Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство) — специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп — это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.
За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели pddmaster.ru все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.
Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2023 году можно получить не только штраф, но и аннулирование регистрации.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2023 году?
В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:
- Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
- Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.
Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.
Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.
С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.
Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:
Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.
В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2023 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Что делать, если документов на ТСУ нет?
Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.
- в электронной форме — через сайт организации;
- лично — через официального представителя в Вашем городе;
- по почте — заказным письмом.
Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.
Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.
Что делать, если планируется покупка фаркопа?
Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.
Рекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.
Что делать, если фаркоп уже установлен?
В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.
Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.
Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.
Подведем итоги данной статьи:
- Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
- Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
- Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 22 марта 2023
Максим Калашниковэксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Как узаконить фаркоп
Забота о потребителе, иногда, сильно осложняет жизнь этому самому потребителю. Думается, недалёк тот день, когда перед каждым выездом надо будет проходить виртуальный техосмотр, согласовать маршрут и получать “добро” от диспетчера на взлёт, извините — выезд со стоянки. А пока вот дело дошло до фаркопов на легковую машину. Итак, всегда ли нужно в 2022 году регистрировать фаркоп в ГИБДД? В каких случаях можно обойтись без процедуры регистрации фаркопа на легковой автомобиль? Обо всём по порядку.
Немного теории
Каждая разрешительно-запретительная инновация должна иметь в своей основе элементы здравого смысла и быть прописана в каком-нибудь документе. В нашем случае, таким нормативно-правовым актом является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» II. Раздел — Определения. Цитируем: “Внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения”. Переводим на русский — если производитель предусмотрел штатное место для фаркопа и, что главное — отразил сей факт в документации на машину, то его установка не несёт в себе угрозы безопасности для окружающих. Теперь о здравом смысле. Действительно, что будет, если у “Оки”, буксирующей 7-ми метровый кемпер, на скорости 120 км/ч оторвётся прицеп? Ужас! А всё почему? А потому, что жёсткость и прочность элементов кузова легкового автомобиля должны предусматривать установку фаркопа и последующую буксировку. Разумно? Вполне.
Документы на фаркоп
Итак, производитель, чёрным по белому, указал в инструкции — установка фаркопа (тягово-сцепного устройства, или ТСУ на языке конструкторов) предусмотрена на данной модели. В этой ситуации, регистрация ТСУ в ГИБДД не обязательна. Сложно представить себе автовладельца, который пойдёт на подобный квест по желанию, но так следует из регламента -”не обязательна”. Остаётся мелочь — нужно иметь при себе скромный пакет документов.
- Руководство по эксплуатации автомобиля, с закладкой на той странице, где указана такая опция, как установка ТСУ.
- В паспорте автомобиля должна быть отметка о том, что фаркоп установлен не кем-нибудь, а авторизованным сервисным центром.
- Паспорт на фаркоп. Если таковой утерян, то можно скачать его из интернета (прогресс, однако).
- Заверенная продавцом копия сертификата соответствия фаркопа с приложением, где перечислены модели автомобилей с которыми можно его “поженить”.
- Ну и “вишенкой на торте” должны быть квитанция об оплате с чеком. Для полноты картины, что называется.
Пакет документов на столь же невелик, как и не обременительна процедура его узаконивания.
Регистрация фаркопа
Допустим, вы счастливый обладатель легкового автомобиля, производитель которого не удосужился указать, что фаркоп ему показан. Если вы владелец Daewoo Matiz или Bugatti Veyron, то может оно того и не стоит? Во всех остальных случаях, нужно выделить несколько дней на увлекательный процесс согласований по следующему алгоритму.
- Возьмите вышеуказанный пакет документов для предварительной экспертизы в ГИБДД. Только не надо заранее фаркоп покупать.
- Пройдите предварительную экспертизу в ГИБДД.
- Получите решение по результатам предварительной экспертизы.
- При положительном вердикте, купите и установите согласованный фаркоп в специализированном центре. Не забудьте сохранить все сопроводительные документы.
- Пройдите техосмотр в сертифицированном центре и получите диагностическую карту.
- Пройдите техническую экспертизу транспортного средства в ГИБДД.
- На её основании, получите протокол экспертизы ГИБДД.
С этим протоколом и узаконенным фаркопом на легковом автомобиле, вам открыты все дороги и направления — как с прицепом, так и без него.
Предустановленный фаркоп. Как быть?
Времена, когда бонусные “допы” радовали покупателя легкового автомобиля, канули в лету. Поэтому, не стоит сразу радоваться, если вы покупаете машину с ТСУ. Но тут алгоритм несколько проще.
- Новый автомобиль. Затребуйте все исходные документы (см. список выше) в автосалоне. Помните, что у продавцов и экспертов — инспекторов могут не совпадать представления о “прекрасном”. И угадайте — кто будет “крайний”.
- Автомобиль со вторичного рынка. По той же схеме, с продавцом. Словам не верим. Только бумажки.
- Вы были “в танке”, и только узнали, что фаркоп на машине, доставшейся в наследство — “криминальный”. Идём в начало статьи. Удачи.
Наказание за “нелегальный” фаркоп
Кому как, но как по мне, так “нелегальный фаркоп” — это как “дачная амнистия”. Но тут — кому как слышится. Кара, за это нарушение, вполне себе, гуманная.
- Если вы не злостный нарушитель ПДД, то инспектор может вам вынести предупреждение, а может, и не может.
- Но и сама сумма штрафа, не обременительна, по сегодняшним реалиям. Согласитесь, 500 (250 при оплате в течении месяца) рублей — дисциплинируют нарушителя и делают мир лучше и безопаснее.
Заключение
На самом деле, фаркоп можно установить хоть на “Porsche 911”, хоть на тот же Daewoo Matiz. Вопрос в целесообразности и здравом смысле. Одно дело, если джип тянет за собой моторную лодку, а другое дело, когда Ford Focus — прицеп с кирпичом. И здесь, над каждым из нас по инспектору не поставишь. Мы должны понимать, что соблюдая регламенты и проходя осмотры, мы платим пошлины, а не проходя — штрафы. В любом случае, наши деньги идут на добрые дела.
Здоровья вам и вашему автомобилю. И удачи на дорогах.
Источник https://pddmaster.ru/avtomobili/farkop.html
Источник https://kuzov-media.ru/articles/avtolyubitelyam/kak-uzakonit-farkop/
Источник