Гбо 4 настройка карты
Установка газобаллонного оборудования на автомобиль – эффективное средство по снижению расхода топлива и продлению срока эксплуатации механизмов машины.
Для бесперебойной и надежной работы системы требуется своевременная регулировка ГБО 4. Это позволяет сохранить динамические характеристики транспортного средства и поддерживать расход топлива на минимальном уровне. Без надлежащей отладки системы возможно появление ошибок в работе двигателя и прогар клапанов.
Оптимальный и быстрый вариант решения задачи – обращение в компанию «Вист-Электрик». Регулировка ГБО 4 поколения у нас проводится максимально оперативно с применением точного современного оборудования.
Методы отладки газобаллонного оборудования
В ходе отладки оборудования решается главная задача – соблюдение временных показателей впрыска топлива. Для настройки ГБО 4 поколения применяются следующие методы:
- по результатам коррекции топлива. Наиболее действенный способ, так как непосредственно выполняется регулировка впрыска топливной смеси. Для выставления максимально точных показателей используется электронный блок управления. С его помощью задача, как настроить ГБО 4 поколения, оперативно решается;
Первоначально регулируется карта по нагрузкам, а проверка по оборотам выступает в качестве контрольного мероприятия. Данные о проведенных измерениях отображаются в процентах. Настройка позволяет произвести выставление коэффициентов топливной карты в пределах допустимых норм. Процесс отладки производится при различных нагрузках и оборотах двигателя. В итоговых настройках процентные показатели не должны превышать значения +/- 5;
- применение для настройки ГБО 4 поколения нагрузочного стенда. Машина помещается на специальный стенд, который имитирует езду по трассе. При помощи электронного оборудования снимаются показатели. В конце замеров выводится сравнительный график, который служит основанием для внесения изменений в работу газобаллонного оборудования;
- автоматическая калибровка. Для регулировки ГБО 4 поколения применяется блок управления. Он сначала осуществляет фиксацию временных показателей впрыска бензина, потом устройство переходит на газовое топливо. В результате производится корректировка коэффициента карты топлива, т.е. время подачи газа начинает совпадать с временным показателем подачи бензина. Данная настройка является базовой и позволяет автомобилю работать в двух топливных режимах.
Как настраивать ГБО 4 поколения в движении
Распространенный вариант приведения системы в оптимальное состояние – регулировка ее на трассе. В этом случае удается обеспечить необходимый температурный режим работы двигателя и появляется возможность удерживать различные нагрузки на разных скоростях.
Точность настройки достигается за счет проведения операции в реальных условиях эксплуатации и возможности многократного повторения нагрузок.
Результаты регулировки ГБО 4 компанией «Вист-Электрик»:
- выставление минимальных параметров расхода топлива;
- соблюдение оптимальных параметров работы двигателя;
- исключение вероятности преждевременного износа или выхода из строя газобаллонного оборудования.
Регулировка ГБО 4 в компании — гарантия отладки системы в соответствии со всеми техническими и эксплуатационными характеристиками и нормами безопасности.
Совсем скоро предстоит дальняя поездка.до этого уже ездил на газу, поэтому, покупая Шкоду, уже знал, что в будущем буду устанавливать ГБО.
Когда начал примерно подсчитывать расходы на топливо, то было принято решение о установке.
Устанавливал все сам, по выходным дням.Начал, примерно недели 3 назад.Сейчас уже вторую неделю езжу на газу.В прошлые выходные ездил в Юрьев-Польский район,270км от дома.Постоял в пробках на МКАДе и на Ярославке и по пути туда и на обратном.Подсчитал расход-вышло 8.1л газа на 100км.Считаю, что результат очень не плох.
И так по порядку.
Установка баллона.Долго думал «какой и куда», остановился на торроидальном баллоне объемом 60л(полезный объем 48л).
Чтобы его установить в отсек для запасного колеса нужно было сделать несколько отверстий:для крепления самого баллона и большое отверстия под стакан вентиляции.
Ну и фото уже установленного
Долго думал где расположить рампу газовых форсунок.Но самым оптимальным, как мне показалось, это закрепить на корпусе воздушного фильтра
Вот так:
ЭБУ ГБО закрепил около короба с проводкой, чтобы максимально можно было скрыть проводку
Редуктор закрепил левее радиатора.Так получается он ниже самой верхней точки в СО и недалеко от форсунок и к нему, в принципе, не затруднен доступ для замены фильтра и регулировки
Чтобы протащить проводку на переключатель в салон, пришлось мне освоить разбор торпеды.По началу было страшно, но глаза боятся, а руки делают!И в результате ничего страшного или особенного нет.
Переключатель расположил на заглушке кнопки
ВЗУ сделал в бампере.В принципе было и скрытое ВЗУ и я даже прикидывал его установку.Ну как-то.Может руки не те.Решил все-таки продырявить бампер
Трубки термопластик.
Вид снизу
Перед установкой газового оборудования отсоединяйте массовый провод аккумулятора (если это не запрещено в инструкции производителя автомобиля).
ВНИМАНИЕ : при этом стирается память радиоприемника и телефона, и срабатывать центральный замок и противоугонная система. В этом случае можно временно подключить аккумулятор.
После сверления обязательно удаляйте заусенцы и выполняйте антикоррозийную обработку краев.
Герметизируйте все проходящие через отверстия провода для предотвращения попадания воды.
Устанавливайте блок управления как можно дальше от мест возможного попадания воды, источников тепла (например, выпускных коллекторов), высоковольтных проводов и там где это, возможно, устанавливайте блок разъемом вниз.
При сгорании предохранителя не заменяйте его более мощным.
Не пытайтесь открыть блок управления, так как это может вызвать повреждения, не подлежащие ремонту. LOVATO отказывается от любой ответственности за травмы и материальный ущерб, если оборудование LOVATO будет иметь следы вскрытия. Гарантия в этом случае также перестает действовать.
Осуществляйте все соединения при помощи специальных разъемов или пропаивайте их мягким припоем.
Всегда соблюдайте соответствующие законы и требования по установке газового оборудования.
Перед установкой блока управления убедитесь в том, что предохранители вынуты
При несоблюдении требований данной инструкции, система не будет работать или будет работать неправильно. В результате может произойти повреждение оборудования LOVATO и отказ от гарантийных обязательств.
ОРИЕНИРОВОЧНЫЕ ДИАМЕТРЫ ЖИКЛЁРОВ ДЛЯ LOVATO EASY-FAST
Объём одного цилиндра — Д жиклёра
0.35-0.4 — 1.6мм
0.4-0.45 — 1.8мм
0.45-0.5 — 2.0мм
0.5-0.55 — 2.2мм
0.6-0.65 — 2.6мм
0.65-0.7 — 2.8мм
Для 16 клапанных+10%
Для турбированных авто +30%
Для попарно-параллельного -20%
Для параллельного -30%
ЖГУТЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ БЕНЗИНОВЫХ ФОРСУНОК
Существуют различные типы жгутов для соединения бензиновых форсунок и газового блока управления.
КОДОПИСАНИЕПРИМЕЧАНИЯ1080011Жгут EMU EASY FAST 4 универсальныйЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра без разъемов1080012Жгут EMU EASY FAST 4 форсунки BOSCHЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, разъемы типа BOSCH, правые)1080013Жгут EMU EASY FAST 4 форсунки JAPANЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, разъемы типа JAPAN, правые)1080014Жгут EMU EASY FAST 3 форсунки BOSCHЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, разъемы типа JAPAN, правые)1080015Жгут EMU EASY FASTЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, 1 разъем) Fiat Stilo, Fiat Dobio-1.6, Peugeout-1.4, Citroen C3-1.6.1080016Жгут EMU EASY FAST 3 (форсунки BOSCH, обратныйЖгут для отключения форсунок (3 цилиндра, разъемы типа BOSCH, левые)1080017Жгут EMU EASY FAST 4 форсунки BOSCH, обратныйЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, разъемы типа BOSCH, левые)1080018Жгут EMU EASY FAST 4 форсунки JAPAN, обратныйЖгут для отключения форсунок (4 цилиндра, разъемы типа JAPAN, левые)
Для выбора жгута необходимо определить тип разъема, установленного на автомобиле, и его полярность.
Для определения полярности необходимо:
1. Отсоединить один из разъемов оригинальных форсунок
2. Приготовить тестер для измерения напряжения постоянного тока с диапазоном до 20 V и подключить отрицательный контакт к массе.
3. Приложить положительный контакт к одному из контактов разъема инжектора.
4. Включить зажигание и проверить тестером значение напряжение. Если значение составляет около 12 V — кабель плюсовой.
Питание форсунок имеет ограничение по времени. Через несколько секунд, после включения зажигания, оно может отключаться. Рекомендуется проверять полярность всех форсунок, так как на некоторых автомобилях одна форсунка имеет обратную полярность.
После определения физической формы и полярности форсунок, можно выбрать подходящий жгут.
Используйте жгуты 1080012, 1080013 и 1080014, если плюсовой провод форсунки находится на контакте 1, а минусовой на контакте 2 оригинального разъема. Если на оригинальном разъеме нет номеров – смотрите рисунок.
Используйте жгуты 1080016, 1080017 и 1080018, если плюсовой провод форсунки находится на ножке 2, а минусовой ножке 1 оригинального разъема. Если на оригинальном разъеме нет номеров – смотрите рисунок.
Если оригинальные разъемы несовместимы с разъемами жгута или ожидается, что установка жгута с разъемами будет сложной – используйте жгут 1080011. В любом случае проверяйте полярность форсунок. Размыкать нужно минусовые провода.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЖГУТА ОТКЛЮЧЕНИЯ ФОРСУНОК К ОРИГИНАЛЬНОЙ ПРОВОДКЕ АВТОМОБИЛЯ
Разрежьте провода от бензиновых форсунок. Одноцветный провод универсального жгута нужно подключить к форсункам, а соответствующие провода с черной полосой должны подсоединяться к блоку управления впрыском бензина. Не нарушайте соответствие между проводкой эмулятора форсунок и газовыми форсунками. При подключении газовой форсунки «А» должно соответствовать подключение проводов «А» жгута эмулятора форсунок.
То же самое относится и к другим форсункам.
В 3-х цилиндровых автомобилях ЖЁЛТЫЙ и ЖЁЛТО-ЧЕРНЫЙ провода не подключаются.
РАБОТА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ
Поставляемый в комплекте переключатель имеет кнопку, 7 светодиодных индикаторов и встроенный звуковой сигнал.
КР А С Н Ы Й С В Е Т О Д И О Д – резерв
ЗЕЛЕНЫЕ СВЕТОДИОДЫ – уровень газа
КНОПКА ПО ЦЕНТРУ – переключение видов топлива
ЖЕ Л Е Н Ы Й С В Е Т О Д И О Д – автомобиль работает на бензине
G-ЗЕЛЕНЫЙ ДИОД – автомобиль работает на газу + диагностика системы
ФУНКЦИИ СВЕТОДИОДНЫХ ИНДИКАТОРОВ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА БЕНЗИН ИЗ-ЗА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА
При достижении переключателем резерва и когда давление газа снижается ниже заданного, блок управления автоматически переключается на бензин. Это сделано, чтобы избежать работы на слишком бедной смеси и повреждения из-за этого катализатора. Перед переключением на газ заправьте автомобиль. При переключении на бензин из-за НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗА загорается ОРАНЖЕВЫЙ светодиодный индикатор переключателя (работа на бензине), попеременно загораются КРАСНЫЙ и четыре ЗЕЛЕНЫХ светодиода, и звучит прерывистый звуковой сигнал. Для возвращения переключателя к нормальной работе необходимо нажать КНОПКУ один раз, ОРАНЖЕВЫЙ светодиод продолжает гореть, показывая, что автомобиль работает на бензине, звуковой сигнал выключается.
НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ
Если автомобиль не заводится на бензине (из-за проблем с бензонасосом и т. д.), можно завести автомобиль НА ГАЗЕ. Для этого заводите автомобиль, удерживая кнопку нажатой.
Запуск на газе считается нештатной ситуацией. Постоянный запуск на газу может вывести из строя катализатор и привести к включению сигнала Check Engine. Система допускает 5 запусков на газе!
ДИАГНОСТИКА
При обнаружении диагностических ошибок ЗАГОРАЕТСЯ ОРАНЖЕВЫЙ светодиод (работа на бензине), ЗЕЛЕНЫЙ светодиод МИГАЕТ и звучит прерывистый звуковой сигнал (светодиодные индикаторы указателя уровня НЕ ГОРЯТ). Для отключения звукового сигнала необходимо нажать на кнопку переключателя.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ EASY FAST
МИНИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Операционная система – Windows 98 2nd edition или более поздние версии
Память (оперативная) – мин 16 МБ
Жесткий диск – не менее 20 МБ
Разрешение монитора — 800×600 или выше
УСТАНОВКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для установки программы вставьте диск в дисковод и подождите появления
инструкции по установке.
Если программа не запускается, нажмите «Пуск» / «Выполнить» и введите «D:
Exe» (D- обозначение CD-Rom)
Вам будет предложено выбрать папку для установки. Мы предлагаем не изменять адреса, заданного по умолчанию.
При установке автоматически создается ярлык на рабочем столе.
Программа калибровки работает с аппаратным ключом код 7155002 и может
работать без подключения к блоку управления.
Для подключения блока управления необходимо, чтобы блок управления и компьютер были правильно соединены последовательным кабелем (Код 0570001) и последовательным USB адаптером, если компьютер не имеет последовательного порта (Код 4685001 серийный USB адаптер).
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Выберите язык для пользования программой. Далее из этого меню можно получить доступ ко всем подменю программы, которые по отдельности описаны ниже.
В нижней части меню содержится следующая информация:
1. Показывает, подключен ли блок управления к программе. Важно помнить, что все установки и регулировки, проведенные без подключения к блоку управления, будут потеряны при соединении, если не будут предварительно сохранены в файле конфигурации. При запуске программа автоматически пытается подключиться к блоку управления. При отсутствии соединения появляется сообщение об ошибке. В этом случае проверьте:
Подключение серийного интерфейса
Соединение блока управления с аккумулятором и массой
Нажав на ярлык 1 можно установить (Ctrl+C) или разорвать (Ctrl+D) соединение
2. Версия программного обеспечения
3. Версия прошивки блока управления. Для обновления войдите в подменю
«Новая прошивка» («New firmware») и выберите желаемую версию из списка.
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта операция возможна только при наличии программы Internet Explorer версии 5,5 или более поздней версии.
4. Имя конфигурации автомобиля. Если в блок управления загружена сохраненная ранее конфигурация, появится её название. Если блок управления но вый, появится сообщение «Standart Lovato», а затем «LPG».
5. Выход из программы.
КОНФИГУРАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ
Это меню состоит из четырех экранов, в которых можно задавать параметры, отвечающие за работу газового блока управления. В верхней части всех экранов отображаются текущие значения общих эксплуатационных сигналов системы.
1. Показывает, работает автомобиль на бензине или на газе, а также индикатор уровня газа, более того кнопка позволяет переключаться при помощи программы.
Обороты (« REVS ») – Обороты двигателя, измеряемые в реальном времени газовым блоком управления.
Т газа – Показания температурного датчика, расположенного в фильтре.
Т редуктора – Температура редуктора, показания температурного датчика, расположенного в редукторе.
Давление газа (« GAS PRE ») – Это разница давления газа в газовых форсунках и во впускном коллекторе, измеряемая датчиком давления, установленным в фильтре.
МАР – Разрежение в коллекторе, определяемое датчиком, находящимся в фильтре.
Время впрыска газа «Время газа» (« GAS time ») и бензина «Время бензина» («PETR time ») . Для каждой переменной можно получить одно или два значения, в зависимости от числа рядов цилиндров, заданного во всплывающем меню «Число рядов цилиндров» в окне «Датчики».
Напряжение лямбда-зонда , полученные через БЕЛЫЙ и БЕЛО-ЧЕРНЫЙ провода. Если последние не подсоединены, отображается «нет данных» («n. d.»).
6. Здесь находятся три сигнальные лампы:
Дополнительный впрыск – Если программа обнаруживает дополнительный впрыск, соответствующая лампочка загорается ЖЕЛТЫМ и становится ЗЕЛЕНОЙ на 2/300мс, так, чтобы оператор видел момент дополнительного впрыска.
Cut -Off – Соответствующая лампа горит КРАСНЫМ в режиме «Cut Off» (торможение двигателем, бензиновые форсунки закрыты).
Диагностика – Горит КРАСНЫМ светом при обнаружении ошибки. При нажатии на «Диагностика» появляется окно с описанием ошибки.
КОНФИГУРАЦИЯ
В этом окне можно задать параметры автомобиля
Параметры, обозначенные СИНИМ, должны модифицироваться при выключенном зажигании.
ТИП ТОПЛИВА (« Fuel type »)
Этот выбор используется для включения блока управления с характеристиче скими параметрами заданными ранее для правильной работы на используемом типе топлива. Выберите:
LPG – для автомобилей, работающих на ПРОПАНЕ
МЕТАН – для автомобилей, работающих на МЕТАНЕ
При выборе ПРОПАНА или МЕТАНА также изменяется папка, в которой сохраняются файлы конфигурации (смотри «Загрузка конфигурации»).
ТИП ВПРЫСКА (« Injection type »)
Позволяет выбрать стратегию впрыска газа в зависимости от типа бензинового
Последовательный (предлагаемый вариант) — бензиновые форсунки включаются поочередно.
Полная группа («Full group») — бензиновые форсунки включаются одновременно.
ТИП ФОРСУНОК
Позволяет выбрать тип ГАЗОВЫХ форсунок, входящих в установочный ком плект. При загрузке сохраненной ранее конфигурации в этом окне показывается тип газовых форсунок, предусмотренный в файле конфигурации. Если тип газовых форсунок, сохраненный ранее в блоке управления, не совпадает с отображаемым в окне, появляется предупреждающее сообщение. Для решения проблемы необходимо загрузить файл конфигурации, определяющий тип установленных форсунок или изменить тип форсунок, заданный в блоке управления. Если установленные на автомобиле форсунки не совпадают с выбранными, им задаются неверные параметры, которые могут вызвать неправильную работу оборудования или повреждение форсунок. Можно выбрать форсунки Matrix или Lovato.
ТИП СИГНАЛА ОБОРОТОВ (ЧЕРНЫЙ провод) («Rew signal type»)
Стандартный – выбирайте этот вариант, когда ЧЕРНЫЙ провод подключен к:
Счетчику оборотов с сигналом типа квадратная волна 0-12В.
Отрицательному полюсу катушки зажигания.
Слабый сигнал – выбирайте этот вариант, когда ЧЕРНЫЙ провод подключен к:
Счетчику оборотов с сигналом типа квадратная волна 0-5В.
Бесконтактное переключение типа квадратная волна 0-5В.
Эти сигналы могут быть определены при помощи осциллографа.
Этот параметр используется блоком управления для правильного расчета стандартной работы двигателя, которая зависит от типа зажигания, к которому подключен ЧЕРНЫЙ провод. Выберите:
Одинарная бобина – для автомобилей с катушками на каждом цилиндре, если ЧЕРНЫЙ провод подсоединен к отрицательному полюсу одной из катушек;
Двойная бобина – для автомобилей с катушкой на две свечи зажигания, если ЧЕРНЫЙ провод подсоединен к отрицательному полюсу одной из катушек;
Счетчик оборотов – для автомобилей с катушкой и механическим распределителем зажигания, если ЧЕРНЫЙ провод подсоединен к отрицательному полюсу катушки или на всех автомобилях, на которых ЧЕРНЫЙ провод присоединен к проводу сигнала счетчика оборотов.
Счетчик оборотов 2 – для автомобилей с 6 и 8 цилиндрами, где ЧЕРНЫЙ провод подсоединен к счетчику оборотов, и обороты двигателя измеряются неправильно.
ЧИСЛО ЦИЛИНДРОВ
Этот параметр используется для задания блоку управления числа цилиндров двигателя автомобиля и, следовательно, число газовых форсунок, которыми он будет управлять, выберите 3 ЦИЛИНДРА или 4 ЦИЛИНДРА по числу цилиндров двигателя. При использовании блока управления на автомобиле с 5 – 6 – 8 цилиндрами в окне выбора выберите 5 ЦИЛИНДРОВ, 6 ЦИЛИНДРОВ или 8 ЦИЛИНДРОВ по числу цилиндров двигателя.
ОБНУЛЕНИЕ (RESET )
При нажатии на кнопку перезапуска отменяются все установки блока управления и загружаются заводские настройки.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Это окно позволяет переключение с бензина на газ и обратно.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ («Switching »)
При разгоне – переключение с БЕНЗИНА на ГАЗ происходит при разгоне, когда обороты двигателя превышают «ПОРОГОВОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ».
Число оборотов превышает «ПОРОГОВОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ» и затем снижается ниже этой величины.
При «Cut — Off», когда обороты двигателя превышают «ПОРОГОВОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ».
ПОРОГОВОЕ ЧИСЛО ОБОРОТОВ ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ («Rev threshold for switching»)
Задает обороты двигателя, при которых будет происходить переключение с бензина на газ.
ТЕМПЕРАТУРА РЕДУКТОРА ДЛЯ ПЕРКЛЮЧЕНИЯ
Задает значение температуры редуктора, после достижения, которой происходит переключение. До достижения заданной температуры блок управления НЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕТ НА ГАЗ. Если при работе на газе температура снижается ниже заданного, блок управления всегда остается на газе.
Мы предлагаем задавать температуру в диапазоне от 20º до 40º, т. к.: При задании слишком низкого значения температуры переключение будет происходить, когда редуктор недостаточно прогрет. При задании слишком высокого значения, до переключения на ГАЗ пройдет слишком много времени.
ЗАДЕРЖКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА ПРОГРЕТОМ ДВИГАТЕЛЕ («Switching delay with engine warm»)
Задает минимальное время от запуска двигателя до переключения с БЕНЗИНА на ГАЗ. Мы предлагаем задавать время не меньше 25 секунд, чтобы убедиться в правильной работе системы.
ОПЕРЕЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВПРЫСКА
Эта процедура позволяет автоматическое опережение последовательности впрыска, а также сдвиг газового впрыска по фазе; величина сдвига по фазе зависит от команды «Количество рядов цилиндров» страницы Датчики F3.
Это опережение может улучшить работу двигателя, прежде всего в случае, когда газовые форсунки находятся далеко от впускного коллектора.
Эта функция должна использоваться только при крайней необходимости, т. к. она отключает ПОСТЕПЕННОЕ переключение БЕНЗИН – ГАЗ и выполняет та кое переключение мгновенно.
РАБОТА НА ХОЛОСТОМ ХОДЕ (« Idle operation »)
На газе – при выборе этого варианта автомобиль всегда работает на газе (рекомендуется и установлено по умолчанию).
Возврат к бензину – при возврате к минимальным оборотам блок управления на несколько секунд переключается на бензин, а затем обратно на газ, избегая, таким образом, остановки двигателя. Рекомендуется использовать эту функцию только при необходимости. Значение «Обороты для определения минимума» («Giri per identificazione del minimo») определяет число оборотов, при снижении меньше которого эта процедура используется.
Бензин – работа на холостых оборотах ниже заданного порога все время происходит на бензине. Возврат к работе на газе происходит при превышении заданного порога. Этот вариант рекомендуется использовать, когда работа на газе невозможна, нестабильна или приводит к частой остановке двигателя. То, что система работает на бензине, не отображается на переключателе, который по-прежнему показывает, что автомобиль работает на газе, но это можно определить на компьютере, т. к. время впрыска газа обнуляется.
РАБОТА ВЫСОКИХ ОБОРОТОВ
При достижении пределов времени газового впрыска (газ превышает время цикла), одновременно с газом добавляется небольшое количество бензина. Переключатель показывает, что автомобиль работает на газе. При снятии флажка в окне эта функция отключается и при превышении предела времени впрыска газа происходит автоматическое переключение на бензин с отображением на переключателе.
ДАТЧИКИ (« SENSOR »)
В этом окне можно выбрать конфигурацию датчика уровня и кислородного датчика.
ЧИСЛО РЯДОВ ЦИЛИНДРОВ («Number of banks»)
Необходимо для задания числа рядов цилиндров, на которые можно разделить двигатель.
КОРРЕКТОР ВТОРОГО РЯДА ЦИЛИНДРОВ («Second banks corrector»)
Этот пункт появится при выборе числа рядов 2. На автомобилях, имеющих два передних лямбда-зонда, это позволяет модифицировать (усиливать и ослаблять) в процентном соотношении смесеобразование ГАЗА, когда два ряда немного разбалансированы.
Подробнее для 4-х цилиндрового двигателя это означает, что смесеобразование форсунок B и C с одной стороны и A и D с другой разбалансировано. 6-ти и 8-ми цилиндровых автомобилей смесеобразование газовых форсунок, подключенных проводами с КРАСНОЙ полосой, разбалансировано с остальными газовыми форсунками.
ТИП ПЕРЕДНЕГО ЛЯМБДА-ЗОНДА («Front lambda probe types»)
При правильном задании этого параметра блок управления может определить работу лямбда-зонда. Перед определением типа лямбда-зонда необходимо проверить их работу цифровым тестером.
Для датчиков с напряжением 0-1В, 0-5В, 5-0В, 0,8-1,6В, если вы хотите только считывать их показания, действуйте следующим образом:
Подсоедините к лямбда-зонда БЕЛЫЙ провод, не разрывая оригинальное соединение (не подключайте ЖЕЛТЫЙ провод).
При использовании лямбда-зонда типа UEGO невозможно считывать значение напряжения датчика (в этом случае используйте сканер OBD).
0-1В – выберите этот вариант, если на сигнальном проводе напряжение изменяется в пределах:
o около 0,8-1В при богатой смеси
0-5В – выберите этот вариант, если на сигнальном проводе напряжение изменяется в пределах:
o около 0-0,2В при бедной смеси
o около 4,8-5В при богатой смеси
5-0В — выберите этот вариант, если на сигнальном проводе напряжение изменяется в пределах:
o около 4,8-5В при бедной смеси
o около 0-0,2В при богатой смеси
0,8-1,6В — выберите этот вариант, если на сигнальном проводе напряжение изменяется в пределах:
o около 0,7-0,8В при бедной смеси
o около 0,4-1,6В при богатой смеси
ТИПЫ ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ ГАЗА («Gas level indicator type»)
Показывает газовому блоку управления, какой тип датчика уровня используется:
УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ НАПОЛНЕНИЯ ГАЗОВОЙ ТРУБКИ («Gas pipe filling time»)
Обычно, газовый блок управления для предотвращения возможной остановки двигателя при переходе с одного типа топлива на другой включает газовые клапана за 5 секунд до переключения: это обеспечивает лучшее заполнение трубки газом.
Можно отключить эту функцию. В этом случае газовые клапана включаются только, примерно, на 1 секунду.
Никогда не отключайте бензонасос.
Если после установки ГБО 4 поколения Вы не довольны расходом топлива и динамическими характеристиками автомобиля, следует провести ручную настройку с помощью диагностического оборудования.
Недобросовестные мастера, которые сами плохо разбираются в регулировке, могут убедить пользователя, что в современных системах все решается автонастройкой, либо проводить дополнительные регулировки за деньги, не гарантируя желаемого результата. Автонастройка оборудования обеспечит лишь минимально достаточные настройки, обеспечивающие движение автомобиля.
Для самостоятельной настройки необходимо:
- Программа настройки ГБО
- Кабель для подключения к блоку управления ГБО
- Диагностический кабель (например ELM327)
Согласно инструкции к автомобильному газовому оборудованию — при правильно настроенном ГБО 4 поколения время бензинового впрыска остается одинаковым при работе на бензине и газе.
Цель настройки: добиться того, чтобы время впрыска не менялось.
Например, инструкция к ГБО 4 поколения OMVL: п.4.4.1 Modify the map (Коррекция топливной карты). Остальные системы аналогичны.
Варианты настройки:
- Настраивать, имея только кабель для регулировки ГБО по изменению времени впрыска. В этом случае проще пользоваться старыми версиями программ, где есть грубая настройка ГБО по нагрузке.
- Настраивать при помощи диагностического сканера по топливной коррекции. Если в наличии есть диагностический сканер или адаптер, то удобно будет настраивать любой программой.
Нагрузка на двигатель
Ошибочно мнение, что повышение нагрузки на двигатель — это повышение оборотов.
Если на нейтральной передачи нажать газ в пол, обороты взлетят до предела, но нагрузка будет самая низкая. Нагрузка пропорциональна времени впрыска, а следовательно разряжению в коллекторе (для сжигания большого количества топлива требуется больше воздуха, поэтому разряжение в коллекторе пропорционально нагрузке).
Автокалибровка
Автокалибровка это довольно простое действие: блок управления запоминает время впрыска бензина, переходит на газ и подстраивает коэффициенты топливной карты, чтобы на газе повторить время впрыска бензина.
При этом меняется вся карта по данным одной ячейки.
Например, OMVL меняет всю карту коэффициентов по клетке минимальной нагрузки при 3000 оборотах.
LOVATO меняет всю карту по холостому ходу.
Это необходимо, чтобы автомобиль смог поехать для настройки в движении.
Ни о какой 100% настройки всех оборотов и всей нагрузке тут речи не идет.
Грубая настройка по нагрузке (по времени впрыска)
Регулировка ГБО по нагрузке: изменение ячеек не по оборотам, а по времени впрыска.
запоминаете время впрыска бензина в определенный момент движения (например 3 мс), переключаетесь на газ.
Смотрите как меняется время впрыска бензина (условия движения и усилие на педаль газа не менять).
Сравниваете с показаниями на бензине. Например получилось 4 мс, а было 3 мс. Значит произошло увеличение впрыска на 33%. Если время впрыска бензина при работе на газе увеличилось, это значит смесь беднее чем нужно. И беднее она на 33%. Теперь всю строку 3 мс изменяем на +33 единицы и так далее по всей нагрузке.
Ранее производители ГБО в своих программах закрывали карту коэффициентов и оставляли в свободном доступе лишь грубую настройку по нагрузке.
Грубая регулировка по нагрузке выглядела в виде 8 клеток, куда вводились коэффициенты. Эти коэффициенты накладывались на топливную карту. Первый столбец из 4 клеток отвечал за холостой ход. Первая клетка меняла столбец карты 1000 оборотов от 2 мс до 3 мс; 2 клетка меняла от 3.5 мс до 6 мс и так далее. Клетки второго столбца грубой регулировки меняли карту во всех столбцах кроме 1000 оборотов. То есть все кроме холостого хода.
Использование разряжения в коллекторе
Рассмотренный ранее способ настройки не удобен при настройке в движении. Очень сложно держать ногу в одном положении, а также найти дорогу с идеально ровным покрытием. Удобнее было записывать данные и анализировать их уже отключившись от автомобиля.
Сначала записываем езду на бензине, потом на газе. Сравниваем время впрыска. Но тут возникает сложность. Как сравнить время впрыска в разных режимах работы? Для этого нужно синхронизировать данные при езде на бензине с данными при езде на газе по показаниям MAP (manifold absolute pressure) сенсора .
MAP сенсор показывает разряжение в коллекторе. Его показания меняются от изменения нагрузки, но не изменяются если неправильно подобрать коэффициент в программе настройки ГБО. Например, при работе на бензине на холостом ходу у Вас время впрыска 3 мс, разряжение 0.3 атмосферы. Переходите на газ, время впрыска становится 4 мс, но показания MAP сенсора не меняются и остаются 0.3 атмосферы.
Для использования этого принципа нужно воспользоваться вкладкой регистрации сигналов в программе настройки (пункт 6.1 Acquisitions (Регистрация сигналов)).
- Сначала нужно поездить на бензине километров 100, чтобы топливная коррекция пришла в норму.
- Записать данные при езде на бензине, сохранить их.
- Выписать чему равно разряжение в коллекторе при времени впрыска используемом в программе ГБО (2, 2.5, 3, 3.5, 4.5 мс и тд).
- Записать данные при езде на газе, сохранить их.
- В газовых данных смотреть на показания MAP и по ним определять на сколько ушло время бензинового впрыска.
- при 3 мс при езде на бензине MAP равен, например 0.3.
- время бензинового впрыска при езде на газе при MAP 0.3, например, 4 мс.
- Значит в строке 3 мс смесь бедная на 33%, прибавляем 33 единицы.
Данный принцип замечательно реализован в ГБО Digitroniс . Программа собирает данные, строит график работы на бензине и на газе. Сразу видно где прибавить, где отнять. В простеньких блоках можно посмотреть кривые только по нагрузке — карта 2D. В блоках серьезнее Вы видите карту 3D, в ней видно изменении впрыска относительно нагрузки и оборотов. Из-за этой функции блоки управления Digitroniс очень удобны в использовании. Для их настройки хватит только кабеля для ГБО.
Для удобства обработки записанных данных можно использовать табличный процессор — Excel, либо Calc (OpenOffice).
Настройка с использованием диагностического сканера.
Наиболее правильным вариантом является регулировка ГБО 4 поколения с помощью диагностического сканера. Диагностические сканеры показывают топливную коррекцию ЭБУ автомобиля (FuelTrim).
Топливная коррекция отображает отклонение впрыска от нормы в процентах. Опять же скорее всего используются показания MAP и MAF сенсоров и таблица эталонных значений времени впрыска при определенных показаниях этих датчиков. Когда время впрыска отходят от эталонных, коррекция смещается от 0. Например, все тот же пример с 3мс при работе на бензине и 4 мс при работе на газе. Коррекция при этом будет 33%.
Суть настройки по диагностическому сканеру сводится в подборе коэффициентов карты таким образом, чтобы при любых нагрузках и оборотах коррекция не выходила за рамки +-5%.
Сначала лучше настроить карту только по нагрузке, а потом посмотреть нет ли разности по оборотам. Обычно достаточно настройки только по нагрузке.
Удобство использования сканера в том, что Вам не нужно вычислять в уме отклонения. Это очень помогает при настройке в реальном времени. Вы во время движения видите карту коэффициентов и показания топливной коррекции. Мгновенно вносите правильный коэффициент и смотрите за реакцией автомобиля. Если Вы используете не полноценный сканер, а OBD адаптер с ноутбуком, то данные так же можно записать и обработать позже. Опять же привязавшись к MAP сенсору.
Зачастую после установки 4 поколения газобаллонного оборудования владелец автомобиля приходит к выводу, что расход топлива желательно сделать меньше. Да и динамические характеристики не мешает подкорректировать. Кто-то отправляется в мастерскую. Но при должной сноровке и наличии оборудования все можно сделать своими руками.
Регулировка ГБО
Существует мнение, что достаточно произвести автонастройку, чтобы все работало четко, быстро. Это ошибка. Автонастройка – это минимум функций, которые обеспечивают исключительно возможность поездок. Для комфортной и экономной езды необходимо выполнять вручную.
Для настройки ГБО понадобятся следующие инструменты:
- программа настройки;
- кабель к блоку управления;
- кабель для диагностики.
Но для начала разберемся, что такое автокалибровка.
Автокалибровка ГБО 4 поколения
Это первое, что делается после установки ГБО. Эта программа запоминает время впрыска бензина. При переходе на газовое топливо она соотносит коэффициенты топливной караты с ранее полученными данными.
Данная настройка не распространяется на все обороты и не предусматривает контроля всей нагрузки. Главная цель – создать условия для минимального передвижения.
Настройка ГБО осуществляется в 2-х вариантах:
- по нагрузке;
- по коррекции топлива.
Регулировка ГБО по нагрузке
Нагрузка на мотор – это показатель, отмечающий высокий уровень напряжения, возникающий пропорционально времени впрыска. Именно поэтому регулировка выполняется по коррекции периода впрыска топлива.
Здесь необходим адаптер для ГБО.
1 шаг – зафиксировать время впрыска бензина.
2 шаг – перевести автомобиль на газовое топливо и зафиксировать изменение показателей.
При этих действиях необходимо сохранять одинаковое усилие давления на педаль. Если время впрыска на газовом топливе увеличилось в сравнении с временем впрыска бензина, значит, смесь беднее, чем необходимо. Теперь необходимо изменить минимальное значение впрыска, прибавив количество делений, равных разнице обоих показателей.
Регулировка с ориентацией на разряжение в коллекторе
Предыдущий вариант поколения не может быть использован для автомобиля, находящегося в движении. При желании можно использовать другой способ, предусматривающий синхронизацию с показаниями МАР-сенсора, фиксирующим разряжение в коллекторе.
Первоначально записываются показатели, полученные от езды на бензине (не менее 100 км.). Фиксируются значения разряжения в коллекторе. Затем то же расстояние проезжают на газе, также фиксируя показания, сверяя их с данными МАР и корректируя. Для большего удобства используется табличный процессор.
Регулировка ГБО по коррекции топлива
Настройка впрыска топлива является оптимальным способом регулировки ГБО. Путем сопоставления данные топливной карты достигается стабилизация значений и их стабильность при нагрузках и оборотах. Максимально допустимые колебания показателей — +/-5%.
Электронный блок управления, фиксируя изменения топлива, демонстрирует показатели отклонения от нормы. Зачастую сравниваются показатели MAF и MAP сенсоров, а также таблицы значений. Если впрыск топлива находится в пределах нормы, показатели будут равны 0.
Стандартная процедура настройки ГБО 4 поколения предусматривает регулировку по нагрузкам, а затем по разнице показателей. Зачастую для стабильной работы системы достаточно и первого.
© 2023 — f-mobil.ru Топливная система. Двигатель. Ходовая часть. Салон. Система охлаждения. Шины и диски.
Как самостоятельно настроить газобаллонное оборудование 4-го поколения
После того как газовое оборудование установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.
В данной статье мы расскажем, как выполняется настройка ГБО 4 поколения своими руками.
Что нужно для настройки
От качественной регулировки газовой системы зависит расход топлива, а главное – ресурс двигателя, чтобы ее отрегулировать самому, потребуется:
- ноутбук, планшет или смартфон;
- программное обеспечение;
- диагностический кабель (будем использовать его) или блютуз сканер (OBD2);
- достаточное количество топлива в баках бензин/газ (10-15 л.).
Программы для диагностики ГБО 4 поколения можно скачать бесплатно на сайтах производителей оборудования или ресурсах их официальных представителей. Программа может немного отличаться интерфейсом, но по сути они все похожи. А вот шнур придётся купить или изготовить самостоятельно. О том, как своими руками сделать кабель мы писали тут, а блютуз адаптер здесь.
Процесс регулировки
При правильной настройке, важно чтобы автомобиль находился в полностью исправном состоянии. Системы, зажигания (свечи, катушки, провода) и топливная, должны работать безотказно.
Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры (80-95˚C). Выключить все потребители (освещение, кондиционер, магнитолу), а также оставить гидроусилитель в покое. Затем подсоединить соответствующие разъёмы диагностического кабеля к колодке электронного блока управления ГБО и к компьютеру. Как правило, фишка/коннектор находится под капотом рядом с газовым ЭБУ.
Диагностический разъём контроллера ГБО 4
Автонастройка
Войдя в интерфейс программы (рассмотрим пример программы Stag (Стаг), более детально ознакомиться с софтом возможно тут), надо установить основные данные. Для этого во вкладке «параметры» — «параметры автомобиля», выставляем нужные значения:
Установка параметров авто
- Колич. цилиндров (тут всё ясно).
- Количество цил. на катушку (зависит от типа системы зажигания авто). Правильность выставленных значений можно проверить, сравнив показания из правой колонки программы. Холостые обороты (ХХ) двигателя должны максимально совпадать с показаниями тахометра на панели приборов авто.
- Если обороты ДВС снимаются с датчика распредвала, устанавливаем соответствующую галочку, но здесь нужно знать количество импульсов выдаваемых за один оборот вала (в большинстве случаев это 1 импульс).
- «Сигнал оборотов» можно оставить 2,5 V.
- При плавающих оборотах мотора, нужно поставить галочку «фильтр сигнала RPM».
- Выбираем тип двигателя стандарт/турбо.
- Если не известен тип лямбда-зонда, лучше оставить заводские настройки программы и пропустить этот пункт.
А вот бензиновый впрыск важно знать — фазированный или попарный (чаще всего это фазир.). - Далее переходим во вкладку «установки газового контроллера»:
Параметры ЭБУ
- Температуру включения (перехода на газ) ставим в диапазоне от 30-35˚C (если редуктор-испаритель изношен или зимнее время года, можно установить 40-45 градусов).
- Обороты двигателя, при которых машина перейдёт на газовое топливо можно поставить в интервале 500-650 об/мин.
- Время включения – это время задержки запуска ГБО при пуске прогретого мотора. Ставим 3-60 секунд, не очень важный параметр, нужен для стабилизации работы бенз. форсунок.
- Отключение цилиндра оставляем как есть. Параметр нужен для более незаметного перехода на газ, настраивается индивидуально.
- В регионах с жарким климатом, допускается «тёплый старт». При иных условиях лучше пропустить этот пункт.
- Минимальную температуру газа оставляем, так как есть. При снижении фактической ˚t газа ниже этого параметра, система перейдёт на бензин.
- Минимальные обороты на газе ставим 300-400 об/мин. В случае снижения этого значения ДВС перейдёт на бензин.
- Макс. нагрузку на газе оставляем 100%.
- Время ошибки по давлению можно оставить 300 мс.
- Тип топлива LPG – пропан-бутан или CNG – метан.
- Рабочее давление редуктора настраивается в ходе автокалибровки (до 1.4), а минимальное выставляем 0,5-0,6 бар (при его уменьшении система включит бензин).
- Тип форсунок ставим в соответствии с установленными.
- Прогрев форс. можно включить, это приведёт к активации инжекторов после длительной стоянки.
- «Экстра-впрыски» оставляем как есть.
- Маркировку датчиков температуры редуктора и газа, также нужно знать при установке. Температура редуктора должна примерно совпадать с темпер. ДВС на штатном указателе.
- Указатель уровня газа устанавливаем согласно маркировке.
Во вкладке «дополнительные настройки» указаны параметры для более продвинутой/тонкой настройки. Здесь следует только разрешить аварийные запуски на газе и их количество.
Доп. настройки
После чего переходим в опцию «автонастройка». Активируем кнопку «старт».
Программа начнёт автоматическую калибровку, которая длиться 1-3 минуты. По завершении входим во вкладку «карта». Оранжевая линия должна находиться в интервале 1-1.4 коэффициента.
Карта коэффициента пересчёта
Если линия находится выше этого порога, значит неправильно подобраны дюзы форсунок, их пропускная способность занижена. В таком случае надо рассверливать жиклёры, либо подбирать другие. Ну а если кривая ниже данного диапазона, это указывает на то, что отверстия дюз слишком большие. Тут следует выбирать другие жиклеры/форсунки или запаивать имеющиеся и регулировать (сверлить) их под нужный размер.
В некоторых случаях, для стабилизации положения линии графика, выполняется регулировка давления редуктора ГБО 4 поколения, её можно сделать своими руками при помощи ключа шестигранника глядя непосредственно на диаграмму. Например, в случае с редуктором Tomasetto (Томасетто) Аляска AT09, поворачивая винт против часовой стрелки, находящийся в середине передней крышки корпуса, давление будет увеличиваться. Аналогичным способом производится настройка уменьшения давления. При этом норма для данного испарителя 0,9-1,8 bar.
Регулировочный болт редуктора ГБО 4 Томасетто Alaska AT09
На этом автокалибровка закончена, ее параметры желательно записать. Для этого в программе имеется кнопка «сохранить».
Создание бензиновой и газовой карт. Ручная корректировка.
С подключенным ноутбуком (так удобнее наблюдать построение карты), нужно сделать заезд примерно 3-7 км., сначала на бензине потом на газу. При этом должны соблюдаться несколько условий:
- равномерность движения (без резких ускорений);
- повышенная передача.
В ходе движения, на графике должны появляться синие точки и непрерывная прямая. Затем переходим на газ и стараемся двигаться в том же режиме, по тому же пути. После чего появиться непрерывная зелёная кривая с точками.
Топливные карты
Синяя и зелёная линии должны максимально совпадать. Проверить это можно визуально, а также во вкладке «отклонение». Если разбег красной линии находится в диапазоне 7-10%, можно считать, что настройка завершена правильно.
В ином случае необходимо максимально совместить линии друг с другом. Для этого при помощи кнопок мыши ноутбука и клавиш клавиатуры (↑↓←→), можно ставить дополнительные точки (если требуются) на оранжевой линии коэффициента пересчёта, а также управлять ими, тем самым совмещая топливные карты. Теперь регулировка газобаллонного оборудования завершена. Сохраняем карты в память компьютера, они могут понадобиться при дальнейшей калибровке (уже не нужно будет катать) и выходим из программы.
Заключение
Как видим самостоятельная настройка и диагностика ГБО 4 поколения не так уж и сложна. Имея необходимое оборудование, отрегулировать газовую систему можно не прибегая к услугам СТО, сэкономив свои средства.
Настройка газового оборудования четвёртого поколения (видео инструкция):
Источник https://f-mobil.ru/gbos-4-map-settings/
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/nastrojka-gbo-4-svoimi-rukami
Источник