Освещение автомобильных парковок и стоянок

Освещение автомобильных парковок и стоянок

Освещение в тёмное время суток является строго обязательным требованием при организации уличных и подземных парковок. Источники света должны полноценно и равномерно освещать всю территорию автостоянки. Нормативы освещения парковок содержатся в специализированной документации: своде правил «Естественное и искусственное освещение», а также в разделе ГОСТ «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».

Нормативы освещённости Необходимость освещения обусловлена требованиями безопасности: на парковках высок риск аварийных ситуаций, так как нет единых правил движения, автомобили и люди могут одновременно и хаотично передвигаться в различных направлениях. Кроме того, как показывает практика, наличие освещения резко снижает уровень уличной преступности и вандализма.

Защитой от краж и угонов должны служить и установленные на парковке видеокамеры, для эффективной работы которых требуется уровень вертикальной освещённости не менее 5 лк.

Горизонтальная освещённость парковки зависит от активности автомобильного трафика. При низкой интенсивности движения – не менее 7 лк, при высокой – от 15 лк. Свет при этом должен падать на каждое парковочное место со всех сторон, чтобы отсутствовали глубокие тени между автомобилями. Особого внимания требуют зоны въезда и выезда – именно эти участки наиболее опасны для людей. Здесь освещённость должна быть максимальной.

Специфика уличного осветительного оборудования

Осветительное оборудование для парковок должно обладать определёнными качествами. Прежде всего, это энергоэффективность, то есть способность давать оптимальный уровень светового потока, потребляя минимум электроэнергии. Уличным светильникам, которые работают в сложных (и даже экстремальных) климатических условиях, требуется высокий класс влагозащищённости (от 65IP и выше), устойчивость к перепадам температур, резким порывам ветра, снегопадам и прочим погодным испытаниям. Нуждаются светильники и в антивандальной защите от случайного или целенаправленного повреждения. Оборудованию парковок необходим функциональный дизайн, препятствующий накоплению на нём грязи и пыли. В общем, световые приборы должны быть простыми, надёжными и удобными в процессе эксплуатации. При этом небольшая автостоянка возле жилых домов и огромный паркинг около торгового центра, аэропорта или вокзала требуют разных подходов к организации освещения и, соответственно, разного оборудования.

Освещение крупных парковок

Световые приборы должны быть простыми, надёжными и удобными в процессе эксплуатации.

Крупные открытые парковки, как правило, освещаются либо достаточным количеством консольных светильников на опорах, расставленных с определённой периодичностью по всей площади, либо установленными по периметру высокими мачтами (16 – 30 м) с мощными прожекторами заливающего света. На каждой мачте с помощью короны стационарного или мобильного типа размещают четыре‐шесть прожекторов с натриевыми или металлогалогенными лампами мощностью до 1000 Вт. Натриевые светильники излучают световой поток желтоватого цвета, в котором хорошо видна дорожная разметка. Металлогалогенные лампы дают возможность различать движущиеся объекты со всеми их деталями и цветовыми оттенками. Достаточно популярен (хотя и не идеален, прежде всего – из‐за стоимости) вариант с установкой светодиодных прожекторов, которые дают яркий и мощный световой поток, имеют рекордные сроки службы при минимальном энергопотреблении, удобны и надёжны в эксплуатации.

Читать статью  Устройство внешних световых приборов автомобиля

Нужно отметить, что для парковок возле торговых центров важны не только функциональные характеристики, но и дизайнерское оформление светильников.

Нужно отметить, что для парковок возле торговых центров важны не только функциональные характеристики, но и дизайнерское оформление светильников. Часто прямо на парковке устанавливают рекламные конструкции, оригинальные световые короба и стелы, которые должны привлечь внимание потенциальных покупателей.

Небольшие автостоянки

Парковки внутри жилых кварталов, как правило, компактны. Здесь имеет смысл использовать складывающиеся опоры, если проезд специальной техники для обслуживания оборудования затруднён или невозможен. Поскольку столбы чаще всего ставятся по периметру стоянки, рекомендуется размещать на них светильники с широким светораспределением и возможностью регулировать угол наклона. Немаловажное значение имеет и дизайн осветительных конструкций, чтобы они гармонировали с общим благоустройством жилой зоны.

Небольшие стоянки транспорта возле придорожных кафе и мотелей на автомагистралях освещаются с помощью прожекторов или консольных светильников, установленных на опорах высотой 6 – 12 м. В этом случае необходимо предусмотреть и освещение полос торможения и разгона (въезда и выезда). Здесь световое оборудование должно соответствовать нормативам дорожного освещения.

Подземные и крытые паркинги

Свои требования предъявляются к освещению подземных и крытых парковок. В зоне движения освещённость должна быть не менее 60 лк, а на общих участках – от 30 лк. Встраиваемые и накладные светильники с люминесцентными или светодиодными лампами крепятся на потолке и стенах. Как правило, они оборудованы пылевлагонепроницаемой, а также антивандальной защитой. Благодаря достаточному количеству света водители хорошо различают разметку, правильно оценивают расстояние до других автомобилей или препятствий. Кроме того, светильники не должны загораживать камеры видеонаблюдения и создавать слепящий эффект. В освещении нуждаются не только зона парковки, но и маршруты движения людей. Светодиодные светильники с датчиками, установленные на лестницах и переходах между этажами, отключаются при отсутствии посетителей, тем самым сокращая расход электроэнергии.

В освещении нуждаются не только зона парковки, но и маршруты движения людей.

Сегодня заказчики могут воспользоваться множеством типовых вариантов освещения, неоднократно проверенных практикой. Рассчитать освещение парковки в соответствии с нормативными требованиями помогают и компьютерные программы Light‐in‐Night Road или Dialux, которые позволяют выбрать тип, мощность и множество других характеристик светового оборудования. В заключение нужно сказать, что освещение парковок – это не только средство обеспечения общественного комфорта и безопасности, но и немаловажный элемент эстетического оформления городской среды.

Освещение подземного паркинга

У многих организаций по-прежнему можно встретить устаревший тип освещения — например, люминесцентные лампы. Проблема в том, что они часто выходят из строя, да еще и со временем их световой поток сильно снижается. Казалось бы, в чем проблема просто заменить его на современное светодиодное? Но не все так просто. В статье расскажем, что нужно учесть при освещении подземного паркинга, на примере объекта в бизнес-центре «Ситидел».

Читать статью  Приборы наружного освещения автомобиля — современная фара

Посоветуйтесь с нами

Задача: повысить освещенность паркинга

Наш заказчик — бизнес-центр «Ситидел» на Садовом кольце. У него есть подземная многоуровневая парковка, рассчитанная на 280 мест. Для гостей это удобно: приехали позаниматься в фитнес-центре или пообедать в дорогом ресторане. И не надо беспокоиться, где оставить машину.

Здание бизнес-центра «Ситидел» оборудовано подземной парковкой

Но проблема состояла, что для освещения использовались люминесцентные лампы. Заказчик заметил две проблемы:

  • они часто выходят из строя. Поэтому иногда посетители сталкивались с тем, что освещение их парковочного места отсутствовало — это негативно сказывалось на привлекательности объекта.
  • со временем светильники тускнеют. Общая освещенность автопарковки снижалась, что дополнительно снижало комфорт гостей от пребывания в бизнес-центре.

Поэтому заказчик принял решение обратиться к нам для полной замены люминесцентных ламп на подземной парковке. А чтобы сократить время на внедрение и монтаж, решил сохранить всю проводку и смонтировать новые светильники на прежние монтажные места.

Нормы освещенности подземной парковки

Нормативные стандарты освещения подземных автостоянок регламентируются разными стандартами: СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ Р 55706–2013 «Освещение наружное утилитарное», международным стандартом DIN 67528-1993 «Стоянки для автомобилей. Руководство по освещению» и другими. Однако если обратиться к ним, то единой таблицы с нормативами освещенности вы не найдете.

Поэтому мы подготовили таблицу, в которой собрали основные нормы освещенности разных зон подземных автостоянок:

Зона парковки

Минимальная освещенность, люкс

Зоны повышенной интенсивности движения: повороты, заезды и выезды

Платежные терминалы и посты контроля

Однако у заказчика уже был выполнен светотехнический проект еще на этапе стройки. Поэтому он решил не делать отдельный расчет освещенности, а ориентироваться на световой поток прежних люминесцентных ламп. Чтобы светодиодные светильники имели не меньший светопоток, при этом мощность и габаритные размеры были точно такими же.

Выбор светильников для подземной парковки

Прежние люминесцентные лампы имели мощность 36 Вт — по две лампы 18 Вт на каждый светильник, которые создавали суммарный световой поток 2400 Лм. К слову, в процессе работы световой поток еще снижался на 20-30%.

Изучив оригинальную модель, мы подобрали светильники серии FS-MAN (более распространенное название — АЙСБЕРГ) мощностью 36 Вт, но со световым потоком уже 3300 Лм. Они имели такие же габаритные размеры 1262*124*85 мм, что и оригинальные светильники. Это позволяло смонтировать их на те же посадочные места, сохранив энергопотребление и обеспечив увеличенный световой поток.

Внешний вид светильника FS-MAN

Крепление осуществляется при помощи саморезов через скобу

Но возник вопрос: какую именно модификацию выбрать? Дело в том, что светильники FS-MAN имеют три разных версии, отличающихся схемотехникой:

  • «эконом» — самый простой вариант, в котором драйвер питания не имеет гальванической развязки;
  • «стандарт» — промежуточный вариант, в котором драйвер имеет базовый модуль гальваноразвязки;
  • «люкс» — самая продвинутая версия, с дополнительной защитой от перенапряжения до 380 В и расширенной гарантией 5 лет. Чаще всего версию «люкс» используют при освещении промышленных помещений, где присутствуют серьезные наводки: например, от сварочных работ, при тяжелом пуске электродвигателей и так далее.
Читать статью  LED-лампы для автомобильных фар

Первоначально заказчик приобрел первую партию 77 штук в базовой версии «эконом», на пробу. Казалось, что переплачивать за более продвинутые версии не имеет смысла. Однако со временем стало понятно, что проводка местами устарела, и в ней возникали так называемые «блуждающие токи». Из-за этого на некоторых участках парковки светодиоды начинали мерцать. Мы провели диагностику, определили причину и провели гарантийный ремонт.

При этом рекомендовали заказчику при замене остальной части светильников использовать версию FS-MAN-STANDART. Она получится чуть дороже, но драйвер с гальванической развязкой меньше подвержен влиянию «блуждающих токов» — светильники на парковке прослужат намного дольше.

Результаты замены люминесцентных светильников на светодиодные

Заказчику в целом понравилось качество освещения пробной партии: освещенность на паркинге стала выше. Поэтому он согласился с нашими рекомендациями и заказал 279 штук потолочных светодиодных светильников FS-MAN «стандарт» на замену длинных люминесцентных ламп.

Причем часть из поставленных светильников (56 штук) по нормам пожарной должны были выполнять функцию аварийного освещения безопасности. Поэтому в них мы установили блоки аварийного питания (БАП) — если отключается подача электроэнергии, то освещение продолжает работать в течение 1,5 часов.

Дополнительно заказчик решил доверить нам не только производство и поставку светильников, но и монтаж. Так он мог бы заключить договор с одной организацией и прописать все требования. Это удобно, ведь не придется контролировать работу разных подрядных организаций. Вот некоторые принципиальные для заказчика моменты:

  • Монтаж можно проводить в рабочие дни только с 20:00 до 7:00, чтобы не мешать парковке клиентов бизнес-центра. На всю работу выделялось 40 календарных дней.
  • После демонтажа люминесцентные лампы нужно утилизировать в специальной организации.
  • Соответствие нормам освещенности подземного паркинга – если в течение трех лет гарантийного срока качество освещения снижается, то мы устраняем неисправность за свой счет. Например, за 50 000 часов работы световой поток не должен снизиться больше, чем на 10%.

Мы согласились с ними и все зафиксировали в договоре. Чтобы уложиться в срок, разбили работу на этапы и утвердили график с заказчиком. Пока бригада монтировала одну партию светильников ночью, параллельно изготавливалась другая партия. А посетители бизнес-центра не заметили, что какие-то работы вообще проводились: монтажники с утра вывозили весь мусор с парковки. Все люминесцентные лампы после монтажа передали для утилизации в сертифицированную организацию.

Освещение парковочного места достаточное даже в углах

Освещение выезда с паркинга

Общая освещенность парковки выросла

Что важно запомнить про освещение паркинга

  1. Мы рекомендуем не экономить на освещении, если не уверены в качестве проводки. Можете обратиться в специализированную организацию, которая проведет инспекцию, либо сразу приобрести светильники, имеющие драйверы с гальванической развязкой.
  2. Если сомневаетесь, стоит ли менять люминесцентные лампы — не сомневайтесь. Современное светодиодное освещение не только обеспечивает больший световой поток, который годами меньше снижается, но и имеет больший срок службы — 50 000 часов против 13 000 часов.
  3. Чтобы убедиться, что ваше освещение будет соответствовать нормативам — обратитесь к поставщику, который перед продажей проведет светотехнический расчет. Например, мы выполняем его бесплатно, в течение одного-двух рабочих дней.

Источник https://armadasvet.ru/stati/ulichnoe-osveshhenie/osveshhenie-avtomobilnyix-parkovok-i-stoyanok.html

Источник https://terra-led.ru/reviews/detail/osveshchenie-podzemnogo-parkinga/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *