На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Самосвал с тахографом

Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

  • Для чего нужен тахограф?
  • Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
  • Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
  • Нужен ли тахограф на личный грузовик?
  • Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
  • Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
  • Сроки установки тахографов с СКЗИ
  • Размер штрафа за отсутствие тахографа.
  • Будут ли отменены тахографы?

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца» (внесенные в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, — с 1 сентября 2022 года);
  • Военные транспортные средства;
  • Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2021 года);
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2021 года — старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания;
  • Автомобили Государственной фельдъегерской службы (с 1 сентября 2022 года).

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Троллейбусы;
  • Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции (с 1 января 2021 года);
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства (до 31 декабря 2020 года);
  • Передвижные дезинфекционные и бурильные установки (с 1 марта 2023 года);
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные библиотеки и автосцены (с 1 января 2021 года);
  • Передвижные телевизионные студии;
  • ТС дипломатических представительств и консульских учреждений (с 1 марта 2023 года);
  • ТС Главного управления специальных программ Президента РФ и подведомственных организаций (с 1 марта 2023 года);
Читать статью  Федеральный закон О государственной регистрации транспортных средств в РФ

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, — это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 марта 2025
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 — 5 000 рублей — для водителя.
  • 7 000 — 10 000 рублей — для должностного лица.
  • 15 000 — 25 000 — для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 — 50 000 — для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2023 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2023 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:

Разъяснения приказа №440 Минтранса РФ

Всё что нужно знать про эксплуатацию тахографов Какую ответственность несут руководители организации и автопарка? Почему не только водитель должен следить за исправностью тахографа? Суммы штрафов и способы их избежать.

Команда ARSA эксперты своего дела

ТЕМЫ
1 Основные требования приказа Минтранса №440 о тахографах prev
2 Какие были изменения в 440 приказе Минтранса prev
3 Какие штрафы предусмотрены за нарушение приказа №440 в 2023 году? prev
4 Как избежать штрафов по приказу Минтранса №440 prev
5 Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке? prev
Читать статью  Автотюнинг: как законно улучшить машину

Содержание

В России тахографы применяются с 1996 года, они нужны для контроля за режимом труда и отдыха, а также скоростью транспортных средств. Основным нормативным актом, регламентирующим установку и эксплуатацию, является приказ Минтранса № 440 о тахографах. В нем подробно изложены все требования. Недавно в него были внесены изменения, о которых стоит поговорить подробнее.

Основные требования приказа Минтранса №440 о тахографах

prev2

Согласно исследованиям, приборы заметно снизили количество автокатастроф на дорогах, причинами которых является состояние усталости водителя. Главной целью установки устройства является автоматическая регистрация параметров движения. Данные приборов используются надзорными органами при проведении проверки. Но полезность тахографов уже оценили и руководители компаний – ведь теперь гораздо меньше аварий и простоя техники, штрафов и судебных разбирательств. Порядок использование устройств регламентируется нормативными документами Министерства транспорта РФ. В настоящее время актуальным является Приказ Минтранса 440 о тахографах, который заменил ранее действующий приказ № 36. Установлен период действия приказа с 01.01.2021 по 01.01.2027 года.

Требования к тахографам направлены на обеспечение непрерывной и бесперебойной фиксации информации о передвижении автомобиля, его скорости, времени труда и отдыха водителя.

  • Проверка прибора в сроки, определенные законом.
  • Корпус тахографа должен быть опломбирован в целях защиты от вскрытия.
  • Информация, содержащаяся в приборе, ее достоверность подтверждается квалифицированной цифровой подписью.
  • Активировать тахограф могут четыре разные карты:
    — рабочий режим (карта водителя);
    — контроль (карта контролера);
    — корректировка (карта мастерской);
    — карта предприятия (для контроля водителей со стороны организации).
  • В любой карте водителя прописаны личные сведения о нем самом. Карты содержат два и более элемента, которые защищают от подделок. Фон каждой карты имеет определенный цвета: белый, голубой, красный или желтый. Определен перечень информации, которая должна сохраняться на картах.
  • Приказ об оснащении тахографами прописывает требования к конструкции прибора и его функциям. Большое внимание уделено выпуску, активации и работе прибора, блоков СЗКИ (НКМ).

2) Определен список транспортных средств, на которые обязательно ставить тахографические приборы учета. К ним относятся все грузовики (масса от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн), а также автобусы (до 8 пассажиров, масса до 5 тонн и свыше 8 мест, более 5 тонн).

Внимание!

Тахографы необходимо установить на все грузовики N2, N3, и автобусы M2, M3.

  • перевозчики на международных направлениях (устанавливается другого типа прибор – ЕСТР и карточка МАП);
  • службы оперативного реагирования;
  • предприятия ЖКХ;
  • сельхозпредприятия при передвижении внутри хозяйства;
  • автомобили с большим сроком эксплуатации (свыше 50 лет), используемые в коммерческих перевозках.

Можно ознакомиться с полной версией приказа 440 Минтранса РФ. Достаточно скачать pdf версию по ссылке.

3) В приложении №3 речь о правилах эксплуатации тахографов.

Здесь казенные формулировки, которые на простой язык можно перевести так:

«тахограф нужен, чтобы обеспечить соблюдение требований Приказа Минтранса РФ № 424 (режим труда и отдыха водителей)».

Что именно требуют от владельцев ТС:

  1. Установить тахограф в аккредитованной мастерской.
  2. Регулярно осуществлять поверку оборудования.
  3. Заменять блок СКЗИ каждые 3 года (или в иных случаях, предусмотренных законодательством).
  4. Изучить инструкцию производителя тахографа и эксплуатировать прибор по рекомендациям.
  5. Обеспечить водителя бумагой для тахографа, передать ему руководство по эксплуатации (оно должно быть в кабине).
  6. Не реже чем один раз в 28 дней всю информацию с тахографа надо считать, а потом хранить на протяжении года.

Важно понимать, что именно руководство автопарка или владелец ТС, в конечном итоге, отвечает за соблюдение правил эксплуатации со стороны водителей. То есть, должностное лицо, кроме личных обязанностей, еще и обязано понимать требования к шоферу, разъяснить ему порядок работы с прибором.

4) В четвертом приложении расписаны требования приказа 440 Минтранса РФ к аккредитованным мастерским.

Должностному лицу или владельцу ТС тут важно понять два момента:

  • Обязательно проверять аккредитацию мастерских. Монтаж тахографа и его обслуживание должны выполнять только компании, перечисленные на портале ФБУ «Росавтотранс».
  • Желательно понимать базовые требования по монтажу и эксплуатации тахографических устройств, чтобы иметь возможность оценить качество работы мастерской.

Штрафы за неправильный монтаж тахографа или ошибки в обслуживании, вероятнее всего, будут выписаны на должностное лицо, компанию или владельца ТС.

5) В приложении №5 о том, как необходимо контролировать работу тахографов в автопарке.

Основные положения касаются проверки перед рейсом:

  • Вставить карту водителя, проконтролировать, что устройство ее видит.
  • Проверить прибор в целом (экран, работу кнопок и т.д.)
  • Проверить печатное устройство.

Согласно приказу Минтранса 440 контролировать исправность тахографа также должен водитель. При любых неисправностях докладывать начальнику автопарка или другому уполномоченному лицу.

Можно ли использовать в России тахографы без блока СКЗИ?

  • Нельзя. Если транспортное средство передвигается исключительно по российским дорогам. Неисправный или просроченный блок СКЗИ также становится проблемой – в этом случае выезжать на дороги нельзя.
  • Можно. Если машина официально занимается перевозками между странами нормы приказа 440 для нее другие. В данном случае владелец ТС должен использовать тахограф типа ЕСТР, а также оформить карточку МАП.
Читать статью  Сколько стоит узаконить гбо на автомобиль

Какие были изменения в 440 приказе Минтранса

prev2

Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:

  • Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
  • Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
  • Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
  • Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
  • Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
  • Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
  • Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
  • Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
  • Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
  • В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.

Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».

Какие штрафы предусмотрены за нарушение приказа №440 в 2023 году?

prev2

Исполнение приказа Минтранса возложено на контролирующие органы: ГИБДД и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

В ст. 11.23 КоАП в 2023 году предусмотрена административная ответственность за невыполнение приказа Минтранса 440. За выезд машины без тахографа или с неисправным прибором, накладываются штрафные санкции:

  • Юридические лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Должностные лица – 7-10 тыс. рублей;
  • Индивидуальный предприниматель – 15 — 25 тыс. рублей.

За нарушение режима труда и отдыха водителя (статья 3.12 КоАП) также предусмотрены штрафные санкции, по размеру они почти не отличаются от указанных выше.

Водителям автотранспорта за отсутствие тахографа выпишут штраф от 3 до 5 тыс. рублей, за несоблюдение трудового распорядка – от 1,5 до 2 тыс. рублей.

Внимание!

Любые нарушения эксплуатации тахографа ведут к возбуждению административного дела в отношении компании. Даже если очевидна вина водителя (чаще всего забывают вставить карту в тахограф), все равно проблемы будут у руководства автотранспортной компании.

Примечательно, что максимальные штрафы в 2023 году в приказе 440 Минтранса юридического лица и ИП отличаются в 2 раза. Ранее размер компании не имел значения. Небольшое предприятие получало штраф намного выше чем ИП. Федеральный закон от 26.03.2022 года №70 устранил эту несправедливость. Сейчас организации, входящие в реестр МСП (малых и средних предприятий), платят штрафы одинаковые с ИП.

За несколько нарушений, найденных в ходе одной проверки по одной статье КоАП, фирму оштрафуют один раз. До введения изменений штрафы складывались, и получалась немалая сумма к оплате.

Как избежать штрафов по приказу Минтранса №440

prev2

Кроме водителя автотранспортного средства в соблюдении требований по правильной эксплуатации тахографа, времени труда и отдыха, задействованы другие специалисты, например инженер по ТБ, инженер БДД.

Во избежание штрафных санкций по несоблюдению требований 440 приказа Минтранса, каждый ответственный сотрудник на своем участке работы должен выполнять определенные функции.

Водитель должен следить за наличием в транспортном средстве:

  • наклейки о произведенной калибровке, сроке проведения очередной проверки;
  • ленты в приборе, запасной ленты;
  • инструкции по эксплуатации тахографа.

Он отвечает за исправность карты, сроке проведения очередной проверки.

В обязанности инженерных работников входит:

  • составление графика труда и отдыха водителя, который будет соответствовать всем требованиям законодательства Российской Федерации в 2023 году;
  • проведение инструктажа;
  • контроль за соблюдением установленных норм.

Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке?

prev2

Чтобы избежать штрафных санкций в автопарке транспортной организации и исполнить требования приказа 440 о тахографах, водителю перед выездом в рейс рекомендуется сделать распечатку с карты, что позволит выявить и устранить возникшие проблемы, обратившись в сервисную мастерскую.

Руководству автопарка (главный механик, диспетчер), необходимо постоянно отслеживать выполнение требований приказа Минтранса о тахографах, а также производить:

  • обучение водителей работе с приборами;
  • контролировать замену карт не реже 1 раза в 3 года;
  • замену блока СЗКИ каждые 3 года;
  • выгрузку информации с карт не реже 1 раза в 28 дней, обеспечение сохранности данных в течении одного года;
  • проверку правильности внесения VIN и госномера;
  • проверку внешнего вида прибора, наличие пломбы;

Контроль за соблюдением требований Приказа 440 довольно сложный процесс, требует больших затрат и усилий, особенно при наличии большого автопарка. Всю информацию необходимо заносить в компьютер или на другой носитель.

Есть ли эффект от внедрения тахографов? Специалисты утверждают о снижении количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Тахографический контроль позволил добиться предприятиям снижения расходов на горюче-смазочные материалы. Меньшая аварийность привела к уменьшению затрат на восстановление техники, на судебные тяжбы.

Источник https://pddmaster.ru/rabota/tahograf.html

Источник https://rostov.arsa.pro/blog/articles/prikaz-440-razyasneniya/

Источник