Дроссельная заслонка: принцип работы, разновидности, чистка и восстановление
Для обеспечения нормального функционирования дроссельной заслонки необходимо периодически осуществлять ее очистку от загрязнений, устранять зазор в случае его возникновения, заменять датчики и другие поврежденные компоненты.
Дроссельная заслонка: принцип работы, конструкция
Для легкого воспламенения бензина в двигателях автомобилей необходимо его смешивание с кислородом. В результате данного процесса образуется топливовоздушная смесь.
За пропуск воздуха в систему отвечает дроссельный узел, основным компонентом которого является дроссельная заслонка.
Она представляет собой круглую металлическую пластину, регулирующую количество проходящего воздуха либо полностью перекрывающую его доступ в цилиндры – в зависимости от положения.
Изменение угла открытия заслонки осуществляется путем нажатия на педаль газа. Если акселератор не нажат, то заслонка закрыта, соответственно воздух в систему не поступает.
При нажатии на педаль газа пластина начинает отклоняться, что считывается датчиком положения дроссельной заслонки. Электронный блок управления, основываясь на полученной информации, подает необходимое количество топлива для образования и воспламенения топливовоздушной смеси.
Таков принцип работы дроссельного узла. В зависимости от типа связи заслонки с педалью газа выделяют механические и электронные дроссели.
Первые связаны с акселератором системой тросов и тяг. То есть при нажатии на педаль газа мы отдаем команду дроссельной заслонке напрямую.
Изменение угла открытия электронных дроссельных заслонок осуществляется через электронный блок управления. Он собирает информацию о скорости и силе нажатия на педаль, после чего подает команду на открытие пластины.
Существенные различия между двумя видами заслонок отмечаются при работе мотора на холостом ходу. Для поддержания стабильных оборотов в систему впускается небольшое количество воздуха.
В случае с механической заслонкой данный процесс осуществляется с помощью регулятора холостого хода. Так как в неподвижном положении транспортного средства акселератор остается нетронутым, пропуск кислорода через заслонку невозможен. Эту проблему решает дополнительный канал подачи воздуха.
В электронном дросселе необходимости в использовании регулятора нет, так как отсутствует прямая связь педали газа и пластины.
Нельзя однозначно определиться с тем, какая заслонка лучше. Электронный узел меньше засоряется, имеет более простую конструкцию и мало подверженных изнашиванию деталей. В то же время данный механизм оснащен сложно устроенной электроникой, которая может доставлять большие неприятности. Причем многие детали электронной платы дросселя не подлежат восстановлению, а запчасти достать бывает очень затруднительно.
Механическая же дроссельная заслонка страдает частым засорением. Однако при соблюдении должной периодичности прочистки и качественном уходе служит надежно и долго.
Чистка дроссельной заслонки
Так как детали дроссельного узла контактируют с картерными газами, с которыми переносятся частички мала, а также другими мелкими частицами, по достижении определенного пробега необходимо осуществлять чистку дроссельной заслонки.
Периодичность процесса – примерно раз в 40-45 тысяч километров пробега. Если проводить очистку чаще, то удастся избежать неисправностей, связанных с засорением узла.
- Плавающих оборотов в режиме холостого хода
- Остановки работы двигателя в момент выключения передач
- Проблем с запуском силового агрегата
- Долгого «реагирования» на нажатие педали газа
Отложения, образованные на заслонке, мешают прохождению воздуха в систему при малом угле открытия заслонки, поэтому автомобиль может «глохнуть».
Также скопление загрязнений препятствует полному закрытию пластины, когда это необходимо. Следствием становится пропуск лишнего воздуха, обеднение топливовоздушной смеси, скачки оборотов, ошибки электронного блока управления.
Для чистки узла понадобятся очиститель дроссельной заслонки, ветошь, емкость.
Детали дросселя необходимо обязательно достать из-под капота. Чистка без извлечения компонентов возможна, однако она подходит лишь в качестве профилактического мероприятия между плановыми очистками, так как не позволяет эффективно удалить отложения, нагар и другие загрязнения.
Очиститель дросселя может быть любой. Наиболее удобно пользоваться составом из аэрозольного баллона – его просто наносить, а мощная струя сразу убирает загрязнения.
Очиститель нужно нанести, оставить на несколько минут для воздействия, убрать ветошью и при необходимости повторить процедуру.
Качественная химия позволяет убрать загрязнения за пару применений.
Что делать после чистки дросселя?
После чистки дроссель необходимо осмотреть на наличие зазора между корпусом узла и краем заслонки.
Для нормального движения пластины небольшой люфт между деталями предусмотрен с завода, однако если он становится видимым на просвет – необходимо провести восстановление.
Также при визуальном осмотре можно заметить на заслонке прочный слой серого цвета, который ровно нанесен по внешнему диаметру заслонки. Это антифрикционное покрытие, которые многие производители автокомпонентов наносят на заслонки для увеличения их ресурса.
Зазор появляется вследствие изнашивания заводского защитного покрытия, истирания деталей в процессе эксплуатации и образования осевого люфта.
Через образованную щель в систему поступает лишний воздух, заслонка перестает подавать правильное количество кислорода.
Поэтому если провести очистку заслонки, но не устранить люфт, обеспечить штатное функционирование дросселя не получится.
Чтобы заполнить зазор дроссельной заслонки и восстановить заводское покрытие используются специальные антифрикционные твердосмазочные покрытия.
Специально для облегчения самостоятельного восстановления работоспособности узла выпущен набор для очистки дроссельной заслонки и нанесения покрытия MODENGY.
Он содержит очиститель и покрытие – все в аэрозольных баллонах.
Покрытие создает на деталях прочный слой, который не только заполняет зазор, но и:
- Облегчает перемещение заслонки
- Минимизирует изнашивание контактирующих частей
- Снижает количество задерживающихся на поверхности заслонки частиц за счет гладкой текстуры
- Увеличивает чувствительность механизма
- Продлевает срок службы и надежность работы деталей
Покрытие распыляется на всю площадь заслонки и часть корпуса и сохнет при комнатной температуре. После отверждения материала дроссельный узел готов к эксплуатации.
Если проводилась чистка дросселя электронного вида, то после установки в систему необходимо провести его адаптацию. Обучение новым режимам проводится в специализированных центрах, самостоятельно настраивать параметры работы не рекомендуется.
Присоединяйтесь
Все материалы сайта https://atf.ru/ принадлежат
ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ» ИНН 5751054390
© 2004 – 2023 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
Дроссельная заслонка: что это такое, где находится, для чего нужна, за что отвечает, как работает, обслуживание
Дроссельная заслонка — это конструктивный элемент впускной системы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с впрыском топлива. Работники станции техобслуживания также называют её — задвижка. Её принцип работы заключается в регуляции количества поступающего в двигатель воздуха, образующего специальную смесь газа и топлива.
Этот узел располагается между впускным коллектором и воздушным фильтром. По своему устройству она напоминает обыкновенный клапан. При открытом положении дроссельной заслонки показатели давления внутри системы достигают атмосферных, при закрытом возникает вакуум. Благодаря этой особенности дроссель дополнительно применяется при работе вакуумного усилителя тормозной системы автомобиля с целью продувки адсорбера (улавливатель испарений бензина).
После изобретения дроссельной заслонки её принцип работы остался прежним, несмотря на датчики и управление через бортовой компьютер. Но, несмотря на то, что это очень простое устройство, нарушения в её работе сразу же отражаются на работе мотора.
В статье подробно расскажу, что такое дроссельная заслонка, где она находится, для чего нужна, устройство и принцип работы, какие бывают неисправности и зачем чистить этот узел.
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка (сокращённо ДЗ или дроссель) – отдельный элемент мотора автомобиля, регулирующий количество воздушного потока, попадающего в камеру сгорания мотора. Чем больше угол открытия, тем больше воздуха поступает. При детальном рассмотрении становится понятно, что это воздушный клапан, имеющий немного изменённое устройство.
В переводе с немецкого языка дроссель переводится как душитель (Drossel, Drosselklappe). Это так и есть – устройство ограничивает количество воздуха, попадающего в цилиндры двигателя. Одним из видов дросселей является жиклёр.
Расскажу, для чего мотору нужен воздух. Двигатель внутреннего сгорания работает благодаря сгоранию топлива. А чтобы оно могло гореть, требуется газ, то есть кислород, который входит в состав окружающего воздуха. При смешивании кислорода с бензином получается топливно-воздушная смесь, которая без проблем может воспламениться в цилиндрах ДВС. В бензиновом моторе смесь загорается при помощи искры свечи зажигания. А в дизелях — благодаря возникающему давлению при сжатии этой смеси при движении поршней в моторе.
Дроссель устанавливают на бензиновых, дизельных и инжекторных моторах. Она всегда размещается между воздушным фильтром и коллектором. В качестве отдельного узла дроссель применяется на дизельном и инжектором двигателе.
В карбюраторе дроссель или актуатор представлен в качестве составляющей мотора, находящегося внизу смесительной камеры. Именно он регулирует количество топливно-воздушной смеси, которая образуется в смесительной камере и затем попадает в цилиндры двигателя.
В зависимости от типа мотора, заслонка выполняет разные функции. У бензинового двигателя это – основной инструмент, обеспечивающий контроль оборотов мотора. Именно положением этого модуля управляет водитель при помощи педалей газа и тормоза.
В зависимости от зазора при открытии нормируется поток воздуха, попадающего в цилиндры за конкретную единицу времени. Причём состав топливно-воздушной смеси остаётся постоянным. Он имеет соотношение воздуха к горючему в пропорции 14,7 к 1, что является так называемой стехиометрической смесью.
Если убрать дроссельную заслонку из бензинового мотора, то не получится управлять оборотами силового агрегата. Это не касается бензиновых моторов с системой управлением подъёма клапанов, где задвижка установлена на случай аварийной ситуации, чтобы можно было заглушить силовой агрегат. В этой статье описана дроссельная заслонка стандартного бензинового мотора.
Процесс работы у мотора дизельного типа обеспечивается по другой схеме. В отличие от бензинового, он может работать без задвижки. Воздушный поток поступает в дизельный двигатель свободно, а его обороты и мощность зависит только от количества топлива попадающего в цилиндры. Нажимая на педаль, автомобилист не меняет положение заслонки, так он контролирует только объем расходуемого дизельного топлива.
Но для чего нужна задвижка на дизельном двигателе? Её функции совершенно иные. При первом рассмотрении выделяют две её задачи. Блок управления способен полностью закрывать дроссель, чтобы остановить мотор в штатном порядке или при возникновении чрезвычайной ситуации. После блокировки доступа к заслонке в промежутке между ней и цилиндром появляется разрежение, способствующее восстановлению рециркуляции газов.
Устройство дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка представляет собой важную часть впускной системы ДВС. Конструкция включает основные элементы:
- Корпус дроссельной заслонки. Выполнен из металла. Главное предназначение – объединение всех используемых элементов в единый механизм. В корпусе находятся патрубки, которые соединены с такими системами, как улавливание бензиновых паров, вентиляция и охлаждения мотора (это нужно для обогрева дросселя).
- Сама заслонка. Представлена в форме простейшего клапана или круглой задвижки, вращающейся в плоскости. Она расположена в центральной части.
- Ось. Исполнена в форме вентиля, напоминающего удлинённый цилиндр, обеспечивающий вращение задвижки.
- Патрубки охлаждающей жидкости, вентиляции картера, улавливания паров бензина.
- Датчик положения дроссельной заслонки. Прибор, собирающий и передающий информацию. Имеет прямую связь с основным блоком. Сейчас в автомобилях устанавливают два датчика положения заслонки.
- Регулятор холостого хода (РХХ). Трубка, проходящая в обход заслонки, обеспечивающая определённую частоту вращения на холостом ходу. За что отвечает эта трубка? Регулятор слегка приоткрывает заслонку даже без нажатия педали акселератора.
Внимание! В перечне представлены только элементы, участвующие в выполнении функций. Дополнительные детали: болты, крышки, моторчик, шестерня.
Где находится дроссельная заслонка
В современных автомобилях дроссельная заслонка находится между воздушным фильтром и впускным коллектором. Доступ к месту не затруднён, потому сложностей для проведения обслуживания и выполнения ремонтных работ нет.
Добраться до него без особого труда может сам автовладелец, но делать это стоит только, если дроссель механический. Если установлена электронная заслонка, работу лучше доверить опытному автомастеру.
Для чего нужна дроссельная заслонка
В дизельных моторах особой потребности в использовании дросселя нет, но производители не торопятся отказываться от его внедрения. Узел используют в критических ситуациях выключения двигателя в аварийном случае.
Такая же ситуация и с бензиновыми двигателями, оснащёнными системой управления подъёма клапанов. Основной функцией является регулировка и подача воздуха, требуемого для образования топливно-воздушной смеси нужной концентрации. От корректной работы зависит стабильность двигателя, уровень расхода топлива и другие параметры.
Принцип работы дроссельной заслонки
Принцип работы узла – простой. Педаль газа напрямую соединяется с дросселем при помощи троса и поворотных рычагов. За счёт усилия, прилагаемого водителем, обеспечивается нагрузка на поворотный диск задвижки, происходит его открытие на заданный уровень. Полученную ширину «видит» датчик положения и передаёт её на блок дроссельной заслонки. Обеспечивается подача горючего в требуемом объёме.
Если педаль нажата максимально, то заслонка раскрывается полностью и мотор начинает работать на полной мощности. А если автомобиль работает на холостом ходу, то дроссель слегка приоткрывается, чтобы поддерживать обороты мотора.
В этом полезном видео опытный автомеханик рассказывает, почему состояние дросселя нельзя запускать, как за ним следить и как он влияет на работу Вашего автомобиля:
Виды дроссельных заслонок
Дроссельная заслонка представляет собой перепускной клапан, который в открытом состоянии поддерживает давление на уровне атмосферного. Если ДС закрыть, нагнетённое давление постепенно уменьшится и постепенно придёт к показателям, свойственным для вакуума. Связано это с тем, что механизм работает как насос, что объясняется свойствами вакуумного усилителя тормозной системы и системой впуска.
Внимание! Конструктивных особенностей заслонка не имеет. Это круглая пластина, способная поворачиваться на 90 градусов. Полный оборот равен циклу от раскрытия до полного закрытия.
В настоящее время производится три популярных вида дроссельных заслонок. Она способна иметь механический привод, быть электромеханической, электронной. Ранее внедрялась заслонка с вакуумным пневматическим приводом, которую применяли в карбюраторах. По мере прогресса модуль двигателя совершенствовался, его конструкция усложнилась, что повиляло на определённые особенности работы.
В дроссельных заслонках применяют разные типы датчиков:
- Магниторезистивный. К заслонке присоединён магнит, а напротив него проводник, который реагирует на магнитное поле. Если задвижка начинает поворачиваться, то меняется магнитное поле и сопротивление в проводнике. Точность такого датчика небольшая, он имеет длительный срок службы за счёт отсутствия соприкосновения деталей конструкции.
- Потенциометрический. Тут датчик представлен в форме переменного резистора. Он состоит из проводника, по которому перемещаются контакты, прикреплённым к оси заслонки. Точность такого датчика высокая, но срок работы невелик по причине механического контакта между деталями. Такие типы датчиков применялись раньше.
Механическая
После появления инжекторной системы питания машины начали оснащать дроссельными заслонками с механическим приводом. Этот модуль работал под контролем водителя и нуждался в управлении, обеспечиваемом тросовым приводом.
Механическая заслонка устанавливается на недорогие и устаревшие автомобили. Из чего она состоит? По конструкции такая система напоминает общее устройство карбюратора, но разница в том, что здесь заслонка – отдельно поставленный элемент. Его дополняют датчиком положения, регулятором холостого хода, байпасными каналами и системой подогрева.
Принцип работы механической дроссельной заслонки:
- Педаль акселератора напрямую соединена с заслонкой железным тросиком Боудена или рычажно-шарнирным устройством. Когда происходит нажатие на педаль газа, то срабатывает поворотный диск дроссельной заслонки, которая открывается под нужным углом.
- Датчик положения «видит», на какой угол открылась заслонка, и передаёт это значение в блок управления мотора. Чем больше открыта заслонка, тем больше топлива поступает, скорость автомобиля возрастёт. Если отпустить педаль, то задвижка вернётся обратно в закрытое положение. Некоторые механические дроссельные заслонки включают ручку, при помощи которой можно самостоятельно регулировать положение заслонки. Это реализовано также на мопедах и мотоциклах.
За счёт работы модуля, определяющего положение, точно устанавливается угол закрытия. Электронный блок в результате слаженной работы с инжектором устанавливает количество воздуха, поступившего внутрь камеры сгорания, и постепенно корректирует объёмы подаваемого в системы топлива.
Изначально систему оснащали потенциометрическим датчиком, в котором для определения угла открытия применялось изменение сопротивления. Это устройство признано устаревшим и заменено магниторезистивным. Определённый уровень надёжности обеспечивается за счёт применения контактных пар.
Механические дроссельные заслонки оснащены регуляторами холостого хода, представленными отдельными, идущими в обход основного каналами. Корректировка в полной мере зависит от условий работы всей системы и обеспечивается электроклапаном. Работает он следующим образом. На холостом ходу заслонка закрыта. Воздух поступает в обход заслонки при помощи регулятора холостого хода (байпасный канал с электроклапаном). Блок управления определяет обороты коленвала и регулирует степень открытия электроклапана, устанавливающего необходимые обороты. Если водитель включает кондиционер или другое электрооборудование, то воздух подаётся через ещё один канал в обход впускного коллектора.
Датчик положения заслонки выполняет две цели:
- Блок управления на основании данных с датчика открывает.
- Закрывает регулятор холостого хода и обогащает топливную смесь при резком ускорении.
Кстати, датчик положения заслонки можно вообще выключить и не заметить особой разницы, кроме того, что мотор станет медленнее реагировать.
Принцип работы байпасных каналов схож с работой регулятора. Для чего они служат? Для поддержки необходимых оборотов двигателя на холостом ходу. При несоблюдении данных норм силовая установка не получит необходимое количество воздуха, повысится риск засорения.
Система подогрева отапливает каналы холостого хода, чтобы в морозы не было их обледенения. Система основана на работе охлаждающей жидкости мотора.
Недостатком механического узла является существенная погрешность, которая возникает в процессе приготовления топливно-воздушной смеси.
Эти условия влияют на экономичность расхода горючего и исходную мощность мотора. Проблема возникает потому что блок управления не контролирует заслонку и не получает полноценную информацию, отражающую уровень её закрытия. При резком изменении позиции заслонки блок управления не видит перемену, горючее расходуется больше, чем необходимо.
Электромеханическая
О мере прогресса автомобилестроения появилась электромеханическая дроссельная заслонка. Её управление все также обеспечивается тросом и другими элементами, но конструкция лишена байпасных каналов. Узел дополняют механизмом частичного управления задвижкой.
Сам модуль содержит электромотор и редуктор, сообщающейся с осью дросселя. Работа узла обеспечивается так:
- после запуска двигателя контрольный блок рассчитывает нужное количество воздуха;
- заслонка отворяется на требуемый угол;
- блок управления дополнительно контролирует работу силового агрегата на холостом ходу.
За счёт введения нового механизма частичного управления, конструкция системы стала проще. Основной недостаток узла в образовании значимой погрешности при смесеобразовании. Она не возникает только при работе мотора в режиме холостого хода.
Несмотря на то, что электрический привод заслонки упростил конструкцию механизма, но точность при смешивании горючего с воздухом улучшилась по сравнению с механической.
Электрическая или электронная
Производители современных автомобилей люкс-класса комфортности оснащают электронными заслонками. В них нет механического взаимодействия между педалью тормоза и осью устройства, а также нет регулятора холостого хода. Положение задвижки устанавливается автоматически.
Сама конструкция кроме дроссельной заслонки включает электродвигатель и редуктор, связанный с управлением электронного блока управления (ЭБУ). Что делает ЭБУ? Он обрабатывает информацию со следующих датчиков:
- положение педали акселератора;
- выключатель положения педали тормоза и газа;
- положения заслонки;
- автоматической трансмиссии;
- системы климат- и круиз-контроля;
- тормозная система.
Угол отклонения заслонки определяется после мгновенной обработки полученной информации. Выпускная система полностью контролируется электронным блоком, потому проблема в установлении смесеобразовании отпадает. Точное количество воздуха поступает в систему независимо от используемого режима работы двигателя. Топливо сгорает полностью, исключая выбросы вредного выхлопа в атмосферу.
Также одним из плюсов является регулировка холостого хода при передвижении дроссельной заслонки, причём даже если педаль газа не нажата. Дроссель сам приоткрывается, чтобы обеспечить нужное количество оборотов мотора.
Преимущество электронной дроссельной заслонки в том, что с ней можно легко переключать режимы в автоматической коробке передач.
Несмотря на то, что электронная дроссельная заслонка считается современной, она имеет весомые недостатки в техническом плане. Опытные автовладельцы выделяют следующие минусы:
- Для открытия задвижки применяется электромотор. При возникновении неисправностей¸ система управлением заслонки способен работать некорректно.
- Недостаточно проработанное производителем программное обеспечение. Из-за этой проблемы скорость работы дросселя сильно замедляется. Автовладельцы отмечают наличие данного дефекта в бюджетных автомобилях. Обработка информации происходит не мгновенно, данные по цепочке поступают к электродвигателю с промедлением.
Внимание! При изучении отзывов автовладельцев выявлен ещё один недостаток такого типа заслонки – они не допускают пробуксовку колёс в начале движения.
В автомобилях класса «люкс» и «премиум» используется ПО от проверенных выпускающих компаний, потому задержка отклика исключена. Оптимально заранее изучить особенности каждого производителя ПО, ознакомиться с преимуществами и недостатками, потому что каждый имеет свои «слабые стороны».
При поломке электронной дроссельной заслонки система работает при помощи пружинного механизма. А неисправное устройство следует заменять целиком.
Что лучше: механическая или электрическая заслонка
Сравнивать, какая из заслонок лучше – бессмысленно. Каждый из представленных вариантов имеет свои плюсы и минусы, потому выбирать подходящий модуль стоит самостоятельно каждому автовладельцу.
Механические дроссельные заслонки часто считают устаревшими, но связано это никак не с потерей актуальности конструкции. Это – веяние прогресса, на новых машинах их не используют, но стало ли лучше рядовым автомобилистам? Модуль полностью способен обеспечивать свои функции, менее уязвим. Довольно простая конструкция в механических заслонках не имеет дополнительных компонентов, потому исключён их выход из строя.
Безусловно, есть весомый недостаток, который огорчит экономных водителей. При использовании механики объёмы расхода горючего заметно возрастают. Это бесспорно сказывается не только на расходах, но и на состоянии окружающей среды.
Блок дроссельной заслонки электронного типа чаще ломается, потому что внутри него есть много дополнительных элементов. Если один из них нарушает свою работу, страдают другие. Это вынуждает периодически контролировать работу автоматики.
Внимание! Несмотря на присутствие недостатков, отказаться от электронных дроссельных заслонок – невозможно. Только они обеспечивают чёткое и достаточно тонкое управление мотором.
Основные неисправности заслонки
При обращении на станцию техобслуживания наблюдаются поломки дроссельной заслонки. Подробно расскажу про каждую из них.
Датчик положения
Самая частая поломка происходит в датчике положения дроссельной заслонки. Этот механизм ломается, что приводит к нарушению работы силового агрегата:
- Машина заводится с трудом или вообще не реагирует на поворот ключа в системе зажигания.
- При движении появляются рывки или провалы в работе мотора.
- Увеличивается расход горючего.
- Ухудшается тяга и динамические показатели.
- Нестабильная работа холостого хода: мотор работает на повышенных оборотах, либо может заглохнуть.
- На панели приборов периодически светиться индикатор «Check Engine».
Отмечу, что все эти признаки могут указывать не только на поломку задвижки. Здесь требуется провести диагностику всех систем на СТО.
Засорение обходных каналов
Также неисправность провоцирует атмосферный воздух, проходящий сквозь заслонку при работе дизельного двигателя. Во время движения частицы мелкой пыли проходят через воздушный фильтр. Приводить к загрязнениям обходных каналов может даже масляная смесь, пропускаемая по системе. Частицы смешиваются с жидкостью, образуя сложный налёт. При такой поломке неполадки будут проявляться только при работе мотора на холостом ходу.
Устранить основные проблемы помогает классическая чистка дроссельной заслонки. Потрудиться придётся, если имеются более серьёзные неисправности. Работнику для визуальной оценки придётся извлечь все резиновые уплотнители и другие части модуля. Если проблема появляется из-за модуля механического или электронного управления, она решается дополнительной настройкой.
Подсос воздуха
В этом случае воздух проходит через блок дросселя или через образовавшееся отверстие во впускном коллекторе. В мотор поступает больше кислорода, чем нужно, что ведёт к увеличению оборотов. Также воздух проходит в обход фильтров, что приводит к быстрому загрязнению заслонки.
Если нарушена герметичность соединения дроссельной заслонки и впускного коллектора или не до конца закрывается задвижка из-за люфта, то это устраняется при помощи замены и чистки устройства. Если воздух проникает через другие места, то надо проверить автомобиль на станции техобслуживания.
Нарушение адаптации заслонки
Адаптация это настройка электронного блока управления, который «видит» положение педали акселератора и положение дроссельной заслонки. Неисправность в адаптации появляется при отключении автомобильного аккумулятора, перенастройке блока управления мотором, снятии дросселя для чистки, а также некорректной работе двигателя на холостом ходу. Адаптацию лучше доверить мастерам в СТО, это стоит недорого.
Зачем чистить дроссельную заслонку
Заслонку следует приходится периодически чистить. Это обусловлено влиянием трёх факторов.
- В-первых, в воздушном фильтре двигателя скапливается крупная грязь и пыль, а часть более мелкой фракций попадает на заслонку и остаётся на стенках и внутренних элементах.
- Во-вторых, картерные газы очищаются от моторного масла в маслоотделителе. А потом эти газы попадают обратно в мотор через задвижку, загрязняя её.
- В-третьих, из-за жёстких экологических норм в конструкцию ввели клапан ЕГР, который возвращает обратно часть выхлопных газов обратно в двигатель внутреннего сгорания, и опять же через дроссель.
Через определённое количество пробега на дроссельной заслонки оседает внушительное количество грязи, которая может значительно ухудшить работу дросселя.
Через сколько чистить дроссельную заслонку
Чистить дроссельную заслонку в среднем надо через каждые 30-50 тыс. км пробега. При спокойном стиле вождения – не чаще одного раза на 100 тыс. км пробега. Если техническое состояние мотора плохое, чистить его придётся очень часто до устранения дефекта.
Необходимость внеплановой чистки определяют такие основные признаки:
- автомобиль не заводится с первого раза;
- мотор рычит и даёт рывки на малой скорости и холостом ходу;
- ДВС может заглохнуть без видимых причин;
- холостые обороты нестабильны.
Чтобы увидеть, в каком состоянии находится дроссельная заслонка, следует убрать патрубок воздушного фильтра двигателя и найти дроссель. Если язычок заслонки не золотого, а чёрного цвета, то однозначно необходима чистка.
Почему дроссельную заслонку лучше чистить на СТО
Не стоит самостоятельно пытаться починить устройство, если оно оснащено электроприводом. После самостоятельной чистки дросселя его работа может выполняться некорректно, потому что ему необходима адаптация. Ведь блок управления уже адаптировался к работе задвижки со слоем нагара, а его удаление может значительно ухудшить точность открытия. Для адаптации требуется дорогостоящее оборудование, поэтому эту процедуру рядовой автовладелец сделать не сможет. Лучше проводить ремонт в мастерской – станции техобслуживания.
Если сделать все хочется своими руками, перед выполнением чистки стоит почитать отзывы о механизме и узнать, насколько он сложен в обслуживании. Некоторые модели не терпят замачивания в определённых растворителях. Если есть сложности с разборкой и чисткой, лучше сразу обратиться в профильный сервисный центр, иначе ремонт обойдётся дороже.
Чем чистить дроссельную заслонку
Для проведения полноценной чистки требуются примитивные предметы:
- отрез хлопчатобумажной или льняной ветоши;
- ушные палочки;
- отвёртки разной формы и диаметра для комфортного снятия узла;
- любой растворитель, подойдёт даже ацетон.
Кроме растворителя можно применять бензин, но надо учитывать, что он справляется с нагаром ещё хуже. Выдерживать заслонку в растворе придётся долго, примерно 2-3 часа.
На станциях техобслуживания применяют следующие средства для чистки дросселя:
Название | Плюсы | Цена |
---|---|---|
LIQUI MOLY Pro-Line Drosselklappen-Reiniger | Мягко и очищает задвижку, стоит своих денег. | 900 руб. |
Mannol Carburetor Cleaner | Качественно очищает, но на это требуется определённое время. Популярен среди работников СТО. | 250 руб. |
ABRO CARB & CHOKE CLEANER | Хорошее очищающее средство по соотношению цена-качество. Многие мастера выбирают его чаще остальных. | 300 руб. |
Как почистить дроссельную заслонку самостоятельно
Почистить дроссельную заслонку, если она механическая реально своими руками. Для этого надо выполнить следующие действия:
- открутить винты, фиксирующие воздушный фильтр;
- убрать провода от заслонки;
- убрать фиксацию винтов, удерживающих в необходимом положении ДЗ;
- положить устройство в ёмкость и залить его растворителем. Удобнее использовать таз или широкую кастрюлю;
- продержать модуль в жидкости в течение 5-10 минут;
- достать деталь из растворителя и удалить с него грязь при помощи безворсовой тряпочки. Подобраться к местам с осложнённым доступом можно с помощью ватной палочки;
- собрать механизм в заданной последовательности, обеспечив фиксацию винтов.
Внимание! После проведения полноценной чистки, заслонку стоит просушить. Достаточно оставить её на открытом воздухе на несколько часов.
При проведении ремонта своего авто самостоятельно стоит учитывать, что схема подключения может существенно отличаться. Это зависит от модели и марки транспортного средства. Сохраняется только основной принцип. Перед тем как начать работу стоит запомнить, как именно зафиксирован модуль, детализировать электросхему разборки, сфотографировать или зарисовать. Без демонтажа дросселя убрать всю грязь не удастся. Если вы станете чистить дроссель, не снимая его, то часть грязи попадёт прямо в двигатель.
Опытные автомастера говорят, что двигатель даже после чистки ДЗ может работать некорректно. Это свидетельствует о том, что требуется адаптация или элемент полностью вышел из строя. Он подлежит ремонту и восстановлению, но гораздо целесообразнее провести полную замену. Лишь в случае электронного типа оправдано детально рассмотреть блок управления.
Рекомендую посмотреть видео про самостоятельную чистку и обучение дроссельной заслонки на примере Nissan Almera, там всё предельно просто и доходчиво объясняется.
Если на дроссельной заслонке нанесено антифрикционное твёрдосмазочное покрытие, то чистку надо проводить очень аккуратно, иначе деталь невозможно будет адаптировать. Вообще после чистки я рекомендую нанести на заслонку антифрикционное средство, которое уменьшит износ, повысит плавность работы и предотвратит заклинивание. Одним их хороших средств является Modengy для деталей ДВС, которое производят в аэрозольных баллончиках.
Отмечу, что некоторые заслонки не любят замачивания, после чего работа блока управления нарушается. Ну а если у вас электронная заслонка, то можно очень быстро повредить электропривод, поэтому лучше не делать ничего самому, а отвезти автомобиль в СТО.
В идеале после качественной чистки дроссельной заслонки автомобиль будет ехать как новый – без рывков, мотор заработает ровно, динамика и рулевое управление станет чётче и быстрее.
Принцип работы дроссельной заслонки – простой. По внешнему виду она напоминает обыкновенный клапан, регулирующий объёмы поступающего в двигатель автомобиля воздуха, образующего газ (специальную его смесь). Узел дроссельной заслонки находится недалеко от воздушного фильтра и впускного коллектора. Заслонка периодически нуждается в чистке или полной замене, на это укажет неправильная работа двигателя.
Источник https://atf.ru/articles/materialy_dlya_avtotekhniki/drosselnaya-zaslonka-printsip-raboty-raznovidnosti-chistka-i-vosstanovlenie/
Источник https://motorist.guru/ustrojstvo/drosselnaya-zaslonka.html
Источник