Моторное топливо и его виды
Только два вида ископаемых подходят для производства топлива для автомобильных двигателей: нефть и газ. Хотя ещё есть устаревшие транспортные средства, которые передвигаются за счёт энергии от сжигания угля. Например, раритетные тепловозы или баржи. Однако это единичные случаи, потому что такой транспорт уже не эффективен и не экономичен. Он может применяться только в качестве экскурсионного или обучающего.
Характеристики топлива
Использовать ископаемые материалы в чистом виде нельзя. Они содержат ряд фракций, которые при поджигании наносят вред экологии и здоровью человека. Именно по этой причине все вещества проходят переработку.
Если же говорить конкретно о моторном топливе, то его выпуск самый трудоёмкий. Переработка нефти и газа многоступенчатая, и включает в себя не только очищение и перегонку с выделением разных фракций, но и наполнение присадками для повышения качества бензина и дизеля.
Характеристики топлива регулируются ГОСТ. Это касается всех его видов. Под пристальным вниманием закона те вещества, которые дают право называться тем или иным видом топлива в принципе. А также те, что опасны для человека и природы:
- углерод — его часть в топливе варьируется от 50 % до 97 %, в зависимости от вида горючего;
- водород — не превышает 25 %;
- кислород — его содержание в довольно большом диапазоне от 0,5 % до 43 %, что также зависит от вида топлива;
- азот — не более 1,5 %;
- сера — колеблется в промежутке от 0,001 % до 4 % (в зависимости от вида горючего).
Зола и влага тоже содержаться в моторных топливах и имеющих другое предназначение. Их содержание неизбежно, и несёт в себе проблему загрязнение внутренних частей механизмов и осложнение воспламенения. Лишь правильная переработка сырья позволяет уменьшить их процентную часть, что делает моторное топливо эффективным.
Моторное топливо
Технически, моторные топлива — производные нефти. Они служат источником энергии для ДВС. На выпуск горючего для автомобильных двигателей приходится порядка 65% от всех нефтепродуктов. И оно имеет широкую линейку видов. Выпускается с учётом типа двигателя и сезона года.
В список моторного топлива для автомобилей включены такие виды горючего:
Газ занимает последнее место по спросу. Какими бы положительными ни были его качества, всё равно от его сжигания автомобиль получает меньше энергии, чем при заправке другими видами горючего.
Выбрать топливо со склада оптом
Неверный информационный блок
Даже тот факт, что увеличивается борьба за чистоту экологии, не дают газовому автомобильному топливу занять лидирующие позиции. Это связано с тем, что при использовании газообразного горючего механизмы быстрее срабатываются, и не набирают полную мощность, на которую были рассчитаны.
Вторые два вида равнозначно популярны. Они дают автомобилистам желаемый результат: скорость, мощность, выносливость и долговечность двигателя. Такие свойства достигаются благодаря возможности добавить в жидкое горючее полезных добавок: антикоррозийных, смазывающих, увеличивающих октановое число и прочих.
Дизельное моторное топливо
Для автомобилей используются светлые сорта дизеля. Горючее выпускается для двигателей, которые на него рассчитаны. Не в каждый автомобиль можно заливать дизельное топливо, потому что оно требует особых условий работы.
Чтобы получить энергию от дизеля, в камеру двигателя нагоняется давление. В совокупности с высокими температурами оно заставляет дизельное топливо самовоспламениться.
По спросу дизель занимает второе место за свою мощность и сравнительно низкую цену. Однако имеет свои плюсы и минусы. Зная их ещё до покупки машины, можно принять верное решение, подходит она или нет, и нужно искать авто на бензиновом двигателе.
Минусы
- С понижением температуры необходимо долго прогревать мотор.
- Каждая смена сезона требует искать подходящее дизельное топливо.
- Ремонт двигателя стоит дорого.
Плюсы
- Цена топлива сравнительно низкая.
- Быстрый разгон автомобиля даже при полной загруженности.
- Стабильная тяга без потери скорости.
- Высокий КПД по сравнению с бензином.
Причиной покупки автомобиля на дизельном топливе чаще всего выступают сложные дорожные условия места проживания или работы. Когда машина должна выехать из любого оврага при ливне или снежных заносах.
Моторное дизельное топливо уже давно избавилось от негативного фактора: повышенного содержания серы. Согласно ГОСТ РФ и нормам ЕС в дизеле ЕВРО-5 сернистые соединения не превышают 0,001 %. Это же касается и ЕВРО-6, требования к которому ещё жёстче.
Бензиновое моторное топливо
Выпуск бензинов превышает производство дизельного топлива. Связано с тем, что автомобили с карбюраторными двигателями пользуются большим спросом.
Бензин в корне отличается от дизеля. Чтобы получить от него энергию, необходимо принудительно его воспламенить. Именно для этого в бензиновом двигателе в момент зажигания вырабатывается искра.
Хоть бензин и занимает первое место по спросу среди моторных топлив, у него есть не только положительные качества, но и отрицательные. Как и в случае с дизелем, необходимо изучить все стороны работы двигателя на бензине, чтобы понимать все риски.
✅Минусы
- Легко воспламеняющаяся жидкость.
- Выхлопы бензина в закрытом помещении приводят к отравлению.
- Имеет способность испаряться, что влияет на его объём и стоимость одного км.
- Цена выше, чем у дизеля. При этом расход бензина не меньше, а иногда и больше.
✅Плюсы
- Двигатель на бензине имеет большой ресурс работы за счёт присутствующих в топливе «ухаживающих» присадок.
- Завестись на одном и том же бензине легко в любую погоду.
- Ремонт мотора возможен частичный. Но даже при капитальном ремонте стоимость работ и запчастей будет ниже, чем при ремонте дизельного двигателя.
Качество всех марок моторного бензинового топлива регулируются ГОСТ. Проверка качества происходит как на НПЗ, так и на АЗС.
Некачественное топливо: что делать
Никто не застрахован от того, чтобы залить в бак автомобиля испорченное моторное топливо. Это касается как бензинов, так и дизельных видов. После того как в двигатель попадёт некачественное горючее, машина может не сразу выдать проблему. Только водитель с огромным опытом способен различить изменение в поведении своего транспорта:
- другой звук в движении;
- задержка зажигания;
- дрожь/вибрация двигателя и так далее.
Чтобы автомобиль пострадал наименьше, необходимо внимательно относиться к любым показателям, которые вышли за рамки привычных. И если закрались подозрения, то стоит не использовать автомобиль и проверить простыми способами, что вы заправили.
Для этого сливается небольшое количество моторного топлива. Далее можно использовать наборы для проверки плотности бензина или дизеля. Они продаются в специализированных магазинах и стоят недорого.
Загрязнение топлива можно проверить и с помощью белого листа бумаги. Капля на него после высыхания не должна оставить грязный след.
Если замечено хоть какое-то изменение моторного топлива, необходимо слить его полностью. Также необходимо поменять АЗС, чтобы в дальнейшем не подвергать риску свой автомобиль и кошелёк. После некачественного топлива могли пострадать внутренние узлы двигателя, топливная система, карбюратор, фильтры и так далее. Поэтому если есть подозрение об испорченном бензине или дизеле, лучше слить их из бака и не использовать. Такое решение обойдётся в разы дешевле, чем ремонт авто.
От ослиной мочи до АИ-102 — чем отличается топливо в России и за рубежом
В России в последние годы появилась возможность заправляться «сотым» бензином — если денег не жалко. А в Америке вы не встретите бензина с октановым числом больше 93, и многие льют 87-й даже в мощные современные машины… Все дело в том, что классификация топлива в разных странах отличается. Под одинаковыми названиями продается разное горючее, и наоборот. Дром изучил, что на самом деле льется из заправочных колонок в разных уголках мира и в чем отличия России. Заодно мы сравнили, как соотносятся цены на топливо в разных странах в 2021 году.
Российское горючее: догнали Запад?
Сегодня мы классифицируем бензин по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» добавок, которые отличают разные «фирменные» марки вроде «Лукойл Экто», «Роснефть Pulsar» или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автомобилисты знали, что в «Жигули» надо лить 93-й бензин, а в «Запорожец» — 76-й, и не особенно привередничали насчет горючего. Даже владелец недосягаемой для простых смертных «Волги» был зачастую счастлив перенастроить мотор под «семьдесят шестой» бензин. Дело в том, что низкооктановое горючее могло доставаться совершенно бесплатно. Правда, незаконно, но это мало кого смущало. Многим товарищам место работы позволяло практически бесконтрольно воровать бензин, предназначенный для грузовиков и сельхозтехники. Про соответствие топлива мировым стандартам никто и не задумывался — иномарок-то, по сути, не было.
Шутки о том, что в СССР автомобилисты (порой) заправлялись ослиной мочой, были настолько недалеки от реального положения дел, что даже цензура пропускала подобное на широкие экраны (см. «Джентльмены удачи», 1971 г.). Да, с нефтеперерабатывающего завода топливо выходило, вероятно, качественным, соответствующим ГОСТам, но дальше на разных этапах транспортировки и хранения бензин мог постепенно превращаться в «не бензин».
В 90-е годы начался медленный процесс приведения российских стандартов в соответствие с западными. И процесс все еще не завершен, хотя теперь на заправках вешают гордые таблички «Евро-5». Но тут есть некоторое лукавство. Да, марки бензина и экологические стандарты у нас вроде такие, как в Европе, да не совсем. Табличка «Евро-5» совершенно не означает, что бензин соответствует принятому в Европе стандарту EN228. Некоторые производящиеся в России виды горючего ему отвечают, некоторые — нет. Это на усмотрение производителя.
По Сети гуляют страшилки: мол, нынешние российские стандарты топлива — слишком мягкие, уступающие не только европейским, но даже советским. Якобы под видом высокооктанового бензина могут продавать не пойми что, и это даже законно. Как ни удивительно, такая лазейка в нормах действительно есть. Соблюдение ГОСТов, где октановое число четко прописано, в наше время не является обязательным, производители могут руководствоваться собственными ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации). Единственное жесткое требование для всех НПЗ и АЗС — соответствие топлива Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Этот документ подобно западному стандарту EN228 жестко контролирует множество параметров топлива, включая, скажем, массовую долю кислорода, и это должно гарантировать, что горючее соответствует российскому экологическому классу К5. С начала 2016 года в нашей стране запрещена продажа горючего более низких экологических классов. Но речь именно про российскую классификацию, а название «Евро-5» в данном случае не более чем маркетинговый ход заправочных сетей.
И, как ни странно, октановое число в наших краях — дело добровольное. По Техническому регламенту бензин должен иметь октановое число «не менее 80», и все… На деле картина не такая страшная. Проверки бензина на АЗС известных брендов неоднократно подтверждали, что мухлежом с октановым числом они не занимаются.
В прежние годы многие заправки грешили тем, что продавали топливо с повышенным содержанием серы, из-за чего масло и катализатор приходили в негодность. Сейчас считается, что эти беды удалось искоренить практически повсеместно, кроме мелких «ноунейм»-заправок. Экологический класс К5 предусматривает, что содержание серы не превышает 10 мг/кг. Так оно обычно и есть.
Лучше всего, конечно, заправляться тем бензином, про который точно известно, что он соответствует EN228 или ГОСТам. К сожалению, даже в случае с фирменными «улучшенными» вариантами бензина такое встречается далеко не всегда. Скажем, про горючее G-Drive 100 его производитель «Газпром» указывает, что продукция произведена в соответствии с евронормалью EN228. «Лукойл» в описании бензина «ЭКТО 100» ссылается на ГОСТ 32513-2013. А бензин «Роснефть Pulsar-100» соответствует только техрегламенту Таможенного союза.
Кстати, эти фирменные марки топлива действительно можно считать горючим более высокого класса? Октановое число соответствует заявленному, но в остальном говорить об обещанном росте мощности и одновременно экономичности особого смысла нет. По сути это то же обычное горючее, только с пакетом моющих присадок. И это не какая-то сугубо российская особенность. На Западе есть аналогичные Shell V-Power, BP Ultimate, но никакими волшебными свойствами они не обладают.
Что касается классификации дизельного топлива, Технический регламент предусматривает маркировку такого типа: ДТ-Л-К5, где ДТ означает «дизельное топливо», Л — «летнее», К5 — пятый экологический класс. Вместо Л возможны варианты:
Е — межсезонное (-15 °С)
З — зимнее (-20 °С)
А — арктическое (-38 °С)
Некоторые производители классифицируют дизельное топливо в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005, который полностью отвечает европейской спецификации EN 590. В этом случае горючее для районов с умеренным климатом разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
Сорт А (+5 °С)
Сорт B (0 °С)
Сорт C (-5 °С)
Сорт D (-10 °С)
Сорт E (-15 °С)
Сорт F (-20 °С)
Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы:
Класс 0 (-20 °С)
Класс 1 (-26 °С)
Класс 2 (-32 °С)
Класс 3 (-38 °С)
Класс 4 (-44 °С)
После сорта или класса указывается вид III (Евро-5). Дизельное топливо более низких экологических классов в нашей стране больше не продается.
По идее, дизельное топливо, соответствующее этому ГОСТу (и, следовательно, евронормали EN 590), должно быть таким же, как на Западе. На практике не все этому верят. Недаром у нас до сих пор боятся брать дизельные легковушки и внедорожники: на них приходится всего 7,5% продаж, в то время как в Евросоюзе сейчас — 28%, а до «дизельгейта» доля достигала 55%.
Европа: экономия с помощью спирта
Первая непривычная для нас особенность, которая бросается в глаза на европейских заправках, — отсутствие 92-го бензина. А 95-й (в Европе его еще называют Super) имеет в названии приставки Е5 и Е10, что означает долю биоэтанола в составе горючего — 5 или 10 процентов. Делаются такие смеси не только ради более чистого выхлопа и уменьшения потребления нефти, но и элементарно ради экономии денег: чем больше в топливе спирта из растительного сырья и чем меньше бензина — тем дешевле. Скажем, если литр Е5 в Германии обойдется в 142 рубля на наши деньги, то Е10 — 137 рублей.
Не слишком большая экономия? Тогда заправляйтесь Е85, в котором бензина всего 15%, а спирта — 85%. Правда, лить такое можно только в машины, у которых моторы имеют многотопливную конструкцию (flex fuel). Оно того стоит: за литр Е85 просят в районе 68 рублей.
Аналогичным образом B7 в названии дизельного топлива означает 7-процентное содержание биодизеля. В Европе его делают из рапса, в США — из сои, в Азии — из пальмового или кокосового масла.
В остальном европейский ассортимент топлива похож на наш. Помимо фирменных «улучшенных» вариантов бензина с октановым числом 98-100 (Shell V-Power и Total Excellium стоят в районе 156 руб./л) встречаются и премиум-варианты дизеля. Стандартная такая солярка обойдется в 121 рублей за литр, а особо качественная — в 135 рублей.
США: другие октановые числа
Бывает, что несведущий автомобилист, впервые севший за руль автомобиля с американского рынка, узнает, что для его модели рекомендован бензин «от 91», и льет в бак наш АИ-92, даже не подозревая, что мотор на это не рассчитан. Надо было лить 95-й.
На американских заправках встречаются три основные марки бензина: Regular (87), Plus или Midgrade (89) и Premium (может иметь октановое число от 91 до 93). Иногда 93-й называют Super или Supreme. Бензинов с более высоким октановым числом на обычных заправках в США не встретишь. Но это вовсе не значит, что автомобили на американском рынке адаптированы под низкооктановое топливо. По сути марки бензина в США сравнимы с нашими и европейскими, но вот измерение октанового числа там происходит иначе.
Напомним, что октановое число характеризует детонационную стойкость топлива, и существует два основных способа его измерения: исследовательский (он же RON — Research Octane Number) и моторный (он же MON — Motor Octane Number). В обоих случаях используется лабораторный одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия, различаются лишь режимы работы. Моторный метод предполагает более жесткие условия, и получаемое октановое число оказывается ниже, чем при исследовательском методе.
В советское время использовались оба варианта: если в наименовании марки бензина была только буква «А» (как у А-76), то метод — моторный, если «АИ» (как у АИ-93), то метод исследовательский. Сегодня октановое число всех видов бензина, продающихся у нас, определяется исследовательским методом, как и в Европе и большинстве других стран. Моторный метод сохранил распространение в Новой Зеландии.
У США — свой путь. Цифры в названиях американского горючего соответствуют так называемому антидетонационному индексу (AKI — Anti-Knock Index). Он рассчитывается как среднее арифметическое между показателями, полученными по исследовательскому и моторному методам. Иногда прямо на заправочном пистолете написана формула: (R+M)/2. По этой причине у американского бензина «заниженное» октановое число по сравнению с нашим.
Примерное соответствие американского бензина нашему:
AKI 87 (Regular) = АИ-92
AKI 89 (Plus, Midgrade) = нечто среднее между АИ-92 и АИ-95
AKI 91 (Premium) = AИ-95
AKI 93 (Premium, Super, Supreme) = АИ-98
Цены сильно отличаются в зависимости от штата. Скажем, в Калифорнии цена Regular, которым заправляется большинство автомобилистов, достигает 66 рублей за литр, а в Виргинии — в районе 44 рублей. Premium — 70 и 55 рублей соответственно.
Как и в Европе, выбор экономного автомобилиста в США — это спиртобензиновая смесь Е85, которая обойдется в 33–61 рубль за литр в зависимости от штата.
Есть любопытное отличие: во всем мире под маркировкой Е85 продается горючее, в котором ровно 85% биоэтанола, а вот нормативы американского рынка допускают содержание спирта в диапазоне от 51 до 83%. Делается это не из-за дефицита спирта — с ним в Америке все в порядке. США — мировой лидер по производству спиртового топлива. Биоэтанол в огромных масштабах производится из кукурузы. Но американцам приходится заботиться об автомобилистах северных штатов, где машина на «настоящем» Е85 может просто не завестись. Дело в том, что у спирта ниже теплота сгорания, и без достаточного количества бензина на холоде будут проблемы с запуском, потребуется принудительный прогрев впускной системы. Поэтому в зависимости от сезона Е85 в США содержит разную долю спирта.
Нельзя сказать, что использование биоэтанола в США носит массовый характер: E85 встречается примерно на 10% заправок. Существует еще смесь UNL88. Число в названии означает, что по характеристикам этот бензин близок к 87-му Regular. Но есть тут и спирт в количестве 15% (то есть по международной классификации такой бензин стоило бы назвать Е15). Стоит он немного дешевле обычного Regular, но встречается еще реже, чем Е85.
Дизельное топливо в Америке — тоже не в чести, порой его еще надо поискать, но все-таки оно распространено больше, чем биоэтанол. По словам знакомых, живущих в США, солярку встретишь где-то на одной заправке из четырех. Цена — как у бензина Regular или чуть выше. Что касается классификации американского дизельного топлива, то существует разделение на Diesel № 1 и Diesel № 2. Первый — дороже, рассчитан на холодный климат и содержит дополнительные моющие присадки.
Бразилия: чистый ром — в бензобак
Если европейцы и американцы сохранили в своем спиртобензиновом топливе минимум 15–17% бензина, то в Бразилии заправляются топливом Е100, которое представляет собой чистый спирт. Ведь двигатели flex fuel позволяют заправляться смесью бензина и спирта в любой пропорции, вплоть до неразбавленного этанола. Климат позволяет. В Бразилии такие моторы широко распространены не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, тракторах и мотоциклах.
Цена — значительно ниже, чем где бы то ни было в мире, поскольку развитие местного сельского хозяйства и обширные посевные площади делают производство спирта очень рентабельным. Тут его гонят из сахарного тростника. В определенном смысле это ром максимальной крепости, и его, ни с чем не смешивая, льют в бензобак. Цена литра — 61 рубль. Для сравнения: литр 95-го бензина в Бразилии стоит 82 рубля. Дизельного топлива — 76 рублей.
Классификация обычного бензина — похожа на американскую. Обычный Regular имеет октановое число 87 по AKI, Premium — 91. «Улучшенные» сорта вроде Petrobras Podium демонстрируют 97 по AKI, то есть «по-нашему» это примерно 102-й бензин.
Китай перешел на «европейские» сорта
До конца 2016 года в Китае действовал так называемый 4-й общенациональный стандарт бензина, предполагавший выпуск марок с октановым числом 90–93–97.
Сейчас страна перешла на 6-й стандарт, и классификация стала более привычной для нас: 92–95–98. Также существует дешевый 89-й бензин и постепенно получают распространение «крутые» варианты типа 101-го. Смена стандартов означает более жесткие нормативы содержания бензола, ароматических веществ и олефинов.
А вот дизельное топливо имеет непривычную для нас классификацию: No. 0, No. -10, No. -20 и т. п. Нетрудно догадаться, что это дизель для разных сезонов, и число в его маркировке соответствует температуре застывания.
Бензин 95 стоит в Китае 87 рублей за литр, дизельное топливо — 77 рублей.
Индия: новинка рынка — 95-й бензин
Как и в Китае, недавняя смена экологических норм в Индии повлияла на выбор марок бензина на заправках. Суть перехода со стандарта BS4 на BS6 в основном заключался в снижении содержания серы, однако по какой-то причине вся нефтяная промышленность страны решила сконцентрироваться на производстве низкооктанового — 91-го — бензина. И он, кстати, в Индии совсем не дешев — около 100 рублей за литр. На некоторых заправках для автомобильной элиты в качестве альтернативы предложили дорогущие марки бензина с октановым числом 99-100, которые стоят в районе 160 рублей за литр. И никаких промежуточных вариантов!
Этой весной Indian Oil с особой помпой презентовала 95-й бензин под фирменным названием XP95, который должен стать новым массовым сортом. Нефтяникам пришлось принять во внимание, что в стране очень много машин с современными двигателями, отличающимися высокой степенью сжатия, и заправлять такие автомобили 91-м — плохо, а «сотым» — слишком дорого. XP95 по цене не очень далеко ушел от низкооктанового бензина — в районе 115 руб./л.
Дизель в Индии бывает «простым», а бывает — «улучшенным» вроде Shell V-Power. Первый стоит около 98 рублей за литр, второй — 107 рублей.
А что с классификацией газомоторного топлива? Или с водородом? Надо сказать, тут нет ничего особо примечательного, о чем стоило бы знать обычному автомобилисту. А вот разнообразие зарядок для электромобилей — актуальная тема, и мы держим руку на пульсе. Подробности — в материале «Все виды зарядок для электромобилей».
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru
Источник https://rosneftehim.ru/blog/motornoe-toplivo-i-ego-vidy/
Источник https://www.drom.ru/info/misc/84846.html
Источник