, выяснил Autonews.ru.

Насколько повысили сбор

  • Для машин с объемом двигателя менее 1 л. 81,2 тыс. руб вместо 48,2 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 1 до 2 л. 300 тыс руб вместо 178,4 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 2 до 3 л. 844 тыс. руб вместо 281,6 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 3 до 3,5 л. 970 тыс. руб. вместо 259,6 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя более 3,5 л. 1,2 млн руб вместо 445 тыс. руб.

Параллельный импорт исчезнет

Утилизационный сбор собирается со всех автомобилей, впервые вводимых в эксплуатацию на территории России. При этом отечественным автопроизводителям данный сбор компенсируется, так что он в теории не должен влиять на стоимость машин. А вот на себестоимости иномарок он определенно отразится.

Помимо повышения сбора как такового, новые правила сильно ограничивают ввоз машин физическими лицами с целью перепродажи. До сих пор гражданин России мог приобрести машину у другого гражданина РФ или у жителя одной из стран Таможенного союза и заплатить за нее льготную ставку в размере 3,4 тыс. руб. утилизационного сбора, после чего перепродать в России другому лицу напрямую или через автосалон, выступающий в данном случае в роли комиссионного.

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Максим Соколов

Новые правила прямо запрещают уплату льготного утильсбора для физических лиц, которые либо в течение 12 месяцев перепродают свой автомобиль, либо ввозят в Россию более одной машины в год. Также платить утильсбор в полном объеме физлицам придется при ввозе машины с объемом двигателя от 3 литров. В настоящий момент, таким образом ввозится основная часть автомобилей по так называемому параллельному импорту, то есть с растаможкой через оформление СБКТС — Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, выдаваемых физическим лицам, подтверждает основатель компании «Rucars электромобили» роман Рассудков.

Альтернативный путь оформление юрлицом Заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС) до сих пор не пользовался существенной популярностью, признает вице-президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов. По его словам, это фактически исключит возможность для параллельного импорта машин и приведет к общему подорожанию автомобилей в 2023 году на одну треть (с учетом уже произошедшего падения курса рубля).

«Ввоз и оформление машин по схеме ЗОЕТС является достаточно сложным в сравнении с СБКТС, но поставки по последней схеме упадут кратно. Поэтому сейчас все дилеры считают, как теперь завозить машины. По приблизительным оценкам, цены придется поднять на 500-900 тыс. руб., если речь идет о параллельном импорте», — говорит Жигалов.

Читать статью  Конструкторы автомобилей в не закона

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Машины подорожают, но есть один плюс

По словам Рассудкова, новые правила ввоза отразятся на двух действующих схемах.

Так, большинство дилеров завозит машины за свой счет, и теперь им придется платить утильсбор в полном объеме, а это неминуемо скажется на стоимости ввозимых по параллельному импорту автомобилей.

Второй способ позволяет обойти повышение утильсбора. Это поставка автомобиля под заказ: если для покупателя в России это первое приобретение машины за последний год, а объем двигателя меньше трех литров, то льготная ставка утильсбора в размере 3 400 руб. для него сохраняется.

Но в этом случае отпадают полулегальные схемы поставок машин через страны Таможенного союза с промежуточной постановкой автомобилей на учет в этих государствах.

«В Белоруссии обнулен НДС на электромобили, а в Киргизии занижают стоимость машины, от которой считается ставка таможенной пошлины. Теперь придется выбирать — таможить машину в России и платить полную пошлину и НДС, но экономить на утилизационном сборе или продолжать таможить через Беларусь и платить в России утильсбор в полном объеме. В любом случае цена электромобиля из Китае вырастет примерно на 300 тыс. руб.», — подсчитал Рассудков.

Основатель проекта «Автомаркетолог» и бывший президент РОАД Олег Мосеев при этом считает, что популярность поставок машин под заказ может с новыми правилами вырасти.

При этом, по мнению Жигалова, прикрытие подобных «серых» схем является единственным плюсом от изменений правил уплаты утильсбора. Теперь, все автодилеры окажутся в примерно равных условиях, подчеркивают в РОАД.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Дилеры просят отсрочки

Несмотря на некоторые позитивные моменты, дилеры считают повышение утильсбора преждевременным. В РОАД уже направили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина с предложением отложить повышение утильсбора до момента, когда объем рынка новых автомобилей в России вернется к показателям 2021 года и составит 1,6-1,7 млн штук в год.

По мнению Мосеева, отсрочка должна составить 1,5 — 2 года. До этого момента АвтоВАЗ и другие компании не смогут удовлетворит спрос на автомобили.

«У них очереди на покупку машин — это сейчас их главная проблема», — заявил Мосеев о ситуации с брендом Lada.

При этом в РОАД не требуют отмены повышения утильсбора, поддерживая эту меру, но лишь просят отсрочки. Как рассказали Autonews.ru в Ассоциации, от правительство пока пришло лишь подтверждение получения письма и сообщение о его направлении в департамент промышленности.

По словам Жигалова, дилеров беспокоит не только уничтожение параллельного импорта, но и сокращение официальных поставок новых машин из Китая.

«Крупные китайские автопроизводители сокращения поставок в Россию почти не заметят. А вот российские автосалоны могут из-за этого просто разориться», — говорит Жигалов. По его мнению, официальные дистрибьюторы, поставляющие машины из Китая, смогут некоторое время сдерживать цены, но в итоге они все равно вырастут, что может привести к тому, что во втором полугодии 2023 года продажи новых машин упадут даже относительно 2022 года.

Читать статью  Нерастаможенное авто: как ездить в России?

Фото: Автомир

Фото: Автомир

Подорожает в первую очередь премиум

Более всего, а именно в 3,7 раза, увеличился утилизационный сбор на ввоз автомобилей с объемом двигателей от 3,0 до 3,5 литров. Сбор с машин с моторами объемом 3,5 литра также увеличился и теперь может составлять до 1,2 млн руб.

При этом важно отметить, что в легковом сегменте в России сейчас не выпускаются и даже не собираются автомобили с объемом мотора от трех литров. Более того, таких премиальных машин почти не поставляют даже из КНР официальные импортеры. К примеру, премиальный седан Hongqi H9 в России предлагается с двухлитровым турбированным двигателем, напоминает Рассудков.

По его словам, новые ставки утилизационного сбора ударят в первую очередь по желающим купить европейский премиальный автомобиль, ввезенный по параллельному импорту.

«BMW X5 сейчас можно было купить по цене от 15 млн руб. минимум. Прибавьте 1,2 млн. И это речь о базовой комплектации. Аналог от китайского бренда будет стоить до 10 млн руб.», — подсчитал Рассудков.

С ним согласен Жигалов, который отмечает, что единственным объяснением роста утильсбора на машины данной категории может быть желание государства получить деньги на помощь отечественному автопрому. Иными словами, те самые 1,2 млн руб. утильсбора с BMW будут направлены на поддержку российского автопрома.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

О том же говорит и независимый аналитик в области автопрома Владимир Беспалов. По его мнению, Минпромторг считает возможным найти средства для помощи российскому автопрому за счет покупателей премиальных машин.

Наконец, того же мнения придерживается основатель проекта «Автомаркетолог», Олег Мосеев. Он полагает, что прибавка в 1,2 млн руб. для покупателей машин стоимостью 15 млн руб. не будет критичной, зато государство на этом сможет заработать.

Как утилизировать автомобиль

Аватар автора

У многих словосочетание «утилизация автомобиля» вызывает ассоциации со свалкой и хмурыми мужчинами, которые пилят машины на металлолом.

Отчасти это так — и автомобиль разберут на запчасти, переплавят в металл, из которого потом сделают новый автомобиль, бытовой прибор или что⁠-⁠нибудь еще.

Бывший владелец не увидит процесса, но ему придется оформлять документы на утилизацию. Рассказываем, кто с этим столкнется, кто за это платит и как действовать.

Зачем утилизировать автомобиль

Автомобиль сдают в утиль, если его невозможно или нецелесообразно использовать.

Вот причины, по которым это происходит чаще всего:

  1. Ремонтировать нет смысла. Такое может быть как со старыми насквозь прогнившими машинами, так и с целыми и даже исправными. Например, если они существуют в единственном экземпляре, а детали для них изготавливают только на заказ или уже не делают. Москвич⁠-⁠2141 уже не производят, запчасти к нему — тоже. Любители марки ищут запасные части на «Авито», но с каждым годом их становится все меньше.
  2. Продать машину нельзя. Например, ВАЗ⁠-⁠2107: не раритет, не представляет исторической ценности и никому не нужна в плохом техническом состоянии.
  3. Восстановление после ДТП окажется дороже самой машины.

Обложка статьи

Причин может быть больше, но объединяет их одно: для владельца это больше не автомобиль, а мусор, и от него нужно избавиться. С точки зрения закона машина, подлежащая утилизации, — это уже не средство передвижения, а отходы, для обращения с которыми есть правила.

Читать статью  Как продать кредитный автомобиль законно

Многие автовладельцы решают эту проблему по⁠⁠-⁠⁠своему: например, бросают машину во дворе или выезжают в поле и оставляют ее ржаветь там. Машины годами стоят грязные, ржавые, со спущенными колесами, занимают парковочные места и мешают гулять и отдыхать. Вместе с тем они могут создать проблемы не только окружающим, но и собственнику.

Соседи могут пожаловаться на брошенную машину. Ее эвакуируют, но владельца обяжут оплатить услуги спецстоянки.

А еще если не прекратить регистрацию — продолжат начислять транспортный налог.

Обложка статьи

Когда нужно платить, а когда нет, и сколько это стоит

Если вы приобрели автомобиль давно, зарегистрировали в ГИБДД и пользуетесь им — в большинстве случаев проблема уплаты утилизационного сбора вас не коснется. А еще так будет, если в ПТС стоит отметка «Утилизационный сбор уплачен».

В этом случае его уже уплатили либо те, кто ввез машину из⁠-⁠за рубежа, либо производитель.

Владельцы автомобилей обязаны это делать, только если утилизационный сбор ранее не уплачивался, хотя должен был.

Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора есть на официальных сайтах ФТС и ФНС.

Кому и когда не нужно уплачивать утилизационный сбор:

  1. Беженцам, вынужденным переселенцам или участникам госпрограммы по добровольному переселению соотечественников.
  2. Посольствам, консульствам, международным организациям и их сотрудникам.
  3. За автомобили старше 30 лет, отреставрированные до оригинального состояния, при условии, что их не используют в коммерческих целях.
  4. За машины не старше трех лет, ввезенные и используемые в Калининградской области.
  5. За машины, временно ввезенные в РФ на срок до года.
  6. За машины, ПТС которых выдан до 1 сентября 2012 года.

Во всех перечисленных случаях владелец машины должен будет документально доказать право не уплачивать сбор. Для машины старше 30 лет достаточно будет подтвердить год выпуска, а беженцам и переселенцам — документов об участии в этих программах. Для жителей Калининградской области хватит паспорта.

Что будет, если не уплатить сбор

Неуплаченный сбор могут взыскать через суд. Если производитель или импортер не уплатили сбор, его могут попытаться взыскать с покупателя.

ФНС считает, что при приобретении автомобиля у того, кто должен был перечислить утилизационный сбор, но не сделал этого, платить придется новому владельцу. Так может быть, например, при покупке автомобиля у жителей Калининграда и перегоне его в другой регион.

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Вот пример из суда. Организация ввезла в РФ тракторы, утилизационный сбор не уплатила, а потом продала их новым владельцам. Таможня взыскала сбор с импортера, но тот возражал: раз тракторы проданы, платить покупателям.

Дело дошло до Верховного суда, который решил: обязанность по уплате утилизационного сбора при продаже транспортного средства у того, кто его ввез, не прекращается. А значит, покупатель платить этот сбор не должен. В итоге суд признал законным взыскание сбора с импортера.

Поэтому покупка автомобиля без соответствующей отметки в ПТС может как минимум привести к участию в судебных разбирательствах.

Источник https://www.autonews.ru/news/646f67fc9a79477aede5c1e5

Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/auto-v-util/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *