5 кроссоверов с самым надежным вариатором

5 кроссоверов с самым надежным вариатором

Вариатор – подвид АКПП, придуманный много лет назад, но широкое распространение получил только сейчас. Он не предусматривает неприятных толчков при трогании и «переключении» (в устройстве попросту нет таковых переключений). Вариатор плавно и непрерывно меняет передаточное число, учитывая замедление или разгон авто. Такой тип коробки передач «заточен» для поездок по городу с редкими вылазками на дачу или природу.

Вариатор не подходит тем, кто любит искупать машину в грязи, динамично стартовать на светофорах и часто пробуксовывать. К тому же, у него относительно небольшая «перевариваемая» мощность мотора. Поэтому, не случайно эта коробка в первую очередь устанавливалась на автомобили бюджетного класса. Мы же рассмотрим рейтинг кроссоверов разных марок с самыми надежными вариаторами, учитывая мнения экспертов и отзывы многочисленных пользователей.

Топ-5 кроссоверов с самым надежным вариатором

5 Nissan Qashqai

★ Плавный разгон
Страна: Япония (есть сборочные производства в России)
Средняя цена: 1 700 000 руб.
Рейтинг (2023): 4.4

На кроссоверах Nissan Qashqai вариатор устанавливается в паре с 2-литровым бензиновым двигателем. Ресурс коробки составляет 180-200 тыс. км пробега (некоторые водители утверждают, что сумели пройти и 280 тыс.). Такие вариаторы обеспечивают автомобилю плавный разгон и довольно неплохую экономию топлива. Вот только долгая беспроблемная эксплуатация этой коробки возможна только при регулярной замене масла и щадящей манере вождения.

При агрессивной езде вариатор изнашивается очень быстро. Резко разгоняться и буксовать тут категорически запрещено. Функция антипробуксовкив в режиме переднего привода включается с запозданием, что создает дополнительную нагрузку на вариатор. Коробки этой марки сложно поддаются ремонту и, к сожалению, при полном выходе из строя чаще всего требуется замена механизма полностью.

4 Subaru Forester

★ Широкие возможности настроек
Страна: Япония (есть сборочные производства в России)
Средняя цена: 2 500 000 руб.
Рейтинг (2023): 4.6

Кроссовер Subaru Forester оснащен коробкой передач TR580, которая разработана самим производителем автомобиля. Ее ресурс составляет порядка 200 тыс. км пробега без ремонта. Для да нной модели авто предусмотрено 2 версии двигателя – объемом 2 л (150 л. с.) и 2,5 л (185 л. с.). В обоих случаях возможен полный привод. Вариатор Субару имеет широкие возможности настроек и по словам водителей, некоторые режимы его работы позволяют разгоняться так же, как если бы это была механическая КПП.

Распространенной проблемой этих кроссоверов считается утечка жидкости через сальник гидротрансформатора, особенно при эксплуатации в холодную погоду. Отремонтировать двигатель и трансмиссию очень сложно, впрочем это касается любых автомобилей Subaru. Многие водители говорят, что несмотря на привлекательный функционал этот вариатор не самый надежный, и полностью выходит из строя сразу после окончания гарантийного срока.

3 Nissan X-Trail

★ Эффективная работа на полном приводе
Страна: Япония (есть производство в России)
Средняя цена: 2 000 000 руб.
Рейтинг (2023): 4.7

Коробка передач на кроссоверах Nissan X-Trail – это надежный вариатор, который рассчитан на 210 тыс. км пробега. Совместно с этим агрегатом устанавливаются две бензиновые версии двигателя из трехвозможных для этой модели. На турбодизеле вы его не увидите. Мотор объемом 2 л имеет мощность 145 «лошадей», объемом 2,5 л – 175 л. с. Есть разные модификации – с передним и полным приводом соответственно.

Особенности вариатора на ниссане заключаетсяся в том, что масло в коробке передач требуется менять очень часто – не реже, чем один раз в 30–40 тыс. км., так как эта модель КПП очень чувствительна к чистоте смазки. Также, масляный насос быстро изнашивается при агрессивной манере вождения; выходит из строя клапан, что приводит к нехватке смазки внутри механизма, что провоцирует быстрый износ ремня, фрикционов и подшипников.

Читать статью  Сколько стоит отполировать кузов автомобиля

2 Mitsubishi Outlander

★ Невысокий расход топлива
Страна: Япония (есть производство в России)
Средняя цена: 2 000 000 руб.
Рейтинг (2023): 4.8

Вторым после кроссовера Toyota RAV4 в плане надежности и качества работы вариатора считается Mitsubishi Outlander с коробкой Jatco JF011E. Этот механизм также имеет встроенный радиатор охлаждения масла. Такая техническая особенность обеспечивает до 250 тыс. км беспроблемного пробега на автомобилях с двигателями объемом 2 и 2,4 л.

По отзывам, водителям Аутлендера больше всего нравится практически незаметное переключение передач, плавный набор скорости и невысокий расход топлива. Одновременно с этим вызывает недовольство слишком медленный разгон машины и слишком громкий звук работы агрегата для авто данного класса. Многих пугает возможная замена данного вариатора, так как в официальных сервисах она меняется только полностью, что конечно очень дорого. Отремонтировать вариатор очень трудно, поскольку не везде можно найти нужные запчасти этой марки, да и устроен этот механизм слишком сложно — не каждый мастер способен произвести качественное востановление. Некоторые водители говорят, что коробка быстро изнашивается, если машине приходится много и часто стоять в городских пробках, что скорее всего связано с перегревом механизма.

1 Toyota RAV4

★ Самый большой ресурс вариатора
Страна: Япония (есть производство в России)
Средняя цена: 2 000 000 руб.
Рейтинг (2023): 4.9

Модель RAV4 считается лидером среди всех кроссоверов нового поколения с вариаторами. Бесступенчатая трансмиссия марки Aisin устанавливается на «паркетники» с 2-литровым мотором. Коробка имеет модернизированную систему охлаждения и рассчитана на все 300 тыс. км пробега без ремонта, что при должном уходе даже это не предел. КПП плавно передает крутящий момент, не теряя при этом мощности. Машина идет мягко, без рывков, разгоняется надежно и равномерно на прямой дороге.

Отметим, при движении вверх скорость Раф 4 набирается очень медленно. Также большим минусом считается необходимость часто менять масло и фильтры в вариаторе — дилеры рекомендуют делать это не реже, чем через 80 тыс. км. Если стиль вашего вождения очень агрессивный и дороги не самые хорошие – замена масла рекомендуется через 30 тыс. км. Ездить на Toyota RAV4 с вариатором лучше по ровным городским дорогам, без дрифта и пробуксовок в сельской грязи.

+1 Понравилась статья?

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Без ступеней и переключений: вариатору 60 лет

Дмитрий Лазо

DAF-600 – первый серийный легковой автомобиль с вариатором

Многое в технике считалось фантастикой или голой теорией, пока не приходило время новых технологий и революционных решений. Яркий пример – бесступенчатая трансмиссия, ядром которой является вариатор. Его главное достоинство – плавное, бесступенчатое изменение передаточного числа.

Хорошо забытое старое

Вариатор сегодня многим представляется новым решением. Однако это совсем не так, принцип его конструкции придуман еще в 1490 году гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Среди его эскизов – изображение конструкции из двух конусных валов, расположенных вершинами навстречу друг другу на параллельных осях.

Первые патенты на вариаторы были выданы в США в XIX веке.

Обозначилось два основных вида вариаторов, пригодных для практического использования, – клиноременный и торовый. При том, что у них различаются способы передачи и изменения крутящего момента, имеются и общие сходные компоненты – устройство соединения с двигателем (многодисковая муфта, гидротрансформатор) и реверсивный блок (планетарный редуктор заднего хода).

Читать статью  Нива Шевроле: сцепление. Устройство и ремонт сцепления Нивы Шевроле

Так получилось, что серийно клиноременный вариатор начали устанавливать в первую очередь на мотоциклы, а не на автомобили. Пример – 500-кубовый Rudge-Multi 1910 года с кожаным клиновым ремнем. Правда, его вариатор был с ручным управлением. Позже, со второй половины 40-х годов XX века, мотоциклы и мопеды оснащали усовершенствованными вариаторами. А в настоящее время почти вся легкая мототехника типа скутеров, как и снегоходы, ездит на клиноременных вариаторах.

Ставить вариаторы на автомобили попробовали в 30-е годы XX века, но широкого распространения они не получили.

Двойной эффект

Схема вариатора из прошлого

Довести клиноременный вариатор до технического уровня, позволяющего установить его на серийный автомобиль, удалось Хуберту ван Дорну – основателю компании DAF. В 1958 году состоялся официальный дебют малолитражного DAF-600, в котором было реализовано несколько передовых для того времени решений. Главное из них – клиноременный вариатор Variomatic, причем двойной: каждая пара шкивов обслуживала свое ведущее колесо. Так что агрегат выполнял и роль дифференциала. Изменение передаточного числа вариатора, то есть синхронное сдвигание-раздвигание половинок конических шкивов в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки, обеспечивали центробежный и вакуумный регуляторы. Диапазон передаточных чисел у вариатора получился 4,5, что позволяло 19-сильному DAF-600 разгоняться до 90 км/ч, при этом средний расход топлива не превышал 6 л/100км.

Толкающий ремень

Шкивы и ремень вариатора

Все бы хорошо, но резиновый ремень не мог передавать большую мощность и к тому же быстро изнашивался. В 1980-е годы стало понятно, что для конкуренции с обычными АКП требуются новые решения. Вскоре исследовательский центр DAF создал металлический многозвенный клиновый ремень. Своими наборными пластинами он цепко держал сцепление с коническими шкивами и по сравнению с резиновым «предком» практически не изнашивался, а также передавал значительно больший крутящий момент. По такому пути пошли многие фирмы.

Попутно внедрялось электронное управление перемещением шкивов, появлялись новые устройства для плавного трогания, устанавливаемые между двигателем и вариатором. Например, фирма ZF в вариаторе VT-1 Ecotronic использовала для этого многодисковую муфту в масле. Передаваемый этой трансмиссией момент достигал 170 Нм. Сейчас в качестве соединительного звена чаще всего применяют гидротрансформатор.

Как работает вариатор (CVT)

Как же удалось обеспечить надежное сцепление многозвенного ремня со шкивами и долговечность? Конечно, выбор материалов и термообработка поверхностей имели большое значение. Но все-таки ключевую роль здесь сыграла рабочая жидкость, которая заливается в вариатор. Это не просто смазка. Был изобретен рецепт специального высокотягового масла, так называемого трактанта, со сложными свойствами. Скользящие пары трения и качения (пластины между собой, подшипники) оно смазывает, а парам с высокими контактными давлениями (ребра пластин ремня) не дает проскальзывать. Важно, чтобы масло было нагрето до нужной температуры (70–100о С), иначе есть риск срыва в скольжение и «фрезерование» конусных поверхностей шкивов. Для быстрого выхода на нормальный тепловой режим на начальном этапе движения применяются специальные подогреватели масла.

Связанные одной цепью

Цепной вариатор

Вариаторы с многозвенным пластинчатым толкающим ремнем получили широкое распространение, позволили передавать крутящий момент до 300 Нм, а их ресурс достиг 100–150 тыс. км. Для того чтобы поднять планку допустимого крутящего момента и увеличить ресурс, требовалось внедрение в конструкцию кардинальной инновации. Это произошло, когда в гонку технологий включилась компания Audi, использовавшая наработки фирмы PIV. В 1999 году вместо ремня, набранного из пластин, начали применять стальную многорядную цепь – вариатор назвали клиноцепным. Принципиальное отличие – в контакт с коническими поверхностями шкивов теперь вступали не торцы пластин, а оси звеньев цепи. Давление в местах контакта возросло – повысились возможности по передаче большого крутящего момента, у вариатора Multitronic фирмы Audi он достигал 330 Нм! К тому же цепь способна сгибаться по меньшим радиусам (от 25 мм), чем ремень (от 30 мм), таким образом удалось расширить диапазон передаточных чисел, а также снизить внутренние потери и, следовательно, поднять КПД, приблизившись по уровню потерь к механическим коробкам.

Читать статью  Сцепление грузовых и легковых автомобилей

Позже клиноцепную конструкцию использовали и инженеры Subaru в вариаторе Lineartronic, который способен передавать крутящий момент до 400 Нм.

Роликом по бублику

Еще один тип вариаторов, все-таки получивший практическое применение в серийных автомобилях, – торовый. Он состоит из двух соосных дисков – ведущего и ведомого, рабочие поверхности которых имеют торообразную форму. По ним перекатываются ролики, передающие крутящий момент. Когда ведущий диск обкатывается роликами по меньшему радиусу, а ведомый – по большему, получается высокое передаточное число (аналог первой передачи), и наоборот. Плавное изменение передаточного числа производится за счет наклона роликов в ту или другую сторону. Еще одна особенность – ведущий и ведомый валы вращаются в противоположные стороны. За разработки всерьез взялась японская фирма JATCO в кооперации с подшипниковой компанией NSK. Тороидные вариаторы выбрал Nissan: в 1999 году вариатор Extroid установили на модели Cedric/Gloria, а несколько позже – на Skyline. Торовый вариатор примерно на 10% экономичнее традиционного «автомата» и способен на передачу больших крутящих моментов. Однако он сложен, чрезмерно требователен к точности геометрии и твердости рабочих поверхностей, а потому оказался дорогим в производстве и широкого распространения не получил.

Все для человека

Когда конструкции вариаторов на серийных автомобилях довели до регулярного применения, вдруг выяснилось, что многих водителей беспокоит психологическая неувязка. При разгоне автомобиля с вариатором обороты двигателя практически не меняются. Ведь вариатор выбирает самый выгодный режим работы мотора, и менять его становится незачем. Водителям это создавало дискомфорт. Ну что поделаешь, для производителя желание потребителя – руководство к действию. Вариаторы стали снабжать фиксированными ступенями – виртуальными передачами, которые водитель может выбирать самостоятельно. Впервые ручное переключение между фиксированными передаточными отношениями вариатора внедрила компания Nissan в 1997 году. Тему продолжили другие производители. Эта функция имеет и практический смысл – ручное включение фиксированных передач помогает эффективно тормозить двигателем – на скользких спусках, например.

Прогресс технологий способствовал и увеличению ресурса вариаторов. При щадящей эксплуатации и правильном обслуживании пробег вариаторов достигает 200 тыс. км и более, однако добиться такого же ресурса, как у традиционных АКП, пока не удалось. Зато есть преимущества по КПД – и, соответственно, по динамике и экономичности. Вариаторы с металлическим толкающим ремнем и клиноцепные обладают КПД 0,8–0,9, а у торовых он достигает 0,95.

Характеристики вариаторов разных типов

Только эксперименты

В СССР тоже вели работы по проектированию и исследованию автомобильных вариаторов. Известный популяризатор науки и техники доктора технических наук профессор Нурбей Гулиа в середине 1960-х годов придумал свою бесступенчатую трансмиссию, включающую вариатор и маховичный рекуператор механической энергии. Дело дошло даже до ее установки на опытный образец УАЗ-450. Но советский автопром не был готов освоить производство перспективных силовых агрегатов.

Позднее профессор Гулиа вместе с учениками разработал планетарный многодисковый вариатор, а затем планетарный супервариатор с очень широким диапазоном передаточных чисел (до 20!) и фантастическим КПД, достигающим 98%. Однако схема получилась сложной и громоздкой и вряд ли дойдет до производства.

Доля растет

В 2012 году доля автомобилей с вариаторами в мировом производстве превысила 10%, а в 2017 году составила уже 11,7%. По прогнозам, к 2020 году весьма вероятно возрастание количества таких машин до 14%. Вариатор, как и трансмиссии с двумя сцеплениями, постепенно отвоевывают рынок у традиционных механических трансмиссий.

Источник https://markakachestva.ru/rating-of/4802-krossover-s-samym-nadezhnym-variatorom.html

Источник https://akppro.ru/ru/magazine/article/variatoru-60-let.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *