Что входит в комплект сцепления?

Что входит в комплект сцепления автомобиля

Сцепление — элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, меняя его величину и направление. Оно разъединяет и плавно соединяет двигатель с другими элементами трансмиссии, обеспечивает переключение передач на автомобилях с механической коробкой. Без него обычный запуск двигателя будет фатальным как для ДВС, так и для КПП.

Устройство сцепления

Если рассматривать узел в общих чертах, можно сказать, что сцепление состоит из трех основных деталей:

  • маховика;
  • диска сцепления (или ведомого диска);
  • нажимного диска.

Маховик участвует в запуске мотора со стартера, обеспечивая плавную работу коленвала и передавая крутящий момент на ведомый диск сцепления. При отжатой педали сцепления ведомый диск плотно зажат между маховиком и нажимным диском, за счет силы трения это обеспечивает работу трансмиссии. При нажатии на педаль ведомый диск отодвигается, сцепление выключается, а крутящий момент от ДВС уже не передаётся на колеса.

по типу привода (модели с гидравлическим, механическим или электрическим способом управления);

  • по типу трения (механизм может работать в масляной ванне или без нее);
  • по количеству ведомых дисков;
  • по типу расположения пружин;
  • по режиму включения.

Самые распространённые сегодня – модели с одним или несколькими фрикционными, то есть работающими за счет силы трения (без дополнительной смазки), дисками. По числу ведомых элементов они могут быть однодисковыми, двухдисковыми или многодисковыми (три и более).

Материал, который используется для изготовления фрикционов напоминает тот, что применяется в тормозных колодках. Если раньше в обоих случаях в состав добавлялся асбест (на металлических дисках были асбестовые накладки), то сейчас используются именно безасбестовые варианты.

В Европе запрещено производство фрикционных дисков с добавлением асбеста. Во время работы механизма асбестовая накладка стирается, образуя пыль, опасную для здоровья.

На современные легковые авто чаще устанавливаются однодисковые сцепления. Они оптимальны для двигателей малой и средней мощности.

Сухое двухдисковое сцепление

Двухдисковые модели подходят для грузового транспорта и легковых машин с мощным мотором. За счёт особенностей конструкции они долговечнее однодисковых, но и стоят дороже, так что использовать их на маломощных авто просто нецелесообразно.

Многодисковые сцепления используются в строительной и тяжелой грузовой технике, мощных спортивных и тюнингованных авто, в том числе и в полноприводных.

Плавная работа сцепления обеспечивается проскальзыванием дисков при уменьшении сжимающего их усилия. Точная передача крутящего момента — плотностью соединения ведущей и ведомой поверхностей.

При больших нагрузках и длительной эксплуатации рабочие поверхности стираются, а сцепление начинает «буксовать». При неисправном сцеплении диски разъединяются не полностью, а нормальное переключение передач нарушается.

Что входит в комплект сцепления?

Комплект сцепления для автомобилей ВАЗ 2108-2115

Стандартный комплект сцепления для автомобиля продается в сборе и состоит из трех основных деталей:

  • Корзина сцепления в сборе
    Чугунный нажимной диск, прикрепленный к металлическому литому корпусу, внутри которого диафрагменная пружина. От её формы и характеристик зависит, с каким усилием ведущий диск отводится от ведомого.
  • Выжимной подшипник
    Через систему привода он связывается с педалью сцепления. Когда вы нажимаете на педаль, усилие передается на диафрагменную пружину, а ведущие и ведомые элементы разъединяются.
  • Ведомый диск
    Участвует в работе трансмиссии, если педаль сцепления не выжата. Фрикционные накладки с обеих сторон обеспечивают зацепление с остальными элементами механизма. Часто именно ведомый диск первым выходит из строя.

Принципы работы

При работе двигатель внутреннего сгорания вырабатывает крутящий момент, который передается на вращающийся маховик. Сцепление служит «связующим звеном» между ДВС и коробкой передач, с которой этот самый крутящий момент передается на колеса.

Когда водитель не нажимает на педаль сцепления, ведомый диск плотно прижат к ведущей поверхности, тем самым вращающий импульс передаётся на первичный вал КПП. При нажатии на педаль ведомая поверхность разъединяется с ведущей, а крутящий момент останавливается. Система готова к переключению передач.

  1. при нажатии на сцепление останавливается ведомый диск, а, следовательно, и первичный вал.
  2. шестерня передач на первичном валу переводится в нужное положение рычагом КПП.
  3. когда вы отпускаете педаль сцепления, вращающий импульс передается на вторичный вал.
  4. со вторичного вала через полуоси, карданную и главную передачу крутящий момент передается на колеса.

Читайте также: Шум в сцеплении ховер н5

Выжатая педаль сцепления помогает затормозить, не останавливая при этом сам двигатель.

Ведомая и ведущая поверхности вступают в зацепление не в верхнем, а в среднем (рабочем) положении педали. Если в этот момент резко отпустить сцепление, есть большая вероятность, что авто заглохнет.

На каждом транспортном средстве рабочее положение педали индивидуально. Это важно учитывать, если вы пересаживаетесь с одного автомобиля на другой.

Запчасти сцепления: из каких деталей состоит комплект сцепления в сборе коммерческого автомобиля с механической КПП

Дата публикации: 23.06.2020

ЗАПЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯ: ИЗ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ СОСТОИТ КОМПЛЕКТ СЦЕПЛЕНИЯ В СБОРЕ КОММЕРЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЯ С МЕХАНИЧЕСКОЙ КПП

В трансмиссию автомобиля с механической коробкой передач входит комплект сцепления в сборе. От его правильной работы зависит возможность эксплуатации транспортного средства. Особо большие нагрузки ложатся на этот автокомпонент у грузовиков КАМАЗ и МАЗ, автобусов ПАЗ, микроавтобусов ГАЗель, т.е. на коммерческом автотранспорте. Комплект – это сборный узел, устройство которого состоит из следующих запчастей сцепления:

Читать статью  Рейтинг механических защит автомобиля от угона: ТОП-6 популярных средств от кражи

Запчасти сцепления часто выходят из строя и пользуются повышенным спросом у покупателей. Эти детали производятся на многих специализированных заводах, их каталожные номера присутствуют в номенклатуре официальных дилеров автопроизводителей и специализированных магазинах по продаже запасных частей. В любой организации вам помогут подобрать нужные запчасти сцепления в зависимости от КПП и двигателя автомобиля.

МЕНЯТЬ СЦЕПЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОМ ИЛИ МОЖНО ПО ЧАСТЯМ?

Любой производитель этих автодеталей, например ZF Sachs, рекомендует производить замену только комплектом. Во-первых, все запчасти сцепления производятся на приблизительно одинаковый срок службы и пробег. Во-вторых, если заменить только одну из 3-х запчастей, то «старые» детали быстрее износят новый элемент.

Однако, если у транспортной компании или автобусного парка есть собственная ремонтная база, то при снятии специалист сможет понять какие из запчастей сцепления износились не сильно и могут проработать еще длительное время. Вместе с этим, нужно понимать, что дистрибьюторы производителей оригинальных сцеплений Сакс дают гарантию только при замене сцепления в сборе.

Как поступить в том или ином случае следует исходя из мнения механика и указаниям руководства компании: сэкономить сейчас и купить только диск сцепления или заменить все запчасти комплектом, но более длительный срок обходиться без ремонта.

Комплект сцепления: виды и принцип работы

Сцепление выполняет вспомогательную функцию при переключении передач: плавное соединение двигателя и вала МКПП обеспечивает мягкий старт без рывков и уменьшает нагрузку на узлы мотора и трансмиссии.

Местоположение и функции компонентов сцепления

Сцепление – это связь коленвала двигателя с первичным валом механической коробки передач. Прижимная группа обеспечивает передачу момента вращения при соединении, и отсоединяет двигатель от КПП при размыкании.

Схема размещения сцепления

В комплект сцепления входит ведомый диск, прижимной диск (корзина сцепления) с диафрагменной пружиной и выжимной подшипник.

Корзина сцепления и ведущий диск

Прижимной диск вместе с корпусом обеспечивает надежный контакт между ведомым диском и маховиком двигателя, а при нажатии на педаль сцепления отодвигается назад, размыкая эту связку. Корзина сцепления – это комплект диска, кожуха и диафрагменной пружины, которая отводит ведущий диск от ведомого с помощью выжимного подшипника. Тангенциальные (возвратные) пружины установлены внутри и создают усилие в обратном направлении, благодаря чему при включении сцепления ведущий диск приводится к ведомому.

Читайте также: Сцепление санта фе классик 2008

Корзина сцепления: прижимной (ведущий) диск, кожух, лепестковая пружина

В системе сцепления кожух корзины жестко соединен с маховиком двигателя и вращается вместе с ним, при этом соединения корзины с первичным валом коробки передач нет. Вал коробки передач проходит от ведомого диска через отверстие в лепестковой пружине без соприкосновения с деталями корзины.

Как правило, в автомобилях устанавливаются корзины нажимного действия: при нажатии педали сцепления лепестки диафрагменной пружины нажимаются в сторону маховика. В корзине вытяжного действия при нажатии педали диафрагменная пружина вытягивается от маховика.

Схема работы сцепления вытяжного типа: пружина в невыжатом,
полувыжатом и полностью выжатом состоянии
(в третьем случае ведущий диск полностью отсоединен от ведомого)

Корзина нажимного действия конструктивно проще, но вытяжного – меньше по размеру, и устанавливается в тех случаях, когда необходим малогабаритный узел.

Материалы изготовления у каждого производителя разные, но в большинстве случаев кожух и пружины делаются из стали разных сортов, а прижимной диск – из чугуна, обладающего высокой износостойкостью.

Ведомый диск сцепления

Ведомый диск выполняет связующую функцию: благодаря поверхности с высоким показателем трения он входит в зацепление со стальным маховиком двигателя с одной стороны и стальным прижимным диском – с другой, передавая вращение от маховика. В нормальном состоянии ведущий и ведомый диски плотно прижаты к маховику, при выжимании сцепления они расходятся.

В этой конструкции наибольшая нагрузка ложится на ведомый диск: со стороны маховика идет усилие, которое через ведомый диск передается на вал. Из-за нагрузок ведомый диск со временем приходит в негодность (изнашивается фрикционное покрытие), после чего требует замены.

Ведомый диск сцепления.
1. Держатель. 2. Ступица. 3, 5. Заклепки. 4. Накладка.
6. Обойма демпфера. 7. Диск демпфера.
8. Фрикционное кольцо демпфера. 9, 10. Пружины демпфера.

Диск сцепления решает сразу несколько задач: передача вращения, гашение колебаний, сопротивление износу, стойкость к высоким температурам, прочность, упругость (осевая податливость) и как можно меньший вес. Для решения этих задач применяют различные конструктивные приемы.

Основа диска – стальная пластина, к которой крепятся остальные компоненты. Ее конфигурация зависит от планируемой упругости и веса конструкции: фигурные лепестки (с поочередным расхождением от плоскости около 1 мм) обеспечивают более мягкое сцепление с маховиком, а следовательно, и более комфортные условия для пассажиров. Оптимальной в этом плане является сборная конструкция, в которой лепестки (или, как их еще называют, кнопки) из более тонкой стали крепятся к центральному диску.

Цельная конструкция (слева) и сборная основа (справа)

Для облегчения веса применяют различные модификации: лепестковую форму (самый жесткий вариант – трехлепестковый диск), вырезы, комбинированные материалы. Фрикционные накладки, идущие по окружности, позволяют включать сцепление мягко, а разделенные по лепесткам – более жестко, но точно.

Демпфирующая система предназначена для компенсации колебаний при включении сцепления. Комплект пружин, дисков и фрикционных колец принимает на себя рывки маховика, благодаря чему сцепление включается мягче, снижается шум и вибрация. В «жестких» вариантах, где важен не комфорт, а скорость и точность включения, используются диски без демпфера.

Функция фрикционных накладок с обеих сторон диска – сцепление с поверхностью маховика и ведущего диска, за счет чего и передается момент вращения. Поскольку сам диск работает в сложных условиях, поверхность накладок подвергается огромным нагрузкам, и чем агрессивней стиль вождения, тем быстрей они приходят в негодность.

Читать статью  Китайские автомобили с классическим автоматом

Требования к накладкам достаточно строгие: устойчивость к высоким температурам (даже при аккуратном вождении диск нагревается до 200-250оС), износостойкость, отсутствие абразивных свойств («бережное» отношение к металлу маховика) и в то же время жесткое сцепление с металлом. До недавних пор в их состав входил асбест, который производители перестали использовать в связи с повышающимися экологическими требованиями. В настоящее время фрикционные накладки изготавливаются чаще всего из органики (95% рынка занимает продажа именно дисков с органическими накладками), а также керамики и металлокерамики, кевлара и карбоно-керамических составов. Для «гражданских» версий сцепления помимо органики подходит кевлар: этот материал сочетает в себе прочность, отличные показатели передачи вращения и бережное отношение к металлу маховика и прижимного диска. А вот карбон, керамика и особенно металлокерамика – варианты для тех, кто готов платить за точность сцепления ранним износом маховика и собственным комфортом.

Читайте также: Западает педаль сцепления ваз 2107 карбюратор

Выжимной подшипник

Выжимной подшипник связан с педалью сцепления через вилку и систему привода (гидравлического, пневматического или механического) и при нажатии на педаль движется вдоль оси первичного вала трансмиссии к корзине сцепления, нажимает на диафрагменную пружину, а она в свою очередь снимает давление с ведущего и ведомого дисков. Современные выжимные подшипники бывают шариковые (или роликовые) – механические, и гидравлические, которые приводятся в действие давлением в гидравлической системе сцепления. Вторые легче в управлении, но и цена их на порядок больше.

Виды выжимных подшипников: шариковый (слева)
и гидравлический (справа)

Как и многие другие современные автозапчасти, выжимной подшипник делается неразборным и необслуживаемым. Смазкой его наполняют при изготовлении, и обновлять или менять ее не нужно.

Поломка выжимного подшипника прежде всего будет слышна: при нажатии сцепления появляется характерный звук, который усиливается по мере выжимания педали. Появление такого шума говорит об износе подшипника и необходимости его замены.

Эксплуатация

При спокойном «семейном» стиле езды даже самый простой «бюджетный» комплект сцепления прослужит достаточно долго: от 100 до 200 тыс. км. Но эти цифры верны только при неагрессивном способе вождения: без резких стартов и жесткого включения сцепления, с постепенным набором скорости. Любители рвать с места с пробуксовкой и дымом из-под колес сжигают сцепление буквально за 2-3 таких резких старта. От трения и мгновенного нагрева поверхность ведомого диска меняет свою структуру и свойства: становится гладкой и хрупкой, теряет свою вязкость и не держит усилие.

При самых неблагоприятных обстоятельствах поврежденный ведомый диск выводит из строя маховик и корзину, так что вместо одной расходной детали приходится менять весь узел.

Второй причиной поломки тоже можно назвать человеческий фактор: многие неопытные водители перегружают сцепление, когда слишком долго удерживают педаль. При этом нагрузка на все узлы возрастает в несколько раз, и первым выходит из строя выжимной подшипник.

Помимо внешних условий, детали сцепления стираются и просто от времени, каким бы аккуратным ни был водитель. Износ сцепления проявляется рывками, толчками и ударами на старте, а в крайних случаях педаль может просто провалиться. Для профилактики подобных неприятностей делается проверка сцепления на СТО через 80 тыс. км после замены.

При подозрении на неисправность сцепления можно провести и самостоятельную проверку: со скорости 60 км/ч начать разгон на 4-й передаче. Если обороты двигателя и скорость автомобиля нарастают пропорционально – сцепление в порядке, если же показания спидометра на месте, а тахометра растут – сцепление не выполняет свои задачи в полной мере.

Описанная здесь конструкция сцепления устанавливается на автомобили с механической коробкой переключения передач. С коробкой-автоматом и само сцепление, и принцип вождения будут совершенно другими. Какой тип выбирать – решает каждый для себя, у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Но в любом случае залогом долгой службы сцепления будет опыт и техническая дисциплина самого водителя.

О том, как выбирать комплект сцепления, а также рекомендации брендов производителей – наш «Гид покупателя».

  • Свежие записи
    • Как работает датчик давления в шинах Шкода Кодиак: особенности и преимущества
    • Шкода Карок: какие датчики давления в шинах выбрать? — подбор и советы
    • Датчик кислорода 2 банк 1 в Опеле: что это такое и как работает
    • Что может сломаться в кислородном датчике: причины и ремонт
    • Что делать, если вышел из строя датчик положения распредвала: причины, симптомы и решение проблемы
    • Генератор
    • Сцепление
    • Трансмиссия
    • Ходовая
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Что входит в комплект сцепления?

    Что входит в комплект сцепления?

    Сцепление – это та часть автомобиля, которая помогает плавно переключать передачи, обеспечивая плавное и бесперебойное соединение между двигателем и валом механической коробки передач.

    Что именно делает сцепление?

    Проще говоря, то, что делает сцепление, – это отделение двигателя от колес, которое позволяет переключать передачи во время движения.

    Из чего состоит сцепление?

    Этот механизм представляет собой интегрированную систему, состоящую из нескольких основных частей, расположенных между маховиком и входным валом трансмиссии. Элементы, из которых он состоит, взаимосвязаны, что означает, что когда необходимо заменить какой-либо из элементов, целесообразно заменить их все вместе в виде набора.

    Что входит в комплект сцепления?

    Стандартный комплект сцепления состоит из трех основных элементов – нажимной диск, выжимной (выжимной подшипник) и приводной диск.

    Нажимной диск

    Роль этого диска заключается в обеспечении надежного контакта между маховиком и приводным диском. Этот диск крепится к маховику и вращается вместе с ним, оказывая давление на приводной диск.

    Приводной Диск

    Этот диск имеет функции подключения. Он прикреплен к маховику с одной стороны и к нажимной пластине (диску) с другой стороны. На обеих сторонах диска привода имеется фрикционный материал, поэтому его также называют трением.

    Выжимной подшипник

    Подшипник соединен с педалью сцепления через вилку и систему привода (механическую, пневматическую или гидравлическую). Когда вы нажимаете педаль, она перемещается вдоль оси первичного вала трансмиссии к корпусу сцепления (корзине), нажимает на пружину диафрагмы и, в свою очередь, сбрасывает давление приводного диска. Современные выжимные подшипники бывают сферическими, механическими или гидравлическими.

    Как все компоненты работают вместе?

    Давайте предположим, что в этот самый момент вы садитесь в машину и отправляетесь в путь. Когда вы хотите переключить передачу, вы (как и должно быть) нажимаете педаль, чтобы сделать это. Нажав на нее, вы фактически толкаете нажимную вилку, которая, в свою очередь, толкает выжимной подшипник, толкая его к пружине мембраны (диафрагмы).

    Пружина в свою очередь тянет прижимную пластину. После вытягивания нажимной диск отсоединяется от приводного диска, и трение между приводным диском и маховиком прекращается. Это прерывает вращение, и как только оно прекращается, вы можете легко переключать передачи, когда автомобиль находится в движении.

    И наоборот … Когда муфта приводится в действие, нажимная пластина оказывает постоянный крутящий момент на приводной диск. Поскольку прижимная пластина прикреплена к маховику, который, в свою очередь, прикреплен к двигателю автомобиля, приводной (ферро) диск также вращается, так что он может передавать вращающую силу на коробку передач.

    Что входит в комплект сцепления?

    Когда заменяется сцепление?

    Элементы, из которых состоит сцепление, подвергаются серьезным нагрузкам, поэтому они изнашиваются относительно быстро. Как правило, нет конкретного времени, в которое необходимо заменить сцепление, и когда это необходимо, зависит в очень большой степени от стиля вождения. Современные сцепления могут работать без проблем даже после пробега в 100 000 км, но также могут проявлять признаки износа после пробега в 30 000 км.

    Как долго вы наслаждаетесь отлично работающим сцеплением, зависит от того, проводите ли вы регулярный осмотр, правильно ли вы его обслуживаете и, прежде всего, от того, как вы его используете. Если ваш стиль вождения агрессивный, если вы постоянно загружаете сцепление, логично, что оно изнашивается быстрее, и вы попадаете в ситуацию, его нужно заменить, потому что он просто не работает.

    Знаки, указывающие на то, что сцепление требует внимания
    Если есть какие-либо проблемы с каким-либо из элементов сцепления, их легко заметить, так как их симптомы достаточно очевидны и их нельзя пропустить. Вот некоторые из наиболее распространенных симптомов проблемы передачи:

    Педаль мягкая при нажатии

    Обычно, когда педаль нажата, она оказывает небольшое давление (это тяжелее). Однако, если есть проблема, тогда педаль становится чрезвычайно мягкой.

    скольжение

    Проскальзывание легче всего заметить при движении в гору. Если педаль нажата в этот момент, но вместо включения сцепления, обороты автомобиля только увеличиваются, не влияя на его скорость, это означает, что сцепление проскальзывает и возникает проблема. Скольжение происходит чаще всего из-за износа фрикционного материала, прикрепленного к приводному диску. Поскольку задачей этого материала является сцепление с пластиной, он логически изнашивается быстрее всего. И когда это происходит, сцепление не может должным образом передавать крутящий момент двигателя на коробку передач и колеса, и это приводит к все большему скольжению.

    Что входит в комплект сцепления?

    Переключение передач (передач) с усилием

    Если коробка передач находится в идеальном состоянии, передачи переключаются плавно и легко. Однако, если есть проблема, то для переключения необходимо приложить больше усилий.

    Залипание

    «Липкое» сцепление – это состояние, при котором при нажатии на педаль сцепление не отпускается должным образом. Это происходит потому, что вал продолжает вращаться, что предотвращает переключение передач.

    Шум

    Если вы слышите металлический шум при попытке переключения передач, это также указывает на проблему с элементом в коробке передач.

    Педаль остается на полу

    Когда сцепление в порядке, после нажатия педали оно возвращается в исходное положение, как только переключаются передачи. Если этого не происходит и после нажатия она остается на полу, это признак того, что существует серьезная проблема с одним из элементов сцепления.

    «Жесткий» разъем

    Эту проблему легко заметить, потому что когда вы нажимаете педаль, она довольно жесткая, и вам придется приложить значительное усилие, чтобы нажать на нее.

    Почему специалисты рекомендуют покупать комплект сцепления при смене?

    Если вы решите заменить только один из компонентов сцепления, вас никто не остановит. Вы можете сделать это, если хотите, но такой подход не является ни уместным, ни дорогостоящим. Заменив только один или два компонента, вы не только не сэкономите, но и существенно не улучшите характеристики сцепления. Почему?

    Поскольку, как мы упоминали вначале, сцепление представляет собой интегрированную систему, элементы которой соединяются, как только один из элементов изнашивается, это означает, что если не одновременно с ним, то очень скоро после него другие элементы износятся также.

    Именно поэтому все производители предлагают набор муфт, которые включают в себя: нажимной диск, приводной диск и выжимной подшипник. Таким образом, всю систему можно легко заменить, и все его элементы будут работать правильно.

    В одном из комплектов сцепления производители также предлагают маховик. Он не является частью сцепления, но, поскольку он подключен к нему, рекомендуется также заменить его на новый.

    Обычно в комплекты сцепления также входят подшипники, пружины и центрирующие инструменты.

    Что входит в комплект сцепления?

    Можно ли поменять сцепление в домашних условиях?

    Правда заключается в том, что замена комплекта сцепления самостоятельно – задача не из легких. Чтобы быть в состоянии сделать это, вы должны иметь не только очень хорошие технические знания, но и навыки механика. Снятие изношенного сцепления с новым комплектом занимает много времени и требует много инструментов.

    Поэтому совет экспертов заключается не в том, чтобы не пытаться сделать это самостоятельно, а в том, чтобы найти надежного механика или сервисный центр, где они будут выполнять разборку и сборку сцепления в соответствии со всеми правилами.

    Источник https://dmsht.ru/chto-vhodit-v-komplekt-stsepleniya-avtomobilya/

    Источник https://avtotachki.com/chto-vhodit-v-komplekt-sczepleniya/

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *