Рекомендации от экспертов по выбору моторного масла
Выбор моторного масла для двигателя авто — важный вопрос, который сегодня решать все сложнее на фоне ухода из России ряда иностранных производителей лубрикантов. Тем не менее, основные подходы к выбору моторых масел остались незыблемыми.
Прежде всего, автовладельцам следует подробно ознакомиться с мануалом, сервисной книжкой и прочими инструкциями по эксплуатации их модели с конкретным двигателем. В таких «шпаргалках» от автопроизводителя содержится ключевая информация о допусках, иначе говоря, заявленных производителем спецификациях.
Забегая вперед, скажем, что такие одобрения обозначаются в классификациях API (маркировке Американского института нефти) и АСЕА (Ассоциация европейских автоконструкторов). Плюс к тому — ведущие автопроизводители (BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Ford, GM, Renault и другие) обозначают собственные требования к моторным маслам для двигателя автомобиля.
На канистрах с маслом в таком случае будет присутствовать надпись о том, что лубрикант одобрен тем или иным автомобильным брендом
Качество и буквы
Еще относительно недавно автомобильные эксперты рекомендовали использовать только моторные масла, рекомендованные автопроизводителем. Однако в ситуации формирующегося дефицита масел от западных производителей этот императив перестал быть актуальным. Сегодня специалисты в один голос советуют перестать «привязываться» к бренду и ориентироваться в большей степени на такие параметры, как группа вязкости и класс качества моторных масел для двигателя. Моторное масло лучше выбирать сейчас в том числе по этим критериям, а не только лишь исходя из рекомендаций автопроизводителей.
Что же касается импортозамещения, большинство экспертов заверяет, что заменять импортные моторные масла для двигателя отечественными аналогами можно смело, особенно если покупать продукцию известных российских брендов. К слову, и российские, и импортные масла производятся по единым международным классификациям, и все обозначения будут идентичны. А значит выбрать моторное масло для двигателя сегодня не так уж сложно, как может показаться.
Следует также знать, что масла от ведущих российских производителей до недавнего времени имели одобрения грандов автоиндустрии, в частности, таких компаний, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Renault, Ford, Volvo, GM, Cummins, MAN и других. Правда, сегодня аналитики замечают, что в рамках санкций многие западные фирмы начали отзывать свои одобрения. При этом, понятно, что это никак не отражается на качестве отечественной продукции. То есть масло для любого двигателя иномарки можно выбирать исходя из прежде действовавших рекомендаций автопроизводителей.
Какое автомасло бывает
Первым делом, специалисты советуют определиться с выбором моторных масел по технологии изготовления. Речь об известных всем автовладельцам трех группах: минеральных, синтетических и полусинтетических маслах.
Первые, как правило, рекомендуют заливать в моторы не новых и не самых технологичных машин с большим пробегом. Поскольку «минералка» формирует более толстую пленку, такая смазка подойдет, когда у изношенных моторов, к примеру, подтекают сальники. К тому же «минералка» заметно дешевле синтетики и полусинтетики, так что именно ее стоит лить в движок, расходующий много смазки.
Синтетика и полусинтетика — это уже более высокий уровень. В сравнении с «минералкой» эти высокотехнологичные смазки дольше сохраняют свои эксплуатационные характеристики и лучше устраняют продукты износа из камеры сгорания мотора. А еще эксперты обращают внимание на такое важное свойство синтетики, как способность не густеть при минусовых температурах. К тому же, масло такого типа лучше адаптировано к работе мотора на высоких температурах. В этом смысле полусинтетика, являющаяся де-факто гибридом «минералки» и синтетики — это разумный компромисс, говорят специалисты.
Какая вязкость лучше?
В зависимости от параметров моторных смазок их принято разделять на универсальные, летние и зимние. Эксперты советуют остановить выбор на сезонном масле, если вы эксплуатируете машину в экстремально холодном или, наоборот, жарком климате.
В остальных случаях подойдет наиболее распространенное универсальное масло, имеющее обозначение типа 5W-40, 10W-60 Чем меньше цифра в обозначениях типа 0W-40, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. Например, масло с индексом 0W подойдет при морозах до −35−30 o С. Вторая же цифра обозначения указывает на высокотемпературную вязкость. Скажем, индекс 30 говорит о том, что такое масло пригодно к использованию при температуре до +25 o С.
Что означают цифры на канистрах
Кроме индекса вязкости масла различается по классификация API, определяющей применимость смазки к конкретному мотору. Первая литера обозначает в таких маркерах рекомендованный тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), а вторая — ранжирует эксплуатационные характеристики смазки по алфавиту: чем выше качество масла, тем ближе литера к концу алфавита.
Так, SF рекомендованы для двигателей машин, выпущенных с 1980 по 1989 год, SG — с 1989 по 1993 год, SH — с 1994 года, SJ — с 1996-го, а SL — с 2001 года. При этом во всех случаях нужно убедиться, чтобы класс качества масла не был ниже оговоренного в заводских нормативах.
Для дизелей в продаже наиболее распространены продукты категории CF. Они подходят для всех современных моторов на «тяжелом» топливе.
Если же вы видите на этикетке канистры обозначение SL/CF, значит, такая смазка подойдет как для бензиновых моторов выпуска не позже 2001 года, так и для дизельных агрегатов.
Что касается еще одной распространенной классификации, ACEA, здесь категория А маркирует масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. Категории C и E указывают на ориентированность на моторы с высокими экологическими характеристиками и, соответственно, на тяжело нагруженные дизели тяжелого транспорта. Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные.
Какое масло мне годится?
Вне зависимости от того, каким двигателем оснащен автомобиль, эксперты рекомендуют при выборе моторного масла ориентироваться на пробег машины. Если авто новое, здесь все просто — соблюдаем временной регламент замены (как правило, через 10−15 тыс. км) и допуски к маслу. Однако если машина прошла 100−150 тысяч км, у двигателя уже могут быть изношены трущиеся элементы, например, поршневые кольца, стенки цилиндров, и, соответственно, увеличен зазор между деталями. Если эти проблемы будут подтверждены в ходе сервисной проверки, это веская причина поменять тип моторного масла.
Как правило, специалисты рекомендуют в таких случаях увеличить вязкость смазочного материала. Однако следует помнить, что вязкость все равно должна оставаться в пределах, установленных производителем. Например, если в инструкции рекомендовано заливать масло с параметрами 5W-30, 5W-40 и 10-W40, то на 150 тыс. пробега можно перейти на 5W-40, а после 200 тыс. — на 10W-40. Однако при переходе на другое масло нужно обязательно учитывать особенности региона. Ведь если речь идет, скажем, о местности с морозными зимами, густой смазочный материал может вызвать проблемы с холодным пуском.
Как убедиться, что масло не поддельное
Автоэксперты также дают важные рекомендации относительно того, как при покупке масла не нарваться на подделку. Прежде всего, имеет смысл проводить замену в крупных авторизованных сервисных центрах. Как правило, такие компании имеют партнерские соглашения с производителями масел и получают продукцию от них напрямую, обычно — не в небольших канистрах, а 200-литровых бочках.
Еще один полезный совет дают сами маслопроизводители — имеет смысл связаться с головным офисом компании и выяснить там, где находятся магазины, торгующие оригинальной продукцией. Также представители таких компаний рекомендуют приобретать масло для двигателей на фирменных АЗС — это тоже хорошая страховка от подделки.
Наконец, защититься от подделки можно выбирая дорогую тару. Мошенники¸ как правило, не используют для розлива масла металлические емкости — это технически непросто и накладно.
Как правильно менять автомасло
Если вопрос «как выбрать моторное масло» для вас не стоит, то следует разобраться с тем, как его менять. С этой процедурой необязательно обращаться в сервисный центр. С ней вполне может справиться даже новичок. Порядок действий по замене моторного масла в двигателе выглядит так:
- Прогрейте двигатель автомобиля.
- Подождите, пока он остынет и за это время подготовьте емкость для слива старой смазки.
- Сначала ключом, а затем руками открутите заглушку внизу поддона картера.
- Хлынувшее в емкость струей моторное масло сольется примерно за 5 минут.
- Закрутите заглушку поддона и залейте в двигатель масло до требуемого значения на щупе.
Чтобы не перелить масла в двигатель больше максимального допустимого уровня, сначала залейте примерно три четверти необходимого объема. Затем доливайте масло понемногу, периодически проверяя его уровень по щупу. Также перед заливкой моторного масла следует заменить масляный фильтр.
Он загрязняется, забивается мусором и различными примесями. Перед установкой нового масляного фильтра промажьте моторным маслом резинку на его внешнем корпусе. Также залейте масло в сам фильтр. Это упростит и облегчит первый запуск мотора.
Читайте также
- Опрос: как автомобилисты сейчас обслуживают свои машины
- Дальний Восток: для туристов появятся новые средства размещения
- Тест: Что вы знаете про заправку автомобиля
- Странные автоаксессуары, которые можно купить на «АлиЭкспресс»
- Опрос: какие марки и модели «китайцев» вы знаете
Как выбрать масло для двигателя автомобиля — подробная инструкция
Если рассматривать выбор автомобильного масла вкратце, то он выглядит примерно так: марка автомобиля – год выпуска – модель двигателя – рекомендованная вязкость по SAE – эксплуатационный класс – выбор бренда. На деле вы столкнетесь с массой нюансов и мелочей, разобраться в которых сразу не очень просто. В статье постараюсь вкратце рассказать о всех нюансах выбора моторного масла.
5 простых шагов для выбора автомобильного масла
- Открываем сервисную книжку автомобиля или каталог применяемости автомобильных масел.
- Определяем вязкость по SAE.
- Смотрим допуски API, ACEA, ILSAC (для азиатских и американских автомобилей).
- Очень редко, но все же производители требуют использование конкретного типа масла – синтетика, полусинтетика. Например, такие требования есть у ряда моделей BMW.
- Выбираем моторное масло по полученным спецификациям.
Эти простые шаги помогут подобрать масло для всех типов двигателей (бензиновые, дизельные, с турбиной), принцип выбора не отличается.
Вам не нужно держать в голове, что значит каждая маркировка по API, ACEA, ILSAC, достаточно выяснить, какой класс рекомендован для вашего автомобиля и подобрать масло, которое соответствует этому классу. Все проще, чем кажется. А теперь рассмотрим подробнее каждый шаг.
Где найти данные SAE, API, ACEA, ILSAC для определенного автомобиля
Эти данные производитель указывает в сервисной книжке автомобиля. Если таковой на руках нет, ее можно найти в интернете в электронном виде, или же воспользоваться каталогами применяемости автомобильных масел, к примеру https://www.northsealubricants.com/en/oil-advisor.
Таким каталогам можно полностью доверять, так как составляют их независимые организации, которые никак не нацелены прорекламировать конкретные марки масла. Производители масел сами согласовывают с этими организациями тираж каталогов применяемости своей продукции. Указав в каталоге необходимые данные, вы получите информацию по всем жидкостям, допустимым для вашего автомобиля.
Вязкость по SAE
SAE часто ошибочно называют указателем на климат, при котором может использоваться масло, это так, но очень приблизительно. Можно ориентироваться на SAE, выбирая масло для зимы, но цифры в этом стандарте весьма условны. Важней другой показатель – динамическая вязкость, она показывает, какая вязкость сохраниться у масла при температуре -25-35 градусов, и по ней становится ясно, при какой температуре оно обеспечит безопасный холодный пуск.
Что касается самого SAE, то это указание вязкости, то есть насколько густым или жидким будет масло при той и иной температуре. Следовать рекомендациям производителя в этом показателе так же важно, как и в других. От вязкости зависит, насколько просто масло прокачается по каналам, какой толщины масляную пленку создаст, у каждой модели двигателя своя толщина масляных каналов и свои зазоры между деталями. Если масляная пленка будет меньше, она легко порвется под нагрузкой и наступит масляное голодание. Если толще – это затруднит работу двигателя, как следствие – повышенный расход топлива, перегрев и т.п.
Обычно производитель указывает два индекса SAE, подходящие для автомобиля, между которыми можно выбрать. Для свежих моделей рекомендуется лить самое жидкое из рекомендованных масел, оно снизит расход топлива. У моделей с пробегом зазоры увеличиваются вследствие естественной выработки деталей двигателя, и в них рекомендуется лить более густое из рекомендованных масел.
Особенности выбора масла для зимы, можно ли менять вязкость?
Вот тут интересный момент. Высокотемпературную вязкость желательно не менять вообще, только в рамках указаных производителем. А низкотемпературную менять можно, если это не обходимо.
Допустим вам рекомендована вязкость 5w-30, но вы живете на севере РФ и температура падает до -40℃. Если мы посмотрим на температурные характеристики 5w-30, то станет ясно, после -30℃ использование становится затруднительным. Поэтому можно перейти на 0w-30.
Есть еще один момент, это базовый состав масла для зимы, он важнее чем вязкость. Большие морозы может выдержать только ПАО синтетика и Эстеры. Гидрокрекинг уступает по температуре застывания и динамической вязкости CSS. Обратите внимание на таблицу выше, в разделе SAE.
В остальном, нет никаких отличий в выборе масла для зимы или для лета, последовательность такая же.
Допуски API
Чаще всего масла универсальные и имеют сразу два допуска по API – бензиновый и дизельный. Для бензиновых двигателей можно использовать рекомендованный класс и все классы, выше него. Понижать класс нельзя. Для дизельных двигателей все немного сложней, здесь градация делит классы на подходящие для легковых и тяжелых коммерческого использования.
Лучше всего использовать именно тот класс, который рекомендован. Если его уже нет в продаже, берем класс выше. Дело в том, что при большом количестве присадок масло может начать коксоваться, так что выбирать по принципу – возьму просто самый высокий класс, не совсем разумно.
Некоторые производители на своих маслах ставят надпись Diesel, позиционируя его как оптимально подходящее для дизельных двигателей. В них добавляют спец присадки, работающие с катализаторами и сажевыми фильтрами и не забивающие их. Но нужно обязательно смотреть лабораторные анализы, так как универсальные масла порой показывают даже лучшие эксплуатационные свойства, чем позиционированные как дизельные.
API категории S для бензиновых двигателей
Маркировка | Характеристика | Применяемость | Примечания |
---|---|---|---|
SN | Малое количество фосфора в составе | Совместимо с нейтрализаторами выхлопа | Энергосберегающие свойства. Эквивалентна ILSAC, с той разницей, что требования API SN не требуют тест износостойкости на состаренных маслах по методике Sequence IIIG и тест энергоэффективности по Sequence VID. |
SM | Лучшие показатели защиты деталей и окисления | Транспорт от 2003 г.в. | Экологично, энергосберегающее. |
SL | Сниженная испаряемость | Транспорт от 2000 г.в. использующий обедненное топливо | Длительный период эксплуатации |
SK | Не используется, один корейский производитель масла использует такое сокращение для имени своей корпорации, во избежание путаницы литера «K» была исключена из классификации. | ||
SJ | Поддерживает чистоту внутреннего пространства мотора. | Транспорт от 1996 г.в. | Сохранение характеристик при сниженных температурах |
SH | Поддерживает чистоту внутреннего пространства мотора. | Транспорт от 1996 г.в. | На данный момент действует только условно. Соответствует ILSAC GF-1, кроме энергосбережения и экономии топлива, последней являются обязательными. |
SG | Повышенные показатели стойкости к коррозии. | Транспорт от 1989 г.в. | Класс прекратил свое действие в 1995 году. |
API SF, SE, SD, SC, SB, SA являются уже не актуальными, заменяются классами выше, применяются в очень редких случаях, если есть особая рекомендация для двигателя.
API категории C для дизельных двигателей
Маркировка | Характеристики | Применяемость | Примечания |
---|---|---|---|
CJ-4 | Ограничения по золе (менее 1,0%), серы (0,4%), фосфора (0,12%). | Двигатели от 2007 г.в. с сажевыми фильтрами и системами, очищающими выхлоп. | Отвечает нормам по выделению NOx и твердых частиц. |
CI-4 PLUS | Увеличенные экологические показатели и эксплуатационные характеристики. | Дополнительный класс, начал действие в 2004 году. | Сниженное количество сажи, увеличенный параметр окисления при высоких нагрузках, низкая испаряемость. |
CI-4 | Сниженное количество фосфора и серы. | Для очищающих выхлоп систем и больших нагрузок. | Высокая экологическая безопасность, начал действие в 2006 году. |
CH-4 | Меньшее количество нагара. | Для работы при высоких оборотах и топлива с серой до 0,5%. | Ужесточенные экологические требования, начал действие в 1998 году. |
CG-4 | Сниженное количество сажи, способности к окислению и пенообразованию. | Для автобусов, грузовых машин и тягачей магистральных и немагистральных, работающих с большой нагрузкой. Применяется в нетребовательных к качеству дизеля с серой до 0,5% ДВС. | Ужесточенные экологические требования. Начал действие в 1995 г. |
CF | Обеспечивает чистоту деталей. | Агрегаты с непрямым впрыском, не требовательные к качеству дизеля или работающие на топливе с количеством серы до 0,5%. Подходит для масляныaх систем с турбонагнетателем или компрессором. | CF-2 – двухтактные двигатели. CF-4 – четырехтактные, для сверхмощных тягачей и аналогичного транспорта, работающего на автомагистралях в поездках на дальние расстояния. Может иметь сдвоенный класс: API CF-4/S, в таком случае заливается и в бензиновые моторы при наличии рекомендаций. |
CE | Сниженная способность окисляться и пениться. | Для транспорта от 1983 г.в. | Класс действует только условно, заменяется более поздними. |
Устаревшие классы: CE, CD-II (CD-2), CD+, CD, CC, CB, CA. Не используются.
API категории TC для двухтактных двигателей
API TD. Лодочные моторы. Классы TC и TD параллельны и не взаимозаменяемы.
API TC. Для требовательных к качеству масла механизмов – мотоциклы, снегоходы и т.д. Используется вместо API TA и TB.
API TB. Для работающих на больших скоростях и с нагрузкой моторов с объемом 50-200 см3.
API TA. Для ДВС до 50 см3 и воздушным охлаждением.
API категории EC – энергосберегающие масла
Категория EC используется для автобусов, грузовиков, легковушек и спецмашин. Состоит из легкотекучих фракций с низким показателем вязкости, чем снижает расход топлива.
Данная маркировка проставляется вместе с категорией эксплуатационных свойств: API CI-4 (ECI). Возможная экономия топлива просчитывается в сравнении с эталонной вязкостью SAE 20W-30:
- EC I – до 1,5%.
- EC II – до 2,5%.
Свои свойства масло показывает только на полностью исправном агрегате, эксплуатируемом в режиме города, экономия в таком режиме доходит до 5%. Повысить показатель можно и использованием экономичного масла для трансмиссии.
Классификация ACEA
Делит масла на аналогичные API эксплуатационные группы, помогая подбирать оптимальное, исходя из года выпуска и особенностей конструкции двигателя. Имеет класс A/B – универсальный для бензиновых и дизельных двигателей, С для дизельных и бензиновых, соответствующих самым современным экологическим требованиям Euro-4, Е – масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. В этой классификации только некоторые группы могут заменить другие.
В последней редакции 2012 года выделены три категории:
ACEA A/B – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
А1/В1 | Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. | Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее. |
А3/В3 | Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без | Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон. |
А3/В4 | Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. | Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию. |
А5/В5 | Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. | Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей. |
ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
С1 | Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. | Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы. |
С2 | Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. | Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов. |
С3 | Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. | Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены. |
С4 | Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. | По составу похож на С1, но выше вязкость. |
ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.
Класс | Применение | Характеристики |
---|---|---|
Е4 | Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. | Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа. |
Е6 | Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. | Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега. |
Е7 | Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. | Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены. |
Е9 | Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. | Ограничение по зольности. |
Классификация ILSAC
Эта классификация используется для японских и американских автомобилей. В ней предусмотрено 5 классов, по аналогии с API более поздний класс перекрывает более ранний.
ILSAC | Описание | API и SAE |
---|---|---|
GF-5 | Введена в 2010 году, имеет ужесточенные требования к моющим свойствам, увеличенный срок использования. Основное отличие от предыдущих версий в совместимости с биотопливом. Может работать с нейтрализаторами выхлопа и уплотнителями. | |
GF-4 | Была утверждена в 2004 году. Имеет энергосберегающие свойства, от GF-3 отличается повышенной стойкостью к окислению, повышенными моющими свойствами и уменьшению количества отложений на деталях. Может работать в системах с катализаторами и восстановления выхлопа. | API SM, SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30, 10W-30 |
GF-3 | Утверждена в 2001 году. Отличается от GF-2 повышенными противоокислительными свойствами, снижена испаряемость. | API SL |
GF-2 | Устарела, была утверждена в 1997 году. | API SJ, SAE 0W-20, 5W-20 |
GF-1 | Устарела, была утверждена в 1996 году. | API SH, SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где ХХ 30,40, 50, 60 |
Виды масел и присадок
Масла по составу делятся на три вида: минеральные, полусинтетическое и синтетическое. По сути все масла – это базовая основа с добавлением присадок. В случае с минералкой база является продуктом перегонки мазута. Синтетика – синтезированные составы, произведенные с использованием различных технологий. Полусинтетика – смесь двух этих категорий, где синтетика и минералка могут быть в разных пропорциях.
Минеральные масла имеют самую низкую стоимость, но при этом и самую низкую стабильность. Присадки в них быстро выгорают, а само масло может быть полностью стабильно только при комнатной температуре, при рабочих температурах ведет себя непредсказуемо. Потому производители масел все больший упор делают на производство синтетических и полусинтетических составов. Минеральные масла актуальны только для очень старых автомобилей, которые «и так все съедят». Но при этом интервал замены масла нужно уменьшить, по причине уже названного быстрого выгорания присадок.
Синтетика и полусинтетика подходят для современных двигателей, могут использоваться для длинных интервалов замены. Разница между ними заключается в цене и эксплуатационных качествах: синтетика стабильней, но и дороже. Так что в этом случае выбираем в большей степени то, что по карману. Тем более, что полусинтетические составы многих производителей показывают очень хорошие результаты по тестам.
Помимо базы масла состоят из пакетов присадок:
Назначение | Описание | Вещества |
---|---|---|
Омолаживающие, ингибиторы окисления | При прогреве молекулы масла вступают в реакцию с кислородом, а поверхностный металл действует как катализатор в этом процессе. Масло густеет, образуются отложения, коррозия. | Азот, фосфор, соединения на основе серы (амины, фенолы с цинком и кальцием и т.д.) |
Моющие и диспергирующие | Не дают мелким частицам нерастворенных остатков объединиться в крупные, чем препятствуют образованию отложений. Нейтрализация кислот. | Сукцинимиды, нейтральный металл сульфо-координат, феноляты, фосфаты, тиофосфаты, полимерные моющие средства, амины, сульфонаты, высокомолекулярная органическая известь, свинец, соли цинка. |
Противоизносные | Для снижения износа в местах с большим трением, образуют защитную пленку в этих местах. | Дифосфат цинка, диалкил-трикрезилфосфат, органические фосфаты, сера, соединения азота. |
Индексные | Растворимые в масле полимеры, необходимые для улучшения свойства минералки, то есть не дают ей снизить или повысить вязкость под воздействием температуры. | Полиметакрилат (РМА), стирол-бутадиен-сополимеры (SBC). |
Снижающие точку тягучести | Добавляются в масла, которые густеют при снижении температуры из-за кристаллизации молекул парафинов. | Полиметакрилат, алкил-фенолы, нафталин с хлорированными парафинами, пропилен, сополимеры. |
Пеногасители | Используются для снижения образования пены, так как это снижает качество смазывания деталей. | Полисиликоны, полиэтиленгликоль эфиров и т.д. |
Модификаторы трения | ПАО, уменьшают трение между металлическими деталями. | Жирные кислоты, органические амины, амины фосфатов и т.д. |
Какое масло выбрать для двигателя с большим пробегом
Если двигатель с большим пробегом и начал подъедать масло, то можно повысить его вязкость, но в рекомендованных производителем рамках. К примеру, рекомендуется 5W-30 и 10W-40, выбираем из этой пары 10ку.
Продавцы автомобильных масел до сих пор считают, что при большом пробеге надо повышать вязкость, это аргументируется тем, что зазоры в цпг увеличиваются и нужно гуще масло, чтобы повысить компресию.
Но они не учитывают одного факта — маслянные каналы со временем не увеличиваются, при повышении вязкости масло становится гуще и не так бодро попадает к цпг через забитые каналы. При этом, когда повышаем вязкость и «забиваем» большие зазоры цпг вязким маслом, часто случаются перегревы двигателя, о которых вы и не знаете.
Итог один. Вы можете повысить вязкость, но дальнейший износ двигателя неизбежен, и чаще всего он будет еще больше, чем был на менее вязком масле. Это временная мера, которая только приближает момент капиталки.
Если текущая вязкость масла полностью устраивает и вы не наблюдаете сильного жора, не слушайте продавцов, оставайтесь на вязкости, которую использовали.
Заключительный этап – выбор производителя масла
Когда мы уже разобрались с тем, какое масло по SAE, API и прочим характеристикам рекомендует производитель, вдруг обнаруживаем десятки различных производителей с самыми разными ценами и описаниями масел. Здесь можно пойти тремя путями:
- Взять то, что порекомендует продавец в магазине.
- Читать рейтинги на нашем сайте.
- Если есть желание вникнуть во все нюансы, составить собственную сравнительную таблицу: выписать подходящие марки масел, их характеристики и составить сравнительную таблицу лабараторных анализов, в которой очень легко будет выбрать подходящее по эксплуатационным характеристикам и цене.
Автор статьи
Игорь Коновалов
Владелец и главный редактор сайта. 10 лет в продажах, последние 3 года работают с автомобильными запчастями и автохимией. Понимаю тему и страюсь создавать полезный контент для читателей. Как пишутся обзоры и создаются рейтинги можно прочитать на странице «О сайте». Вконтакте, Linkedin
Источник https://auto.mail.ru/article/87308-kak-vyibrat-motornoe-maslo-sovetyi-ekspertov/
Источник https://maslo.expert/wiki/kak-vybrat-maslo-dlja-dvigatelja-avtomobilja.html
Источник