Как правильно прокачать тормоза
Тормозная система относится к системам жизнеобеспечения автомобиля и априори должна всегда находится только в технически исправном состоянии. Плюс необходимо выполнять рекомендации завода изготовителя по срокам замены тормозной жидкости (порядка 50 000 км пробега на большинстве моделей).
Гидравлическая система тормозов основана на том, что жидкость не сжимается, но это при условии, что в системе отсутствует воздух, попавший в контур по различным причинам. Это объясняется тем, что воздух способен сжиматься при давлении, что отрицательно сказывается на эффективности системы тормозов.
На эффективность тормозов также влияют также такие факторы, как:
• Состояние тормозных колодок и дисков;
Признаки того, что в системе находится воздух:
• Педаль тормоза стала менее жесткая;
• Снижение эффективности торможения;
• Увеличение тормозного пути.
Причины попадания воздуха в тормозной контур авто:
• Разрыв тормозного шланга, либо его плановая замена;
• Любой ремонт системы тормозов, когда открывается сам контур;
• Замена жидкости, если работа выполняется на не специальном оборудовании.
Способы прокачки тормозов:
• На специальной установке в условиях автосервиса;
• Прокачка с помощником;
• Самостоятельная прокачка тормозов.
С помощью установки
Замена производится путем замещения старой жидкости новой под давлением.
• В установку заливают новую жидкость;
• Подсоединяют ее путем переходных штуцеров к расширительному бачку;
• Поднимают авто на подъемнике;
• На штуцера прокачки подсоединяют специальные емкости; и откручивают на один оборот штуцера;
• Подают давление и смотрят, когда через все колесные цилиндры не пойдет новая чистая жидкость и штуцера закручивают и оборудование отсоединяют от бачка главного цилиндра;
• Прокачка тормозов при этом не требуется, так как в системе гарантировано не может попасть воздух.
С помощником:
Порядок прокачки на конкретной модели указана в мануале по эксплуатации машины. Потребуется новая тормозная жидкость, ключ для откручивания штуцеров прокачки, емкость для сбора старой жидкости и шланг (желательно прозрачные).
• Работа выполняется на смотровой яме или на подъемнике;
• Очищаются штуцера прокачки;
• В сборную емкость наливается немного тормозной жидкости, чтобы сблокировать попадание воздуха в контур;
• Следуя инструкции по порядку присоединяется шланг к штуцеру определенного колеса (обычно это самый дальний от главного цилиндра), второй конец шланга опускается в емкость для сбора;
• В бачок заливается жидкость (при ее отсутствии);
• Помощник по команде делает несколько нажатий на педаль тормоза и удерживает ее в нажатом положении;
• Штуцер откручивается и жидкость вместе с воздухом попадает в емкость для сбора;
• Процесс повторяется до тех пор, пока в жидкости появляются пузырьки воздуха;
• Штуцер закручивается, и операция повторяется на следующем по инструкции колесе;
• При выполнении работы периодически проверяется уровень в бачке и при необходимости добавляется.
Без помощника:
Владелец сам несколько раз нажимает на педаль тормоза, задерживает ее в нижнем положении, устанавливает приготовленный упор между педалью и сидением водителя. Установив упор, откручивает штуцер прокачки на колесе. Процедура повторяется для каждого из колес по схеме. Для работы можно использовать газовый упор, например, амортизатор капота.
• С помощью ниппеля от колеса
Вместо штатной крышки от бачка используется подобная, в которую врезается ниппель. Крышка накручивается на бачок главного цилиндра, на ниппель накручивается шланг от колесного насоса и создается давление (не усердствую с накачкой). Открывается штуцер и жидкость под давлением вытекает в емкость для слива. Операция проводится на каждом из колес.
Рекомендации по работе:
• Не смешивать различные жидкости и не использовать жидкости разного класса, из-за различной температуры их кипения;
• Не допускать предельного снижения уровня в расширительном бачке, что приведет к подсосу воздуха в систему;
• Давление в бачке при работе своими руками не должно быть выше 0.8 атм, чтобы не повредить сам бачок;
• При любых отклонениях в работе тормозов, не откладывая на спасательное «потом», сразу определить и устранить неисправность, так как с неисправными тормозами «потом» может и не наступить.
Как правильно прокачать тормоза
Своевременная прокачка автомобильных тормозов влияет на безопасность вождения, так как предотвращает попадание воздуха в тормозную систему. Воздух снижает эффективность торможения, приводит к потере управления машиной. Процедура заключается в удалении воздуха из магистрали и цилиндров с помощью специальных инструментов, технологии. Прокачку рекомендуется проводить после замены тормозной жидкости или при появлении признаков ее загрязнения, утечки. Прокачка тормозов с ABS имеет свои особенности, требует соблюдения определенного порядка действий.
Последовательность прокачки
Порядок прокачки тормозов зависит от того, есть ли в автомобиле антиблокировочная система (ABS). Если нет, то прокачку начинают с колеса, наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра (ГТЦ), то есть с правого заднего колеса (вариант «В» на картинке). Затем переходят к левому переднему, левому заднему и заканчивают правым передним.
Последовательность прокачки тормозов
Последовательность для параллельной и диагональной схемы
Если ABS установлена, то порядок зависит от конструкции системы. Обычно прокачку начинают с передних колес, поскольку они сильнее влияют на эффективность торможения. Процесс выглядит так:
- Перед началом работы надо подключить сканер к разъему диагностики автомобиля, активировать режим прокачки ABS. Это позволит открыть электромагнитные клапаны блока ABS, вытеснить из них воздух.
- После удаления воздуха из каждого колеса необходимо выключить зажигание на 10 секунд для сброса ошибок ABS.
- В некоторых случаях может потребоваться повторная прокачка всей системы после первого цикла.
Процедуру надо выполнять правильно. Иначе в контуре останется воздушная пробка. Снижение эффективности торможения даже на 10 % приводит к авариям.
Пошаговая инструкция
Прокачка нужна при замене или ремонте тормозных элементов, а также при появлении признаков завоздушивания в системе. Характерные симптомы: провал педали, большой тормозной путь.
Как присоединить шланг к штуцеру
Схема соединения шланга и емкости
Сначала надо подготовить материалы, инструменты. Нужна чистая емкость для сбора отработки, гибкий шланг для подключения к сливному ниппелю на суппорте или колодке. Еще понадобится ключ для открывания и закрывания ниппеля, новая «тормозуха». Порядок действий таков:
- Проверить уровень и состояние жидкости в главном цилиндре, при необходимости долить до максимальной отметки. Закрыть крышку заливной горловины.
- Определить последовательность прокачки колес в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. Обычно начинают с самого дальнего от главного цилиндра колеса.
- Поднять автомобиль на подъемнике или домкрате, снять первое колесо по очереди прокачки. Надеть шланг на сливной ниппель на суппорте или колодке, опустить его в емкость для старой жидкости.
- Попросить помощника нажать на педаль тормоза несколько раз до упора и удерживать ее в этом положении. Открыть ниппель на пол-оборота ключом, дать вытечь жидкости до прекращения выхода пузырьков воздуха. Закрыть ниппель, попросить помощника отпустить педаль.
- Повторить шаг 4 до полного удаления воздуха из системы колеса. Надо проверять уровень жидкости в главном цилиндре после каждого цикла прокачки, доливать если требуется.
- Установить колесо обратно на свое место, затянуть болты крепления.
- Перейти к следующему колесу по очереди, повторить процедуру.
После окончания работы со всеми колесами нужно проверить работоспособность тормозной системы на парковке и на дороге при разных скоростях, условиях движения.
Когда нужна прокачка
Воздух попадает в тормозные контуры при замене или ремонте колодок, суппортов, перегреве «тормозухи» или при естественном износе. Прокачка нужна в таких случаях:
- педаль становится мягкой или уходит в пол;
- на приборной панели загорается индикатор неисправности тормозной системы;
- заметно увеличение длины тормозного пути или неравномерное распределение усилия на колеса;
- меняется тип или марка тормозной жидкости.
Даже если с колодками все в порядке, лучше хотя бы раз в год выгонять воздушную пробку из системы. Подходящее время для этого — сентябрь или октябрь, до первых морозов. Зимой исправность тормозов критична. На дорогах образуется наледь, тормозной путь увеличивается по естественным причинам.
Если нет помощника для нажатия на педаль
Обычно контуры прокачивают с помощником, который будет нажимать на педаль по команде водителя, работающего с колесами. Но можно прокачать тормоза в одиночку. Для этого есть как минимум три метода.
Пистолет для прокачки тормозов
Вакуумный пистолет
Первый из способов — использовать вакуумный насос. Он создает разрежение в шланге, вытягивает жидкость из штуцера. Для этого нужно подключить насос к ниппелю, открыть его на пол-оборота. Затем остается запустить вакуумирование, следить за уровнем в бачке главного цилиндра, доливая ее при необходимости. Когда из шланга перестанет выходить пузырьки воздуха, нужно закрыть штуцер, перейти к следующему колесу. На картинке показан обратный процесс — «выдавливание» пузырьков через бачок.
Второй способ — применение газового упора (амортизатора). Его можно поставить как распорку между педалью и сиденьем. Упор будет давить на педаль тормоза, а водитель сможет стравливать тормозную жидкость из штуцеров, следуя правильной последовательности. При этом надо контролировать уровень в бачке, доливать если требуется. Еще нужно следить за цветом и состоянием вытекающей жидкости. Стоит продолжать процесс до тех пор, пока она не станет чистой, без пузырьков воздуха.
Третий способ — использование обратного клапана или специального приспособления для прокачки тормозов, которое можно купить в магазине автотоваров или сделать самостоятельно. Устройство подсоединяют к ниппелю на суппорте и выкачивают тормозную жидкость без риска попадания воздуха обратно в контуры. При этом надо соблюдать очередность прокачки тормозов, контролировать уровень, качество вытекающей «тормозухи».
Прокачка через программу VAG-COM
Прокачка тормозов Ауди, Шкоды и Фольксвагена через программу VAG-COM — метод удаления воздушной пробки из блока АБС при помощи диагностического оборудования. Можно использовать русифицированную версию ПО.
Окно программы VAG-COM
Интерфейс выбора контроллера VAG-COM
Программное обеспечение применяют в случаях, когда традиционный метод сложно реализовать на практике. Да и не нужно, потому что есть автоматика. Работа через VAG-COM состоит из следующих шагов:
- Вывесить передние колеса с помощью домкратов, открутить их, снять.
- Надеть на штуцеры прозрачные шланги, опустить в тару для слива.
- Долить жидкость, если уровень не дотягивает до нормы.
- Подключить диагностический адаптер к разъему OBD-II автомобиля, запустить программу VAG-COM на компьютере или ноутбуке.
- В русифицированном интерфейсе выбрать «Выбор контроллера», а потом третий пункт «АБС».
- Перейти к четвертому пункту под названием «Базовые параметры».
- Активировать или вписать вручную параметр «001» Может быть нужное меню окажется в блоке «002» или «010».
- Отвинтить ниппели на передних суппортах.
- Нажать на кнопку «Вкл/Выкл/Далее», программа попросит 10 раз надавить на педаль тормоза.
- Появится уведомление о том, что штуцеры надо закрутить. Нужно это сделать быстро, а потом снова нажать на «Вкл/Выкл/Далее».
Процедуру повторяют 3 раза, пока не появится уведомление о том, что прокачка завершена. После можно поставить передние колеса на место, перейти к задним. Прокачка позволяет автоматически убрать из системы воздух, восстановить свободный ход педали.
Типичные ошибки
При прокачке водители порой допускают ошибки, которые наносят вред автомобилю или ухудшают работу тормозной системы. Первая — неправильная последовательность прокачки. Нет смысла начинать удалять воздух из колеса, ближайшего к ГТЦ. Нужно стартовать с самого дальнего суппорта. Иначе воздух останется в магистралях.
Вторая ошибка — низкое давление «тормозухи». Необходимо поддерживать достаточное давление в главном цилиндре, чтобы вытеснять воздух из системы. Если давление слишком низкое или падает до нуля, то воздух засасывается обратно в главный цилиндр через клапаны. Это приводит к появлению пузырьков в жидкости, ухудшению работы контуров.
Третья ошибка — использование старой или неподходящей жидкости. При прокачке необходимо заливать только свежую, качественную жидкость. Она должна отвечать спецификации машины. Отработка содержит загрязнения, влагу. У нее низкая температура кипения. Это приводит к развитию коррозии элементов тормозной системы, образованию паровых застоев при перегреве, снижению эффективности торможения.
Для избежания этих ошибок при прокачке можно заехать на ближайший автосервис. Механики не допускают типичных ошибок. Альтернативный вариант — найти хорошую инструкцию по ремонту и обслуживанию автомобиля. Все зависит от марки, модели. Схема тормозной системы машин отличается: параллельная или диагональная.
Какую тормозную жидкость выбрать
«Тормозуха» обеспечивает передачу «силы» от педали к колодкам и дискам. У жидкости должны быть стабильные характеристики: высокая температура кипения, низкая вязкость на холоде, смазывающий и антикоррозийный эффект. Надо выбрать хорошую жидкость, иначе придется заново заниматься прокачкой уже через пару месяцев.
DOT 4 и другие жидкости
Виды тормозной жидкости
Первое, на что нужно обратить внимание, это классификация DOT (Department of Transportation), которая указывает на качество и характеристики тормозной жидкости. Существуют четыре основных класса DOT: 3, 4, 5 и 5.1. Чем выше номер класса, тем выше температура кипения и ниже вязкость. Это не значит, что можно заливать любую жидкость с большим номером DOT. Надо соблюдать рекомендации производителя машины, которые указаны в руководстве по эксплуатации или на крышке бачка главного цилиндра.
Второе, на что стоит обратить внимание, это тип химической основы. Большинство водителей использует гликолевые тормозные жидкости (DOT 3, 4 и 5.1), которые состоят из смеси этиленгликоля и диглицидилового эфира с присадками. Эти жидкости гигроскопичны, то есть поглощают влагу из воздуха, что со временем ухудшает их свойства, требует замены каждые два-три года или 40-60 тысяч километров пробега.
Есть другой тип тормозной жидкости — силиконовая (DOT 5). Она не содержит гликоля, не поглощает влагу. Жидкость стабильна при высоких температурах, дольше служит без замены (до пяти лет или 80-100 тысяч километров). Есть недостаток. У DOT 5 высокая сжимаемость, поэтому требуется большее усилие для нажатия на педаль для эффективного торможения. Силиконовая жидкость несовместима с гликолевыми аналогами. Она может повредить резиновые сальники системы.
При выборе «тормозухи» для машины надо учитывать класс DOT и тип основы по рекомендациям производителя машины или сервисного центра. Еще надо проверять состояние и уровень жидкости, менять ее по необходимости. Тогда прокачка тормозов долго не понадобится.
Источник https://avtoexperts.ru/article/kak-pravil-no-prokachat-tormoza-vse-sposoby/
Источник https://mashinapro.ru/2554-kak-pravilno-prokachat-tormoza.html
Источник