Как управлять автомобилем с коробкой «автомат»: особенности эксплуатации машины с АКПП
Машина с автоматом для любителей традиционной механики – дело непривычное. Однако научиться вождению с нуля на таком авто — легко. Самое время изучить простую инструкцию для тех, кто хочет освоить езду на автомате.
Бывают ли права на автомат?
Нет, человек, который освоил МКПП, сможет без проблем ездить и на автомате. Поэтому отдельное водительское удостоверение для автоматической коробки никто из кандидатов в водители не получает и на такой машине может ездить любой обладатель категории В. Ошибочное утверждение, что B1 (одна из подкатегорий B) — это дополнительная возможность ездить на АКПП, не более, чем миф.
Как запустить автомобиль с АКПП?
При запуске двигателя на механической коробке передач, необходимо одно условие – чтобы рычаг КПП был в нейтральном положении. В отдельных случаях допускается выжим сцепления. Это одна из мер безопасности, позволяющая избежать самопроизвольного начала движения транспортного средства, когда КПП находится в зацеплении с колесами.
У автомата таких проблем при запуске не возникнет, но производитель, все же, решил перестраховаться и сделал свой алгоритм пуска. К примеру, чтобы завести машину с автоматом, нужно выполнить несколько условий:
- Селектор должен стоять в положении P или N.
- Педаль тормоза должна быть выжата.
Стоит учесть, что селектор невозможно перевести из паркинга до тех пор, пока не будет включено зажигание, а педаль тормоза не будет выжата.
Как трогаться на АКПП?
Автовладельцы, пересевшие с механики, уже сформировали определенные навыки и совершают массу ошибок при езде на автомате. Самая частая из них – это нажатие на педаль тормоза левой ногой при трогании, используя ее как сцепление. Перестроиться сразу бывает трудно, поэтому даже опытным воителям приходится переучиваться и пошагово изучать принцип работы АКПП вместе с новичками.
Запомните! Ни в коем случае не нажимайте тормоз и газ одновременно! Это приводит к мгновенному перегреву трансмиссионной жидкости и ее преждевременному выходу из строя.
Поэтому держать педаль тормоза левой ногой и одновременно нажимать газ – запрещено. Чтобы тронуться на автоматической коробке, достаточно выполнить следующий список действий:
- Выжмите педаль тормоза правой ногой.
- Переведите селектор в режим D.
- Плавно отпускайте педаль тормоза. Машина постепенно начнет движение. Чтобы двигаться медленно, нажимать на газ не обязательно.
- Для ускорения нужно слегка нажать педаль акселератора.
Переключение скоростей на автомате
Автоматическая коробка передач особенна тем, что все переключения происходят автоматически в режиме D. Водителю остается лишь управлять тягой двигателя, нажимая или отпуская педаль акселератора.
Коробка переключается автоматически на небольших оборотах, обеспечивая плавную и экономичную езду. Если водитель хочет более активнее использовать мотор, то в КПП для этого предусмотрен режим «кикдаун». Для этого нужно выжать педаль газа в пол и тогда АКПП даст возможность раскручивать мотор до максимальных оборотов.
Чтобы вернуть коробку на прежний режим работы, достаточно отпустить педаль газа и дальше ее снова можно использовать плавно.
Режимы АКПП
Перед тем, как начать пользоваться автоматической КПП, водитель должен ознакомиться с основными режимами работы:
- D – «драйв». Является основным. Используется для движения вперед и именно при нем происходит переключение передач.
- N – «нейтраль». При нейтрале передача крутящего момента на коробку выполняется, а с коробки на колеса нет. Целесообразно использовать для буксировки неисправной машины.
- R – «реверс». Режим движения задним ходом.
- P – «паркинг». Используется для стоянки. Колеса при этом заблокированы, но передача крутящего момента на коробку не выполняется.
- L – пониженная передача. Коробка переходит в режим, при котором можно преодолевать бездорожье используя максимальную тягу двигателя. Есть только на внедорожниках и может оснащаться дополнительными передачами с 1 по 3. КПП при этом не переключается.
- S – «спорт режим». Может быть разделен на две части. С одной стороны – это разновидность «кикдауна», при помощи которого коробка переключает скорости на больших оборотах. С другой стороны – это обозначение типтроника.
- «Типтроник» — товарный знак, принадлежащий Порше и обозначает режим коробки в котором возможны переключения вручную, как на механике. КПП вначале переводится в режим D, затем влево или вправо. Остальные переключения выполняются переводом селектора вперед – для повышения передачи или назад – для понижения.
- O/D – «Оверд Драйв». Это повышающая передача. Многие автовладельцы ошибочно называют ее 5-ой, но на самом деле это не так. Режим этот старый и был еще в 4-х ступенчатых классических автоматах. На самом деле, это режим блокировки гидротрансформатора, при котором передаточное число равно единице. Следовательно, это прямая передача, так необходимая при движении по трассе. Она позволяет заметно экономить топливо, а тот щелчок, воспринимаемый при переходе в овердрайв, означает лишь блокировку ГТ, а не переключение на пятую, как думают многие.
- Аварийный режим. При неполадках, связанных с нарушением работы коробки, она может перейти в аварийный режим работы. При таких условиях, гидроблок не даст КПП переключиться дальше третьей передачи и разгоняться машина станет хуже. Данный режим нужен для того, чтобы доехать до СТО.
Как тормозить двигателем на АКПП?
Чтобы остановить машину, целесообразнее делать это двигателем. В механике для этого отпускают педаль газа, ждут, пока скорость и обороты упадут или помогают педалью тормоза, затем переходят на пониженную и т.д.
Автомат не сильно отличается в этом отношении. Чтобы остановить машину, используя тормоза по минимуму, достаточно убрать ногу с газа и контролировать эффективность торможения педалью тормоза. В отличие от механики, на автомате не нужно переключаться. Если водителю необходимо быстро остановиться, достаточно выжать тормоз и все. Система все сделает сама.
Другой способ можно применять на очень крутых спусках со скользким покрытием – коробку переводят в режим L и спускаются с горы, не трогая педали газа. В данном случае получается эффективное торможение при спуске.
Чего не стоит делать, управляя машиной с автоматической трансмиссией?
Существует несколько запретов, касаемо эксплуатации подобной коробки. Все они сводятся к одной простой истине – ее нельзя нагружать. Под нагрузкой понимают экстремальные режимы работы – это эксплуатация на максимальных оборотах, пробуксовки и буксировка.
При большой нагрузке в КПП происходит взаимная пробуксовка пакета фрикционов. В таком режиме, диски трутся друг о друга с большой скоростью, перегреваются и уменьшаются в толщине. В этот момент стружка оседает в трансмиссионной жидкости, а она перегревается, постепенно теряя свои свойства. Большое содержание стружки и перегоревшая жидкость окажут влияние на переключения – автомат станет работать с рывками, а то и вовсе, перейдет в аварийный режим. Если фрикционы сотрутся до конца, машина потеряет способность к движению.
Обычно, такие проблемы появляются после длительной пробуксовки в сугробе или грязи. Поэтому в руководстве по эксплуатации все автопроизводители стараются всячески запретить автовладельцам буксовать на машине с АКПП.
Советы экспертов, как быстро научиться ездить на машине с автоматом
Чтобы быстрее освоить АКПП, необходимо соблюдать ряд полезных рекомендаций, которые эксперты подготовили для чайников:
- Все переключения селектора рекомендуется выполнять только при выжатой педали тормоза и заторможенном автомобиле.
- Категорически запрещено переводить селектор в режим N при движении накатом с горы. Это способствует перегреву тормозных колодок при торможении и ухудшает управляемость автомобиля.
- Не переводите рычаг в режим N на светофорах. Достаточно просто зажать тормоз.
- Изучите все требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации. Водители считают, что там пишут одно и то же, но на самом деле, для каждой АКПП, свои правила использования.
- Не переводите селектор лишний раз из одного положения в другое. Автомат при этом «срабатывает лишний раз» и может быстро выйти из строя.
При правильной эксплуатации и соблюдении всех требований обслуживания, автоматическая коробка передач может стать узлом более надежным, нежели механика.
Преимущества АКПП перед МКПП
Несмотря на некоторые ограничения в использовании, автомат имеет ряд полезных плюсов, которые позволяют выйти ему вперед. К примеру, автомат делает езду более комфортной. Водителю нужно просто нажимать педаль газа или тормоза. Левая нога при этом всегда отдыхает и не нажимает на сцепление, так как оно отсутствует. Также водитель может держать обе руки на руле и не отвлекаться от управления, что делает езду еще и безопаснее.
При равных условиях эксплуатации, АКПП долговечнее чем механика и может выйти в обслуживании гораздо дешевле. Разумеется, если автовладелец соблюдает все необходимые требования производителя. Отсюда вытекает минус — обучение займет какое-то время, что, несомненно, нанесет вред коробке.
Автоматическая трансмиссия не имеет деталей сцепления, а значит, не потребует его замены через 150-200 тысяч километров. В этом вытекает и другой плюс – автомат более плавный при трогании и простой, а значит, он лучше всех подходит для начинающих водителей.
Как ухаживать за АКПП?
Простота в обслуживании делает эксплуатацию АКПП доступной и для новичка и для девушки. Уход за любым механизмом сводится к своевременной замене технической жидкости. В данном случае – это ATF жидкость для классических коробок. Производитель не рекомендует ее менять вообще, но лучше это делать через каждые 60 тысяч километров. При этом, наиболее безопасным будет способ частичной замены.
Каждую вторую замену рекомендуется делать полной. Для этого нужно снять поддон и слить полностью все масло. На поддоне имеется магнит, который следует очистить от механической стружки, чтобы исключить появление задиров в дальнейшем.
Правильное обслуживание сводится не только к своевременной замене масла, но и проявлению внимания ко всем неисправностям. К примеру, рывки при переключениях могу свидетельствовать о поломке клапанов модуляции давления. Многие автовладельцы не обращают на это внимание и продолжают ездить с этой проблемой, постепенно убивая коробку. При появлении симптомов, указывающих на поломки, рекомендуется сразу делать соответствующую диагностику.
Правила буксировки машины с АКПП
Буксировка – экстремальный режим работы. Дело в том, что для смазки и охлаждения деталей в автомате насос должен создать необходимое давление жидкости. Однако в работу он включается только после запуска ДВС. Получается, что при буксировке, коробка будет работать на сухую. Но это не значит, что буксировка запрещена. Автопроизводители для этого ввели «правило 30».
Правило 30 подразумевает буксировку автомобиля с автоматической трансмиссией со скоростью не более 30 км/ч, на расстояние не более 30 километров и общей продолжительностью не больше 30 минут. При этом уровень в коробке передач должен быть максимальным.
Через полчаса езды, необходимо остановиться и дать маслу возможность остыть. Конечно, многие автоматы имеют возможность более длительной буксировки. Но, как правило, это внедорожники и их перемещение выполняется со снятым карданным валом. При этом производитель должен обязательно упомянуть об этом в инструкции по эксплуатации.
Самым лучшим способом доставки такой машины на ремонт принято считать перевозку на эвакуаторе. Она намного безопаснее, проще и не вредна для коробки.
Подпишись на обновления автошколы ШАР, и получай новые статьи, а также информацию про актуальные акции и скидки на почту.
Новое в блоге
- Как управлять автомобилем с коробкой «автомат»: особенности эксплуатации машины с АКПП
- Что такое слепые и мертвые зоны автомобиля и как их контролировать?
- Сигналы регулировщика: учим и запоминаем
- Расшифровка категорий водительских прав
- Разбираемся с правилами проезда пешеходных переходов по ПДД 2022 года
- Как сдать экзамен на права в 2022 году по новым правилам ГИБДД
- Учимся правильно парковать автомобиль, инструкция для новичков
- Можно ли сдать на права без обучения в автошколе?
- Получение водительского удостоверения после обучения в автошколе в 2022 году
- Основные ошибки при сдаче экзамена в ГИБДД город
- Ограничения по зрению для получения водительских прав
- Дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и зона его действия
- Новые правила сдачи экзамена в ГИБДД в 2022 году
- Выбор автомобиля для обучения вождению в автошколе
- Что такое карточка водителя и какие виды бывают
- Как правильно и быстро трогаться на механике и не глохнуть?
- Как перебороть страх перед вождением автомобиля
- Госпошлина на получение водительских прав в Санкт-Петербурге в 2022 году: сколько стоит и как оплатить
- Что такое габариты автомобиля и как научиться их чувствовать?
- Движение транспортных средств задним ходом: где запрещено и где разрешено
- Разбираем виды дорожной разметки и ее значение
- Что такое тормозной путь автомобиля и от чего он зависит?
- Что такое «паркетник» и почему он так называется?
- Электронный иммобилайзер в автомобиле
- Как правильно делать параллельную парковку в городе
- Сроки и стоимость обучения в автошколе в Москве для получения водительского удостоверения
- Порядок пересдачи экзамена в ГИБДД
- Применение ремней безопасности. Стоит ли пристегиваться?
- Каким транспортом можно управлять с водительским удостоверением категории B?
- На какой коробке передач лучше учиться на права в автошколе?
- Сколько времени действительно свидетельство об окончании автошколы в 2021 году
- Какие документы нужны для зачисления и обучения в автошколе на категорию B
- Как и где получить медицинскую справку для автошколы?
- Как получить водительское удостоверение категории B впервые?
- С какого возраста можно получить права на управление транспортными средствами разных категорий
- Как проходит обучение в автошколе для получения водительских прав в 2022 году
- Как правильно выбрать хорошую автошколу в Москве
- Как сдать на права без посещения автошколы
- Как научиться водить машину с нуля самостоятельно?
О Автошколе «Шар»
Обучение на водительские права категории «A» и «B» в Москве. Больше количество филиалов в каждом районе города рядом с метро.
Центральный офис: улица Кржижановского, 5, корп. 1
- На какой коробке передач лучше учиться на права в автошколе?
- Сколько времени действительно свидетельство об окончании автошколы в 2022 году
- Какие документы нужны для зачисления и обучения в автошколе на категорию B
- Как и где получить медицинскую справку для автошколы?
- Как получить водительское удостоверение категории B впервые?
Понедельник | 09:00 — 22:00 |
Вторник | 09:00 — 22:00 |
Среда | 09:00 — 22:00 |
Четверг | 09:00 — 22:00 |
Пятница | 09:00 — 22:00 |
Суббота | 10:00 — 19:30 |
Воскресенье | 10:00 — 19:30 |
Заказать полный VIP — курс обучения на МКПП!
Для заказа введите Ваше имя и номер телефона, и наш менеджер свяжется с Вами.
Чем отличаются права на автомат от прав на механику
Два года назад внесены изменения в пункт «О допуске к управлению транспортным средством»: права на автомат будут отличаться ВУ на механическую КПП. Серьезных различий, как отмечают эксперты, не внесено. Добавлена лишь дополнительная графа, указывающая на то, что ученик управлял машиной на автомате и не умеет обращаться с механикой.
Пять лет назад водительские права были также изменены. Например, на задней стороне прав расположена таблица категорий. Количество их увеличено, по сравнению со старым удостоверением. Также различается действительный срок прав в зависимости от группы, в которой обучался водитель.
Чем отличаются права на механику и автомат с категорией «B»
Права, выданные на автоматическую коробку передач, с внешней стороны не отличаются от ВУ механики. Лицевая поверхность полностью идентична с ВУ на механическую коробку.
Единственное, чем отличаются права на автомат – это пометка, которой дополнены права группы «B». Водителю, который получил этот тип прав категорически запрещено водить автомашину, с установленной механической КПП.
Внимание! Эти данные отмечаются в дополнительных сведениях Европроткола после совершения ДТП.
Каким символом обозначается автомат
Задняя часть водительского удостоверения состоит из таблицы. В ней указаны все группы автомашин, существующих в России. Имеется 7 основных видов ТС.
А также существуют подкатегории. Их всего 4. Напротив той группы, на которую проходит обучение курсант, ставится дата начала действия водительских прав, затем дата окончания срока действия и отметка.
Основные неисправности и ошибки АКПП
Этот символ обозначается двумя заглавными буквами «AT». Ставится только напротив категории «B» автомат в 14 графе. Она расположена внизу документа под таблицей категорий.
Категория | Дата получения прав (12) | Дата окончания действия прав (11) | Ограничения (12) |
A | – | – | – |
A1 | – | – | – |
B | 15.09.2017 | 15.09.2027 | – |
B1 | – | – | – |
C | – | – | – |
C1 | – | – | – |
14 AT
Разобравшись с различиями документов на машину с автоматом и местом, где в водительских правах указывается, что автовладелец отучился на механике или автомате, читатель узнает о трудностях управления автомашиной с механической КПП.
Чем отличается обучение на права на механику и автомат
Езда за механической КПП требует повышенной внимательности:
- во время движения;
- на светофоре;
- при совершении маневров на поворотах, разворотах или в других случаях.
Необходимо уметь своевременно реагировать при переключении скоростей, нажимая вначале на педаль сцепления, а затем на газ. Водитель должен помнить, что вначале включается первая передача, потом вторая, третья и т.д. На автоматической коробке этого делать не надо. Компьютер все решит за водителя.
Внимание! Для вождения на МКПП нужна хорошая реакция, сосредоточенность и отточенные движения. Любое замешательство может привести к ДТП.
В остальном обучение на права АКПП и МКПП проходит одинаково.
- Инструкторами преподаются правила дорожного движения. Ученики изучают их и запоминают. Сдают небольшие зачеты по пройденному материалу.
- Изучают конструкцию транспортного средства с автоматом и механикой.
- Им рассказывают о ДТП и как нужно поступать в случае дорожного происшествия.
- Изучается умение оказать первую доврачебную помощь человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие.
- После того, как теоретические правила будут выучены наизусть, инструктор приступает к обучению будущих водителей на автодроме.
- И только после этого водитель в присутствии инструктора может выезжать в населенный пункт и проходить обучение вождению по городу.
Надежность автомата Шкоды Рапид и используемая трансмиссия
Если ученик желает обучиться на категорию «С», то он вначале проходит обучение на «B», и только потом получает допуск к «С».
На чем лучше обучаться и на чем лучше сдавать экзамен
Инструкторы советуют проходить обучение на механической КПП. Чем внимательней будет участник дорожного движения, тем меньше ДТП он совершит. Эксперты говорят, что обучение на автомате дает ложное ощущение защищенности. Но компьютер не сможет среагировать быстрее человека в некоторых ситуациях.
Обучение на механике требует от человека прохождения более длительного курса. Навыки должны быть отточены. Зато положительные стороны от обучения на МКПП неоспоримы.
Наименование | Права на МКПП | Права на АКПП |
Вождение авто на МКПП и АКПП | Можно | Нельзя, только автомат |
Обучение на категорию «С» | Можно | Нельзя (нужно вначале сдать права на МКПП) |
Контроль скоростной динамики автомобиля | Возможен | Невозможен (все подконтрольно компьютеру) |
Выполнение экзамена «Эстакада» | Присутствует | Отсутствует |
Но, разрешение о выборе сдачи прав только на механику или только на автомат все-равно было установлено законом РФ от 2013 года. Поэтому теперь любой учащийся вправе выбрать каким транспортным средством ему будет разрешено управлять.
Во время вождения автомобиля на автоматической коробке имеется ряд тонкостей:
- прогревается АКПП вне зависимости от погодных условий. Холодная коробка не сможет быстро обрабатывать данные получаемые от бортового компьютера и приведет к возможности возникновения ДТП, особенно на скользких дорогах. Зимой опытные автовладельцы рекомендуют прогревать автомат до 60 градусов по Цельсию, а летом на прогрев до этой температуры уйдет три минуты;
- запуск автомобиля должен происходить с положения кулисы выбора передач «Парковка» или «Нейтраль». С других положений автомобиль не запустится;
- прежде, чем поехать, перевести ручку коробки в положение «D».
Что лучше и надежнее, вариатор или автомат
Если водитель находится за рулем автомашины с АКПП, то левая нога должна располагаться на специальном подъеме. Так как педали у таких автомобилей всего две.
Можно ли сдавать на права на автомате
Будущих водителей интересует на какой коробке передач следует сдавать на ВУ. Законом установлены следующие правила:
- если обучающийся получает навыки вождения на механической трансмиссии, то он должен сдавать на права на МКПП. На автомате не рекомендуется проходить обучение;
- если обучающийся получает навыки вождения на АКПП, то экзамены должны приниматься инструктором на автоматической трансмиссии.
Прежде, чем выбирать какой курс обучения проходить новому курсанту следует подумать, получится ли так, что учащемуся придется ездить на машине с автоматом. Или может он захочет получить права на группу «С».
Можно ли ездить на автомате, если сдал на права на механике
Права, которые водитель получает после прохождения обучения на механике является универсальным. Эти курсанты могут управлять любым легковым транспортным средством. Те, кто выучился управлять машиной с автоматом, могут садиться на авто с АКПП, вариатором или роботом.
По статистике водительское удостоверение на управление ТС с автоматической коробкой передач в большинстве своем получают женщины. Учеба и прохождение экзаменов на права автомата имеет небольшие сроки и низкую стоимость.
Программы в школах часто меняются. Поэтому при поступлении курсант должен узнавать все нюансы. Ученики могут выбрать марку автомашины, на которой им предпочтительнее сдавать экзамены или обучаться.
Основные режимы и для чего нужна кнопка овердрайв на автомате
Если водитель получивший разрешающий документ на управление авто с автоматом сядет за руль автомашины с МКПП, то заплатит штраф по закону РФ и суммой до 15 000 р.
Процедура получения права на автоматическую и механическую коробку передач
Внимание! Управлять мопедами и мотоциклами может любой гражданин РФ, которому исполнилось на момент выдачи прав 16 лет. Категории A, B, C открываются после достижения совершеннолетия. А группы прав на вождение автомашиной с прицепом, грузовых машин, автобусов выдается учащимся, которым исполнился 21 год. Учреждение по обучению на ВУ не возьмет на курсы, если учащийся не достиг нужного возраста для получения ВУ по одной из групп.
Чтобы стать полноправным владельцем водительского удостоверения на авто с автоматической коробкой передач или МКПП курсант должен:
- выучить теоретическую информацию;
- пройти практику с инструктором;
- пройти медицинскую комиссию;
- принести документы, которые потребуют;
- успешно пройти экзамены;
- получить удостоверение на управление транспортным средством.
Документы, которые понадобятся:
- заявление о выдаче прав;
- паспорт, удостоверяющий личность;
- справку о регистрации по месту жительства;
- медицинскую справку У-89;
- свидетельство о прохождении подготовки по программам вождения;
- фотография 3х4;
- квиток об оплате экзаменов.
Внимание! Стоимость временного разрешения на вождение – 500 рублей, а государственная пошлина на выдачу прав стоит 2000 рублей.
Права на вождение транспортного средства с коробкой автомат или механической коробкой выдаются прямо в руки, прошедшем обучение. Вся информация об этом человеке заносится в компьютер и хранится в электронном виде на серверах ГИБДД.
Автомобили для обучения курсантов с ограниченными возможностями оборудуются специальной техникой. Это делается для ускорения изготовления прав.
Источник https://spbavtoshkola.ru/blog/ypravlenie-avto-s-akpp
Источник https://akppoff.ru/korobka-avtomat/prava-na-avtomat
Источник