Как избежать аварии, если на ходу автомобиля «провалилась» педаль тормоза?
Выход из строя тормозов – это всегда опасность, чаще всего подобные неполадки заканчиваются дорожно-транспортным происшествием, тяжесть которого будет зависеть от опытности автовладельца. Предлагаем вам советы автоинструктора, как избежать дорожно-транспортных происшествий, если на ходу во время движения автомобиля провалилась педаль тормоза.
Чем опасны неисправности тормозной системы
Чаще всего подобные неисправности возникают неожиданно, при этом водителю необходимо правильно действовать, попытавшись безопасно остановиться или же минимизировать последствия дорожно-транспортного происшествия. Отказ тормозной системы – это распространенная проблема, чаще всего в трубках с гидравликой появляются протечки, жидкость выходит из системы, после чего педаль тормоза полностью проваливается, а автомобиль при этом не замедляется.
Также поломки тормозной системы могут отмечаться в тех условиях, когда выходит из строя вакуумный усилитель. В подобном случае, даже вдавив педаль тормоза в пол, автомобиль будет замедляться крайне медленно. Отдельные автомобили оснащены специальной предупреждающей системой, которая будет сигнализировать водителю об опасности, как только в бачке с гидравлической жидкостью уровень упадет до минимума. В подобной ситуации педаль тормоза ещё будет сохранять свою эффективность, необходимо постараться безопасно остановиться, вызвать эвакуатор и доставить автомобиль в сервис.
Как остановить автомобиль при провалившейся педали тормоза
В каждом конкретном случае способ остановки автомобиля будет отличаться, в зависимости от того, установлена ли на машине механическая или автоматическая коробка передач. На механике можно тормозить двигателем, для чего, выжимая сцепление, включают понижающую передачу, после чего валы начинают крутиться медленно, что позволяет остановить автомобиль. В отдельных случаях следует даже принудительно включать низкие передачи, что позволит замедлить машину, пускай и ценой поломки МКПП, но избежав при этом аварии.
На небольшой скорости остановить автомобиль можно, воспользовавшись ручным тормозом. Однако нужно помнить, что не следует слишком резко дергать ручник, так как в подобном случае существует вероятность отправить машину в занос. В особенности опасно останавливаться ручником в повороте, что обычно приводит к неконтролируемому заносу, автомобиль вылетает на встречку, а последствия таких ДТП могут быть ещё более опасными.
На автомобилях с автоматической коробкой передач замедлиться и остановиться будет несколько сложнее. В первую очередь такие авто часто не имеют полноценного ручного тормоза, а электрическая система предназначена лишь для удержания автомобиля на парковке. Если АКПП оснащена подрулевыми переключателями, с помощью таких лепестков можно самостоятельно включать низшие передачи и тем самым тормозить двигателем.
На старых автоматических коробках передач имеются специальные режимы 2 и 3, которые блокируют скорость не выше второй или третьей ступени. Можно быстро перейти в такой режим, что позволит затормозить автомобиль, избежав тем самым дорожно-транспортных происшествий. Часто на таких старых автомобилях, у которых АКПП оснащена режимами блокировки, дополнительно имеется ручник, которым также можно попытаться остановить машину.
Профилактика неисправностей тормозной системы
Нужно помнить, что куда проще предупредить появление таких неисправностей, чем в последующем судорожными движениями пытаться остановить автомобиль на скорости, когда у него проваливается педаль тормоза. В первую очередь автовладельцу следует своевременно менять тормозную жидкость, качественно прокачивать всю систему при обслуживании тормозов, а уже при появлении первых даже мельчайших протечек выполнять ремонт автомобиля, обеспечивая полную герметичность всей системы.
Подведём итоги
Неисправности тормозной системы, которые отмечаются на ходу, бывают крайне опасны, так как часто быстро остановить машину не представляется возможным, что и приводит к тяжелым дорожно-транспортным происшествиям. Если у автомобиля провалилась педаль тормоза, то затормозить на механике можно, понижая передачи или же действуя аккуратно ручным тормозом. На АКПП замедлить машину будет несколько сложнее, можно попытаться перевести селектор в ручной режим и тем самым понизить скорости или же, при наличии такой возможности, заблокировать коробку передач на втором или третьем режиме работы трансмиссии.
Почему проваливается педаль тормоза: выясняем причины и устраняем неисправности
Исправная, нормально работающая тормозная система является важным элементом безопасности и даже гарантией жизни водителя и остальных участников движения. Если у вашего автомобиля проваливается педаль тормоза – это сигнал об опасности. Значит, нужно проверить всю тормозную систему, выяснить, почему проваливается педаль тормоза.
Как устроена тормозная система
Чтобы понять, почему педаль тормоза иногда проваливается, необходимо разобраться в общем принципе работы, а также устройстве тормозной системы. Она обычно бывает гидравлической, а проблемы для разных моделей авто являются общими. Принцип действия системы базируется на том, что специальная несжимаемая жидкость помещена в замкнутый объем.
Гидравлические тормоза включают в себя такие элементы:
- ГТЦ (главный тормозной цилиндр);
- РТЦ (рабочие тормозные цилиндры);
- гидравлические магистрали;
- компенсаторное устройство;
- тормозные диски, колодки.
Рабочей жидкостью здесь, в соответствии с названием, является тормозная, имеющая определенные свойства. Водитель нажимает на тормоз, его усилие передается в ГТЦ, заполненный рабочей жидкостью. Дело в том, что устройство этого элемента содержит поршень, – он давит на жидкость, и по ней усилие передается на РТЦ. Последние установлены в области размещения колес. Таким образом, колодки прижимаются к тормозным дискам/барабанам. Резкое давление на педаль приводит к тому, что колодки жестко блокируют колеса.
Далее водитель отпускает ногу, возвратные пружины разводят колодки обратно. Одновременно жидкость вытесняется в ГТЦ. Этот короткий перечень представляет собой всю схему действия данной системы.
Каковы основные причины того, что педаль тормоза проваливается?
Теперь перейдем к главному вопросу о том, почему проваливается педаль тормоза. Сама система, напомним, является замкнутой, а находящая внутри жидкость – несжимаемой. За счет этих свойств усилие от педали поступает к колодкам. Те прижимаются к тормозному диску, благодаря чему автомобиль замедляется, останавливается. При неполадках за нажатием не следует торможение: жидкость под давлением покидает систему либо ее место занимает воздух из-за отсутствия герметичности. Оба варианта препятствуют нормальному функционированию тормозной системы, а значит, на таком автомобиле ездить нельзя.
Остановимся подробнее на причинах провала педали тормоза:
- Тормозная жидкость. Причиной того, почему проваливается педаль тормоза, может стать качество тормозной жидкости и смешивание ее с конденсатом. Последний – это не что иное, как вода, которая является сжимаемой. Из-за нее меняются характеристики тормозной жидкости, поэтому вы чувствуете, как нога проваливается при торможении. Постепенно накапливая конденсат, тормозная жидкость (ТЖ) меняет цвет, становится более темной. Чтобы определить содержание воды в ТЖ, можно использовать специализированные приборы. Согласно нормам техобслуживания большинства автомобилей, данная рабочая жидкость должна заменяться через каждые 40 000 км пробега либо каждые 4 года. Элементы тормозной системы со временем приходят в негодность из-за контакта с тормозной жидкостью, если та не отвечает всем предъявляемым нормам. Появляются такие признаки: утечка жидкости, провал педали, а если ее отпустить, то подсос воздуха. Если педаль тормоза проваливается, проверьте, сколько тормозной жидкости находится в системе на данный момент и нет ли утечек по гидравлическому контуру системы. Чаще всего течи обнаруживаются в области резьбовых соединений тормозных шлангов и трубок между собой либо с суппортом. Тогда выходом из ситуации станет протяжка соединения. Еще одной причиной течи может стать повреждение трубки или шланга – в этом случае нужно заменить деталь.
- Воздух в гидросистеме. Попадание воздуха негативно отражается на качестве тормозной жидкости, вызывает завоздушивание тормозных магистралей. Образующиеся пробки сжимаются под давлением, и педаль проваливается. Тормозные колодки мало смещаются, автомобиль не замедляет ход, поскольку отсутствует давление, способное привести в движение поршень. Даже если водитель выжмет педаль в пол, он не добьется желаемого эффекта. Устраните эту неполадку прокачкой. Но воздух появляется в системе не только из-за механических дефектов. Нередко завоздушивание – это последствие ошибок при прокачке после смены тормозной жидкости. В любом случае, вы ощутите, что ваша нога проваливается при попытке затормозить.
- Неисправность главного тормозного цилиндра (ГТЦ).При отсутствии утечек тормозной жидкости признаком возможного выхода из строя узла ГТЦ может послужить факт, что педаль проваливается, и лишь после второго или третьего качка становится устойчивой. Чаще всего причиной такого поведения системы становится изнашивание уплотнителей из резины. Поводов для этого немало: от химически активного состава некачественной тормозной жидкости до естественного износа резиновых элементов. Отсутствие необходимой плотности у детали способствует появлению щелей в системе. Через них легко просачивается воздух, вытекает ТЖ. Справиться с этой неполадкой и тем, что педаль проваливается, кажется просто: достаточно поставить новые резиновые уплотнители. Но в этой работе не обойтись без навыков и запаса терпения: придется сменить все резиночки, сальники и тормозную жидкость. Обязательно прокачайте систему, чтобы избавиться от воздуха, иначе снова заметите, как ваша нога проваливается при торможении.
- Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). При проблемах с данным узлом во время торможения появляется специфический звук, сродни шипению, что говорит о разгерметизации в вакуумном усилителе. При этом педаль не обязательно проваливается. Возникает такая неполадка из-за нарушений в работе клапана, диафрагмы, уплотнителей ВУТ. В этом случае, как и в большинстве остальных, придется заменить элементы, пришедшие в негодность. Мы уже говорили о причинах, которые вызывают выход из строя резиновых уплотнителей и сальников – эти неполадки приводят к неправильному функционированию ВУТ. Помимо прочего, подводят патрубки, трескается диафрагма узла.
- Нарушение зазоров в тормозной системе. Слишком большие зазоры между ГТЦ и педалью приводят к тому, что последняя проваливается, а автомобиль тормозит хуже, чем прежде. В идеале после нажатия водитель ощущает плавное движение ноги, потом нарастает сопротивление. При увеличенном зазоре можно ощутить, что нога резко проваливается при нажатии на педаль, и лишь в конце возникает сопротивление, правда, оно есть не всегда. О стабильном торможении здесь нет и речи.
- Прокачка педали тормоза после установки новых колодок. Это делают сразу после окончания работ по замене колодок – новые отличаются от старых и стертых гораздо большей высотой фрикционного материала, поэтому чтобы их установить, нужно утапливать поршень суппорта. Последний сможет прижать колодку к диску, если прокачать педаль – в процессе она несколько раз проваливается и приобретает жесткость.
Почему педаль тормоза проваливается после прокачки?
Нередко после обслуживания системы, например, замены тормозной жидкости, колодок, дисков, барабанов проваливается педаль тормоза. Какова причина подобных изменений?
Сбои могут наблюдаться некоторое время после замены колодок, дисков или жидкости и прокачки системы. Будьте готовы, что педаль начнет проваливаться, и не пытайтесь сразу эксплуатировать автомобиль в прежнем режиме. Дайте время притереться новым тормозным дискам и колодкам – пока это не произойдет, машина будет дергаться после нажатия на педаль, которая даже может вибрировать, что будет передаваться на рулевое колесо. На общую притирку новых колодок и дисков требуется 250–400 км пробега. Если симптомы сохранились и после этого, рекомендуется убедиться в качестве монтажа, а также самих элементов.
Нередко причиной того, что проваливается педаль тормоза, является поврежденный или поведенный тормозной суппорт. Его вертикальная ось смещается по отношению к оси тормозного диска, поэтому система лишается возможности нормально функционировать. Либо исправный суппорт может быть плохо закреплен, из-за чего тормозные колодки точно не смогут должным образом притереться к диску.
Из-за проблем с суппортом новая колодка не может прижаться к диску всей площадью антифрикционной накладки, поэтому последние быстро изнашиваются, а работа тормозов не может удовлетворить владельца авто. В таком случае педаль при нажатии медленно уходит все ниже и ниже. Вот почему во время замены колодок важно отслеживать состояние суппорта, его отношение по оси к диску. Это является обязательным правилом, когда меняются одни лишь колодки, колодки и диски либо одновременно эти элементы и суппорт.
Почему педаль тормоза проваливается при заведенном двигателе?
Чаще всего педаль тормоза проваливается в заведенном автомобиле по таким причинам:
- неисправен главный тормозной цилиндр;
- залито мало тормозной жидкости или она имеет низкое качество;
- диски или колодки находятся в изношенном состоянии;
- тормоза нагреты до слишком большой температуры и пр.
Если педаль не проваливается, но после запуска кажется тугой, а автомобиль плохо тормозит, убедитесь в исправности ВУТ. Есть и другие признаки проблем с этим узлом:
- обороты мотора плавают при нажатии на тормоз, хотя жидкость остается в бачке тормозной системы;
- на заглушенном моторе педаль всегда упругая, а не после нескольких нажатий.
Вакуумный усилитель тормозов призван снижать прилагаемое усилие водителя на соответствующую педаль во время торможения. Нередко проблемы возникают из-за повреждения вакуумной диафрагмы усилителя. Помните, что данный механизм действует только в заведенном авто.
Дефекты или износ диафрагмы мешают разрежению в камере усилителя, поэтому тормоз при нажатии кажется очень жестким после запуска двигателя. Убедиться в этом можно, просто нажав на тормоз при выключенном ДВС: спустя 2-3 качка ваша нога должна ощутить упругость, после чего следует запуск мотора. Если педаль не становится мягче, требуется проверить вакуумный усилитель.
Почему педаль тормоза проваливается при торможении и что делать?
У вашего автомобиля неожиданно появились проблемы с тормозами? Не нужно впадать в панику. Есть специальные приемы, благодаря которым вы постепенно сбросите скорость и остановите автомобиль даже в этом случае. Самым полезным инструментом в этом случае является стояночный тормоз, или «ручник».
Он может замедлить и остановить машину, если она ехала со скоростью в пределах 20–40 км/ч. Но если у вас маленький водительский опыт, не нужно резко поднимать «ручник» на средней и высокой скорости, особенно, когда движетесь по мокрой, обледенелой или заснеженной дороге. Вашу машину может занести, раскрутить, выбросить с дороги, вынести на встречную полосу, пр.
Оставить комментарий
На заведенном двигателе проваливается педаль, замена гтц результата не дала, автомобиль дизельный! Что может быть?
Добрый день! У меня такая проблема, проваливается педаль тормоза. Мастера грешат на ГТЦ, но после замены ничего не получилось. Что делать?
Здравствуйте. У меня такая же проблема как и у вас. Хотел бы я узнать решилась проблема или нет. Если да, то как?
Менжуренков Роман
Старший коммерческий консультант по сервисному обслуживанию
Источник https://cartechnic.ru/articles/kak_izbezhat_avarii_esli_na_hodu_avtomobilja_provalilas_pedal_tormoza
Источник https://autoservice-ap.ru/blog/pochemu-provalivaetsya-pedal-tormoza/
Источник