В 45-литровый бак вошло 50 литров. Это обман?

В 45-литровый бак вошло 50 литров. Это обман?

Прогресс прогрессом, но автомобиль постоянно нас обманывает. Электронный масляный щуп — штука не точная. Спидометр хоть немного, да завышает скорость — правда, минимальная величина превышения регламентируется стандартами. А что бензобак? Почему в 45-литровый по паспорту бак входит 50 литров? Разбираемся, всегда ли это обман.

От чего зависит объем топливного бака?

Объем бензобака зависит от места его установки и материала, из которого он изготовлен. У олдтаймеров он может быть расположен где угодно. Например, у заднемоторной Skoda 1000 MBX (дальний предок Fabia) бензобак расположен спереди. У нашего «Москвича»-408 и его производных — вообще на дне багажника. На современных автомобилях бак обычно установлен под задним сиденьем перед задней осью. Сделано так во имя безопасности. Именно в этом месте, по всем расчетам, наименьшая вероятность деформации, если вдруг случится удар.

Для изготовления бензобака может использоваться металл или пластик. Металлические баки обычно делают из штампованных листов. Но пластик — полиэтилен высокой плотности, если быть точным — как материал для изготовления бака на сегодня в приоритете. Пластмассовые баки легче по весу, они занимают меньше пространства при установке. К тому же пластику можно просто и недорого придать любую необходимую форму. Металлические аналоги выйдут в любом случае дороже, и по показателям объема они обычно уступают пластиковым. В итоге получается топливный бак с нужными максимальными объемами. Во избежание утечки стенки баков выполняют многослойными. В некоторых конструкциях внутренняя поверхность бака также покрывается фтором.

Металлический и пластиковый баки

Объем бака зависит и от других параметров автомобиля. Важны тип двигателя, система, ответственная за впрыск, и тип кузова. Вместимость топливного бака легковых автомобилей варьируется в большинстве своем от 45 литров для городских хэтчбеков до 100 литров для крупных внедорожников. В среднем стандартный заявленный объем — 50–55 литров. Иногда строение и, соответственно, объемы бака оказываются различными даже на примере одной модели. Скажем, у дизельной «трешки» BMW он на 19 л меньше, чем у бензиновой версии.

Пластиковые топливные баки по требованиям компоновщиков могут иметь самые разнообразные формы

Но в любом случае объем топливного бака должен быть таким, чтобы автомобиль мог автономно проехать 600 км. При расчете объема бензобака автопроизводители придерживаются нормы, что одной полной заправки должно хватать именно на такой километраж с учетом движения по трассе на скорости 80–100 км/ч. Это расстояние взято из учета того, что водитель может, не уставая, проводить за рулем не больше пяти–шести часов в сутки.

Отдельные модификации некоторых современных легковушек могут на одном баке проехать более тысячи километров. Но это, скорее, исключения, к тому же почти всегда требующие особых условий движения

Бак может подтекать

Эта проблема особенно актуальна для машин, имеющих большой пробег. Например, Mitsubishi Outlander первого поколения. Грязь, попадающая на бензобак, накапливает влагу, и он начинает активно гнить. Больше всего от этого страдают кроссоверы, выезжавшие на бездорожье, но проблема в той или иной степени касается почти всех Outlander. Или Hyundai Tucson в кузове JM, у которого бензобак опять же из-за грязи и низкого качества изготовления может проржаветь до течей. Даже Toyota это не обошло стороной. Если в салоне RAV4 XA20 попахивает бензином, то, возможно, после внедорожных вылазок подгнил топливный бак. Если грязь попадает на его верхнюю часть, то там развивается коррозия, которая легко приводит к появлению дыр в баке и на кузове.

Mitsubishi Outlander первого поколения и Toyota RAV4 (ХА20)

А с видавшими виды автомобилями все может быть совсем печально. В 2011 году в США было отозвано 2,7 миллиона пикапов Ford F-150 1997–2001 годов выпуска. Причиной проведения сервисной кампании стали 300 жалоб владельцев этой модели на недостаточно надежные стальные ремни крепления бензобака. Из-за их коррозии бак мог повредиться, а дальше — протечка топлива и риск возгорания, уже не раз случавшийся по этой причине. Или вот реальный случай из жизни одной «пятерки» BMW E39, в процессе реставрации буквально вытащенной «с того света». Когда владелец сразу после покупки приехал на заправку, он залил топливом всю АЗС, потому что в машине был пробит бензобак.

Читать статью  Как избавиться от запаха бензина в салоне автомобиля

Ford F-150 и BMW 5-series (E39)

Датчику доверяй, но проверяй

Указатель уровня топлива способен врать. Как и любой другой узел автомобиля, эта система может быть неисправной. Помимо непосредственно указателя ее основные составляющие — топливный датчик, поплавок и измерительный элемент, так называемый потенциометр. Датчик может быть встроен в топливный модуль либо устанавливаться отдельно посередине или сбоку бензобака. На дизелях он вкручивается отдельным устройством в бак. Передача информации между указателем уровня топлива и датчиком происходит посредством сигнала, который бывает аналоговым или цифровым. В современных автомобилях в основном распространены более точные цифровые датчики. Получая данные об уровне топлива в баке, датчик преобразует их в сигнал и передает на указатель. Значение, поступающее с датчика, рассчитывается на основе геометрических параметров бака и делает поправку на неравномерность распределения топлива по резервуару. Поплавок отвечает непосредственно за измерение уровня топлива. Поскольку ему необходимо постоянно находиться на поверхности топлива, передавая показания датчику, его изготавливают из легких материалов (пластик, пенопласт).

Поплавковый рычажный ДУТ

Датчик уровня топлива бывает трех видов — рычажный, трубчатый и электронный. Первый вариант — самый старый, простой, недорогой и надежный тип данного устройства, но точность показаний не его конек. Во время движения автомобиля по неровной дороге стрелка указателя может колебаться, отражая тем самым движение топлива в баке. Трубчатый датчик, как и предыдущий вариант, является поплавковым, но гораздо точнее в своих показаниях и более распространен. Электронный, он же бесконтактный датчик, используется на современных автомобилях. Он имеет собственный блок управления, а в основе его конструкции лежит неактивный магнитный датчик. Погрешность у таких приборов минимальна и не превышает 1%, а зачастую гораздо меньше. Но даже современные датчики зависимы от качества контактов на разъемах, на которые влияют в том числе условия эксплуатации и обслуживания. Поэтому выйти из строя может любой из указанных типов датчиков уровня топлива.

Трубчатый датчик топлива

Типичные симптомы неисправности топливного датчика:

● стрелка указателя уровня топлива постоянно находится в движении, дергается, прыгает в крайние положения;
● при полностью залитом баке стрелка показывает неверные значения;
● в баке есть топливо, но при включенном зажигании стрелка указателя находится на нулевой отметке.

Топливный модуль BMW

Причин, почему не работает или нагло врет датчик уровня топлива, может быть несколько. Мог потерять герметичность сам поплавок либо деформироваться рычаг, на котором он держится. Бывают случаи повреждения корпуса датчика и нарушения его крепления. Нередки и электрические проблемы: потеря контакта на определенном участке цепи, перегорание предохранителя. А может и сигнальный провод «коротить» на «массу». У бесконтактных датчиков может быть поврежден магнитный датчик и/или его проводка. Из-за некачественного топлива трубчатым датчикам свойственно появление налета на направляющей стойке. Это приводит к затруднению или даже невозможности движения поплавка. В этом случае указатель уровня топлива замрет в одном положении, причем необязательно в одном из крайних. Наиболее распространены проблемы с поплавками либо с резистивными элементами, которые со временем истираются и начинают транслировать некорректные данные.

Потенциометр ДУТ VW Passat

Есть модели, которые уже родились с проблемным датчиком уровня топлива. Например, Renault Duster, где датчик «не понимает» объема залитого бензина, если было залито меньше десяти литров. Из-за этого он иногда начинает выдавать самую противоречивую информацию. Но, возможно, причина неверных показаний топливомера вовсе и не в датчике. Дело может быть в самом указателе. Например, неправильный уровень топлива отображается из-за того, что происходит подклинивание подвижной обмотки индикатора.

Поломок нет, но в бак вошло больше номинала

Такое возможно. Это обусловлено как конструкцией автомобиля, так и политикой производителей относительно декларируемых паспортных данных. Номинальная вместимость бензобака, прописанная в технических характеристиках, как правило, меньше реальной. Обман? Не совсем.

Во-первых, топливный бак — не измерительный сосуд. Это емкость, и зачастую неправильной формы. Объем бака в руководстве по эксплуатации указан по приблизительным геометрическим замерам, которые также учитывают как минимум 10–15% запаса. Это резерв, который необходим, чтобы у топлива было место, куда расширяться в случае повышения температуры воздуха. Иначе под воздействием внутреннего давления топливо может начать вытекать наружу. Также резервное место — страховка от утечки на случай, когда машина с полным баком стоит на уклоне.

Во-вторых, бензобак является всего лишь частью сложной топливной системы автомобиля. Помимо непосредственно резервуара, где хранится бензин или дизель, она включает в себя патрубки, которые соединяют бак с заливной горловиной, куда мы вставляем заправочный «пистолет». В зависимости от модели автомобиля патрубки могут вмещать от двух до пяти дополнительных литров топлива.

Читать статью  Что делать, если заканчивается топливо

Устройство топливной системы автомобиля

Кто меньше врет?

У каждого производителя свои методики расчета объема бензобака. Правил на этот счет не существует. Кто больше других завышает размеры бака? В европейские автомобили можно залить на 20–25% больше номинального объема. Реальная вместимость баков корейских, китайских и российских машин может в среднем на 15% превышать объем, который значится в технических характеристиках. Самыми точными, как нетрудно догадаться, оказались японцы. В их баки, как правило, свыше заявленного входит не более 10%.

Кстати, влить столько получится, только если игнорировать сигналы автомобиля о том, что пора бы остановиться. Инструкция предписывает прекратить заправку при первом же щелчке отсечки. Это необходимо для того, чтобы топливо не попало в трубки вентиляции бака, предназначенные для отвода бензиновых паров.

А на АЗС обмануть могут?

Могут и обязательно обманут. Результаты прошлогоднего рейда по АЗС, устроенного Федерацией автовладельцев России в режиме «тайного покупателя», неутешительны. Эксперты выяснили, что на более чем трети АЗС Московского региона недоливают от 3% до 5% топлива, еще на 30% АЗС — от 5% до 10%, а в 11% случаев — свыше 10%. Автовладельцы переплачивают за топливо от 5 до 10%.

Способов несколько. Это в первую очередь программное вмешательство, при котором электроника перепрограммируется на недолив. Но и махинации заправщиков никто не отменял. В отсутствие посетителей сотрудник АЗС может слить пару литров в специально заготовленную тару. Как вариант, он может прекратить заправку, когда в колонке или шланге остается еще некоторое количество топлива. После того как клиент уезжает, эти остатки сливаются.

Что делать? Выбирать сетевые АЗС, не особо доверять заправщикам и контролировать, чтобы отсчет литров на дисплее счетчика прекратился во время заливки, а не после. Обнаружив недолив, можно потребовать проверки заправки при помощи специального мерного оборудования, которое должно быть на АЗС, а дальше обращаться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру. Но вернуть деньги, скорее всего, не удастся. Но есть и хорошая новость — в 2021 году планируется ввод штрафов за недолив.

Объем топливного бака

Конструкция каждого автомобиля предусматривает специальную ёмкость – топливный бак. Среди его задач – не только обеспечить машину достаточным для длительной поездки количеством дизтоплива или бензина, но и предотвратить утечки топлива и выбросов вредных веществ. Баки должны быть полностью герметичными, но в зависимости от модели авто могут отличаться формой, материалом и объёмом. Причём, последняя характеристика – одна из основных, её необходимо знать и для определения расходов на заправку, и для планирования поездки.

Заправочный пистолет в бензобаке

Виды топливных емкостей и материалы изготовления

Единой формы и конструкции резервуаров для хранения топлива не существует. Для получения максимального объема топливных баков их геометрию делают сложной – и разной не только для отдельных марок, но и для каждой модели. Отличаются ёмкости и материалом, и оснащением.

Основные узлы бензобака

Список элементов оснащения отличается для разных транспортных средств. Но большинство из них универсальные, и совпадают для всех авто:

  1. Корпус – стальной, пластиковый или алюминиевый.
  2. Горловина, через которую заливают топливо.
  3. Крышка горловины, на которой может быть замок.
  4. Заборный патрубок, вместо которого может быть насос для перекачки топлива.
  5. Датчик для контроля уровня топлива.
  6. Трубка и клапан, входящие в систему вентиляции.
  7. Сливное отверстие или патрубок.

Стандартный набор оборудования может дополняться другими устройствами. У каждой модели – свой список, который описан в технической документации на транспортное средство. Его желательно изучить всем автовладельцам, чтобы избежать ошибок при эксплуатации машины.

Устройство и принцип работы системы вентиляции

Рассматривая особенности баков разных автомобилей, стоит уделить внимание системе вентиляции, которая решает несколько важных задач:

  • удалять из резервуара попавшие при заправке излишки воздуха;
  • поддерживать значение давления на уровне атмосферного и избежать разрежения, способного привести к деформации бака;
  • поддерживать безопасную температуру внутри.

У большинства современных автомобилей система вентиляции топливных баков закрытая. У резервуаров нет непосредственного выхода в атмосферу – для впуска воздуха применяется целый набор специальных приспособлений. При повышении разрежения отжимается пружина клапана. Внутрь начинает попадать воздух – до установки внутри давления, равного атмосферному.

Особенности конструкции топливных баков в современных автомобилях

Конструкторы, которые проектируют резервуары для топлива, в первую очередь учитывают герметичность. Из ёмкости не должны вытекать нефтепродукты и выходить испарения. Ещё один важный момент – защита от коррозии. Избежать появления ржавчины можно, применяя такие материалы:

  • качественную сталь, которая чаще применяется на грузовиках;
  • лёгкие сплавы или алюминий, которые можно встретить на легковых авто;
  • полимеры, благодаря которым получаются резервуары сложной конструкции.

Пластиковые баки считаются самыми удобными из-за полного отсутствия коррозии и меньшего веса. Минус пластика – высокая проницаемость для бензина и вероятность появления утечек. Компенсировать её можно, используя 2 слоя полимера.

Читать статью  10 способов реальной экономии топлива на трассе, которые сберегут содержимое кошелька

Почему цифры в паспорте не точные

Настоящая емкость бака обычно больше, чем данные в документах на автомобиль. Поэтому, если в паспорте транспортного средства указано 60-65 л, реальный объём получается на уровне 70-75 л. Большинство производителей автомобилей добавляют около 10-15%.

Одна из причин отличий, из-за которых цифры в паспорте получаются неточными, заключаются в необходимости запаса для компенсации расширения топлива при изменении температуры. Давление внутри ёмкости не повышается, а топливо не вытекает. Вторая причина – защита от утечек топлива при наклонном положении автомобиля, а, значит, и бака.

Какие бывают объемы баков

Средний объем бензобака соответствует типу автомобилей:

  • для малолитражных авто значение находится в пределах 30-40 л;
  • для средних легковых машин – 50-80 л;
  • у малых грузовых – 90-160 л;
  • у грузового транспорта типа КАМАЗ – около 350 л.

Камаз

По рабочему объёму резервуара для хранения топлива можно узнать, какое расстояние сможет проехать машина после полной заправки. Хотя для этого понадобится знать ещё и параметры двигателя и учитывать режим движения – город, трасса, комбинированный.

Топливные баки машин легкового типа

У легкового транспорта вместимость баков в среднем составляет около 50 литров. Хотя, например, три похожих авто, Лада Веста, Kia Rio и Hyundai Solaris, получили резервуары разной ёмкости. У модели отечественного производства в бак поместится 55 л топлива, для обеих иномарок – 43 л.

Машина большего размера, которая тоже относится к легковым авто, может комплектоваться резервуаром ёмкостью 64 литра. А внедорожник Toyota Land Cruiser, который может потреблять и 15, и 20 л бензина – даже 93-литровым баком.

Ёмкости баков грузовых машин

Определить, сколько литров топлива помещается в резервуаре грузовика, сложнее. Даже примерных норм для таких автомобилей нет. Например, у разных модификаций автомобиля КАМАЗ объём находится в пределах 175-500 литров. Среднее значение – 350 л. Но есть модификации и с 600-литровыми резервуарами.

На больших грузовиках типа SCANIA 113 тоже установлены вместительные баки – на 300-500 л. Грузовое авто DAF XF комплектуется резервуаром на 870 литров. А MAN F90 с грузоподъёмностью до 48 тонн – баком объёмом до 1260 литров.

Как самому определить реальный объем

Знать примерный (с точностью около литра) объём бака для топлива нужно, чтобы не столкнуться с недоливом на автозаправке. Или с тем, что при заправке на счётчике окажется большее число, чем на самом деле помещается в резервуар такого размера. Способов определения ёмкости много – от применения народных методик до расчётов.

Народные хитрости

Приборов для измерения такого показателя не существует. Но на автомобильных форумах можно встретить советы по определению объёмов. Среди них – раскачивание автомобиля для оценки звука от всплеска и даже взвешивания автомобиля и его сравнению с паспортными данными.

Один из достаточно простых и точных, но не слишком быстрых вариантов – слив топлива, измерение его объёма и заливка обратно. Но есть методы, позволяющие определить объём быстрее и точнее. Например, с помощью приборной панели.

По приборам

При исправном состоянии топливного индикатора можно обойтись без расчета и ориентироваться только по приборам. Например, если аналоговая шкала разделена на 10 делений, а приблизительный объём резервуара составляет 50 литров (по паспортным данным), значит, каждая отметка обозначает 5 литров ёмкости. Это можно проверить, заправив машину на 5 литров и сверить изменение показаний прибора. Если после заправки стрелка сместилась не на 1 деление, а больше или меньше, объём пересчитывают.

Метод будет сравнительно точным, если машина стоит на полностью горизонтальной площадке. Кроме того, максимальный полезный объём с его помощью узнать получится не всегда – последнее деление шкалы обычно совпадает с цифрами паспорта.

Шкала уровеня бензина

С помощью диагностического режима

Ещё один способ подойдёт только для авто с приборной панелью Renault. Её устанавливают на всех машинах этой марки и некоторых моделях Ниссан. Для запуска диагностики выполняют такие действия:

  1. Перед запуском мотора зажать на 5 секунд кнопку сброса пробега за последние сутки.
  2. Включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки прибора продолжили движение.
  3. С помощью той же кнопки переключить диагностический режим, выбрав иконку с изображением заправочной колонки.

Способ позволяет определить не объём бака, а количество оставшегося бензина или дизтоплива. Ёмкость резервуара станет известна, когда он будет полон. К литражу залитого топлива прибавляется начальная цифра.

С помощью датчика

При отсутствии специальных режимов приборной панели определить количество бензина или дизтоплива получится с помощью датчика. Он устанавливается прямо в бак и соединяется с управляющим устройством по беспроводной связи.

Прибор такого типа работает от батарейки и служит не меньше 5 лет. С его помощью в процессе эксплуатации автомобиля можно достаточно точно узнать, сколько осталось топлива. А, когда бак полон – объём резервуара с погрешностью меньше 1 литра.

С помощью расчетов

Последний способ вычисления требует полностью заправить бак. Затем следить за показаниями одометра и контролировать уровень топлива. Кроме ёмкости метод позволит определить реальное потребление горючего и контролировать его остаток при дальнейшей эксплуатации.

Источник https://www.drom.ru/info/misc/80708.html

Источник https://pobenzinu.ru/toplivnaya-sistema/obem-baka

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *