Как прокачивать сцепление в автомобиле и зачем это делать

Как прокачивать сцепление в автомобиле и зачем это делать

Все для автолюбителя: обзоры, ремонт, авто схемы и новости

Особенности прокачки сцепления: для чего она нужна, как ее правильно выполнять. Возможные ошибки в работе. Видео о том, как эффективно прокачивать сцепление.

Как прокачивать сцепление в автомобиле и зачем это делать

Роль сцепления состоит в том, чтобы обеспечивать автомобилю плавный старт и четкость работы при переключении передач. Если сцепление неисправно, то сильно снижается ресурс коробки передач – она быстрее подлежит износу. Чтобы избежать неполадок и проблем этого узла, периодически требуется прокачивать сцепление. Более подробно о том, как это делается, вы узнаете из нашей статьи.

В чем заключается прокачка сцепления

Жидкость в гидравлической системе циркулирует в замкнутом контуре. Попадание внутрь воздушных пузырьков нарушает ход ее работы и может привести к появлению неисправностей и в других узлах. По сути, прокачка сцепления – это процедура, к которой прибегают, чтобы удалить скопившийся воздух из автомобильной гидравлической системы. Как туда попадает воздух? К этому приводит ряд причин:

Уровень жидкости в расширительном бачке упал, вследствие чего система начала захватывать воздух. Это могло произойти, если водитель допустил падение уровня ниже допустимой отметки min на стенке бачка, вовремя не долив техническую жидкость. Само снижение уровня красноречиво говорит о наличии в магистрали утечек, которые важно обнаруживать и устранять своевременно.

Другая причина попадания в систему воздуха – микроскопические нарушения герметичности из-за недокрученных разъемов и соединений. Хотя протечек в этом случае не происходит, но воздух способен проникать сквозь самые мелкие отверстия. Недостаточно завинченные крепления могут появиться после ремонтных работ, проводимых на автомобиле.

Способность технической жидкости впитывать влагу прямо в расширительном бачке тоже ведет к появлению воздушных пробок. Работа тормозов приводит к нагреву и закипанию жидкости, вследствие чего возникают воздушные пузырьки, которые попадают в систему и ухудшают работу цилиндра.

По каким признакам определяется наличие в системе воздуха

По каким признакам определяется наличие в системе воздуха

Требуется прокачать сцепление, если автомобиль начинает вести себя необычно:

  • при переключении передач слышится хруст, биение;
  • педаль выжимается, но ускорения не происходит, приходится отпускать педаль и нажимать снова – рабочий цилиндр не может обеспечить усилие;
  • передача перестает включаться;
  • при нажатии на педаль она становится мягкой, проваливаясь при нажатии до упора;
  • заметно повышение уровня технической жидкости – вместо естественного понижения. Это свидетельствует о том, что объем увеличился по причине попадания воздуха;
  • во время движения ощущается дерганье автомобиля.

Подготовка к прокачке: необходимые инструменты и материалы

Подготовка к прокачке сцепления: необходимые инструменты и материалы

Если вы столкнулись с приведенными выше изменениями в поведении автомобиля, это может означать, что в гидравлическую систему проник воздух, мешающий нормальной работе. Значит, придется приступить к прокачке сцепления, но сначала нужно подготовить все необходимое. Сама процедура не представляет собой чего-то особо сложного, и справиться с ней может любой водитель, знакомый с устройством наиболее важных узлов автомобиля и умеющий обращаться с механизмами и инструментами. Но все-таки подготовка нужна, и вот что вам понадобится:

Если вы будете прокачивать сцепление в одиночку, то нужно приготовить какое-нибудь приспособление для фиксирования педали сцепления в неподвижном положении. Это может быть газовый упор, но также простой камень или тяжелый предмет.

Резиновый узкий шланг, диаметр которого должен соответствовать сливному штуцеру вашей модели автомобиля. Хорошо, если шланг будет прозрачным, тогда вы будете видеть выходящие воздушные пузырьки. Но сгодится и непрозрачная трубка из качественной резины. Иногда водители используют для проведения прокачки пластиковые трубки от медицинской системы с капельницей.

Приобретите новый флакон тормозной жидкости, следя, чтобы она соответствовала марке и составу рекомендованной для вашего автомобиля.

Подготовьте небольшую пустую емкость, куда будете сливать из системы тормозную жидкость – это может быть обычная обрезанная пластиковая бутылка емкостью 1 л.

Стандартный рабочий набор автомобильных инструментов, куда входят отвертки, ключи, плоскогубцы.

Правильная прокачка – пошаговая инструкция

Правильная прокачка – пошаговая инструкция

1. С бачка главного цилиндра тщательно смести весь мусор и пыль, чтобы обеспечить залив чистой жидкости – внутрь не должно попасть ни пыли, ни грязи.

2. Наливаем в бачок тормозной жидкости до уровня примерно на 2 см ниже верха – то есть, до отметки max. Долив производить, если изначально вы обнаружили, что в бачке недостаточный уровень жидкости.

3. Освобождаем выпускной клапан, который находится сверху на пневмогидроусилителе, от резинового защитного колпачка, тщательно прочищаем его от накопившейся пыли и грязи.

Читать статью  От чего может сгореть сцепление на автомобиле

4. Надеваем на клапан резиновый или пластиковый шланг, диаметр которого соответствует клапану – это нужно, чтобы не проходил воздух.

5. Наливаем в подготовленную пустую емкость немного тормозной жидкости (примерно 200 мл) и погружаем в нее свободный конец шланга. Образуется «затвор» – теперь воздух будет по трубке выходить в жидкость, а обратно внутрь он уже попасть не сможет – таким образом у нас будет происходить освобождение от пузырьков по всей магистрали.

6. Приступаем непосредственно к прокачке. Для этого нужно отвернуть перепускной клапан, сделав не более одного оборота, и вместе с этим педаль сцепления необходимо выжать до упора. Это удобно делать, если работаете вдвоем с напарником: вы сливаете масло, а он по команде нажимает на педаль. Педаль нажимают не рывком, а плавно. Следите, чтобы конец шланга был погружен в жидкость, тогда выход воздуха вы будете видеть по появляющимся на поверхности пузырькам.

7. Пока напарник продолжает удерживать педаль сцепления, вы должны затянуть клапан. Педаль после этого отпускается. Важно помнить, что нельзя отпускать выжатую педаль, пока клапан еще открыт.

8. Весь цикл нужно повторить еще несколько раз: на один оборот отворачивается клапан, после чего нажимается педаль сцепления. Достаточно трех-четырех раз, чтобы весь скопившийся воздух был удален через шланг. Но иногда воздуха может быть больше, и потребуется совершать эти действия до тех пор, пока на поверхности жидкости в емкости (в затворе) не прекратят всплывать воздушные пузырьки.

9. По окончании стравливания воздуха клапан крепко затягивается, шланг затем можно снять и поместить на свое место защитный колпачок.

10. Если уровень тормозной жидкости во время процедуры понизился, то необходимо долить ее в бачок до указанной максимальной отметки – то есть, не ниже 2 см от верхнего края емкости.

В результате весь воздух из сцепления должен выйти, а работа автомобиля заметно улучшится. Но иногда случается, что прокачка оказывает лишь временный эффект, и через время симптомы завоздушивания повторяются. Тут необходимо насторожиться: это может быть признаком разгерметизации системы, в результате чего жидкость утекает, а воздух, наоборот, беспрепятственно проникает внутрь. Потребуется ремонт, иначе сцепление очень быстро изживет свой ресурс.

Основные ошибки в ходе прокачки

Для опытного автомобилиста этот процесс не составляет никакой сложности и выполняется с легкостью за час. Но люди, впервые столкнувшиеся с необходимостью произвести прокачку сцепления, могут сделать ряд ошибок, часть из которых сведет все усилия на нет. Ознакомьтесь с ними, чтобы не повторять:

Пузырьки воздуха, выходящие по трубочке и всплывающие в жидкости, могут настолько увлечь автолюбителя, что он забывает контролировать уровень технической жидкости в бачке. А ведь если этот уровень упадет ниже отметки в 3,5 см, то контуром захватывается еще больше воздуха. При этом вся проделанная работа обнуляется, и ее надо будет сделать еще раз.

Нет желания или времени – и цикл нажатия на педаль, и манипуляции штуцером производятся всего один раз. Этого недостаточно для полного удаления воздушных пробок, поэтому проблемы со сцеплением никуда не денутся. Напомним, что нужно совершить 3-4 таких цикла, а иногда их требуется еще больше.

Если владелец автомобиля ошибся при выборе DOT-жидкости, то в системе будет происходить смешение различных по составу технических жидкостей, одна из которых может оказаться с повышенной агрессивностью воздействия на резиновые и другие детали. В итоге шланги могут начать протекать, а металл разрушаться коррозией, снижая ресурс гидропривода.

Сначала, еще до работ по удалению воздуха из системы, необходимо отрегулировать сцепление, о чем неопытные водители забывают или не знают. В итоге получится, что вся работа не достигает результата. Если педаль при нажатии до упора не сможет полностью передать усилие на гидроцилиндр, последнему не удается нагнетать давление в систему. Нет давления – нет стравливания пузырьков воздуха.

Заключение

Прокачивание сцепления – не просто изредка проводимое действие, а важная часть постоянного ухода за автомобилем. Несмотря на то, что эта процедура не требует особых навыков или инструментов, все-таки желательно ознакомиться с порядком ее проведения. И не только знать, как правильно производить прокачку сцепления, но время от времени делать усилие и выполнять ее.

Рекомендуется делать процедуру через каждые пару лет. Заодно появляется повод и возможность осмотреть и проверить коробку передач и другие части системы, а при необходимости – своевременно приступить к ремонту.

Как эффективно прокачивать сцепление:

Как правильно прокачать сцепление

Сцепление разделяет маховик двигателя (ведущий вал) и ось от КПП (ведомый вал) для переключения передач в движении. Это важный узел, нуждающийся в полной замене каждые 120-200 тыс. км пробега (зависит от модели автомобиля). Но не всегда при сбоях в работе потребуется дорогостоящий ремонт. Иногда нужна лишь прокачка главного цилиндра сцепления, способная вернуть исправную работу авто.

Читать статью  10 самых надёжных и долговечных автоматических коробок переключения передач (АКПП)

Зачем прокачивать сцепление

Прокачка сцепления нужна для удаления воздушных пробок из системы и восстановления исправной работы узла. Чтобы понять важность процедуры, рассмотрим коротко устройство сцепления и способ его соединения с педалью в салоне.

Устройство главного цилиндра сцепления

Устройство главного гидропривода

Кроме выжимного подшипника, корзины и диска с фрикционными накладками, в нем задействован гидропривод. В моторном отсеке у большинства автомобилей есть единый бачок с жидкостью (она называется ТЖ, тосол, «тормозуха»), использующейся для контура тормозов и сцепления. Правильно такая жидкость обозначается как DOT с соответствующей цифрой. В некоторых старых версиях авто эти системы разделены (тормозная и сцепление) и у каждой есть свой резервуар. Нагнетание давления осуществляется главным цилиндром.

Он работает с гидравлической жидкостью по такой схеме:

  1. Водитель нажимает на педаль сцепления.
  2. Усилие передается посредством металлической тяги в гидравлический узел, откуда жидкость воздействует давлением.
  3. Главный цилиндр сцепления толкает поршень рабочего цилиндра и вилку, связанную с выжимным подшипником.
  4. Диски размыкаются и можно включить любую передачу, несмотря на вращение первичного вала.
  5. Водитель отпускает педаль, и возвратная пружина сводит стороны сцепления вместе.
  6. Лишняя жидкость уходит из рабочего и главного цилиндра обратно в бачок.

Общая схема сцепления

Общая схема передачи усилия от педали к сцеплению

Когда система исправна, все действия происходят бесшумно и переключение осуществляется мягко. Но если в гидравлический контур с жидкостью попал воздух, то начнутся сбои и потребуется прокачка сцепления.

Признаки неисправности системы

Воздух в контуре или цилиндрах может оказаться по трем причинам.

Во‐первых, водитель не уследил за уровнем технической жидкости в бачке. На стенках емкости имеются отметки Min и Max. Тосол или другая жидкость, соответствующая модели авто по характеристикам, должна находиться между этими метками.

Опускание уровня приводит к «заглатыванию» системой воздуха. Уменьшение объема технической жидкости связано с утечками.

Выявить утечки жидкости можно по каплям под моторным отсеком после длительной стоянки автомобиля. Заметив подобные следы важно найти источник и устранить течь.

Рсширительный бачок

Расширительный бачок сцепления

Во‐вторых, проникновение воздуха в систему возможно через плохо закрученные разъемы или нарушенные коммуникации. Течь в таком случае присутствует не всегда, но работа гидропривода ухудшается и понадобится прокачка сцепления.

В-третьих, сама техническая жидкость гигроскопична и впитывает влагу даже из воздуха в расширительной емкости. При частом нажатии на педаль (особенно тормозов) она нагревается и закипает. От этого в системе образуются дополнительные пузырьки воздуха, мешающие работе цилиндра.

Среди тревожных признаков, указывающих на наличие воздушных пробок в жидкости контура, следующие:

  1. Хруст. Неприятный звук раздается при переходе на повышенную или пониженную передачу. Водитель выжимает педаль сцепления, толкает рычаг кулисы в нужное место, но слышит сильный хруст. Иногда ощущается удар в руку. «Скорость» не включается, хотя педаль выжата в пол. Тогда педаль отпускается и выжимается повторно и все работает нормально. Это означает, что первого усилия от рабочего цилиндра недостаточно.
  2. Невозможно включить передачу. При выжатой педали сцепления «скорость» просто не включается даже в авто без движения. Здесь тем более необходима прокачка сцепления, поскольку магистраль сильно завоздушена.
  3. Педаль проваливается. «Мягкой» педаль становится ввиду сжатия жидкости вместе с воздухом, который потом находит выход. В результате нога проваливается, хотя до этого было ощущение, что педаль нажата до упора.
  4. Повышение уровня жидкости. Если ТЖ всегда была на одной отметке или постепенно понижалась в резервуаре — это нормально. Но увеличение уровня говорит о повышении объема. Если Вы не доливали жидкость в бак, значит изменения произошли из‐за завоздушивания и нужна прокачка сцепления.

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы прокачать сцепление, понадобится приобрести специальную жидкость. Это может быть: DOT3 (для автомобилей ранних версий), DOT4 (распространена на большинстве современных авто), DOT5 (почти не впитывает воду, но очень дорогая). На машинах с ABS использует продукт для ABS.

Тормозная жидкость

Пример хорошей тормозной жидкости

Важно! Смешивать жидкости при прокачке нельзя! Если в расширительном баке желтая и почти прозрачная жидкость, значит это DOT4 и заливать потребуется такую же. Красная или розовая — DOT5.

Еще понадобится накидной или рожковый ключ для откручивания штуцера цилиндра. У большинства авто размер грани штуцера 8–10 мм. В качестве альтернативы подойдет торцевая головка и привод, но использовать ее при прокачке сцепления менее удобно.

Запаситесь емкостью для слива и гибким шлангом. Последний надевается на штуцер для стравливания воздушных пузырьков. Желательно, чтобы он был прозрачным. Тогда легче контролировать процесс движения ТЖ. Подойдет трубка из медицинской капельницы, продающейся в аптеке.

Популярные марки:

Пошаговая инструкция

Прокачка цилиндра сцепления может быть выполнена с помощником или самостоятельно, от чего зависит последовательность действий. Важно все сделать правильно, иначе шланги и гидропривод будут завоздушены еще больше.

Прокачка с помощью второго человека

Рассмотрим пошагово, как прокачать сцепление самым простым способом с помощником:

  • Откройте капот автомобиля. Все действия выполняются на заглушенном двигателе.
  • Ближе к перегородке моторного отсека и салона расположен бачок с жидкостью. Снимите крышку и долейте недостающий объем так, чтобы до горлышка оставалось 2 см. Запас понадобится, поскольку часть ТЖ будет вылита при прокачке.
Читать статью  Китайские автомобили с классическим автоматом

Доливка тормозухи

Долив жидкости в резервуар в моторном отсеке

  • Рядом со сцеплением найдите рабочий цилиндр, толкающий вилку с выжимным подшипником. На верхней части корпуса узла будет штуцер. Он закрыт резиновым колпачком для предотвращения засорения.
  • Снимите колпачок со штуцера и наденьте на него прозрачный шланг соответствующего диаметра.
  • Возьмите обрезанную пластиковую бутылку, наполните ее 150–200 мл ТЖ и окуните свободный конец шланга в нее.
  • Помощник прокачивает педаль сцепления 2 раза и на третий зажимает ее в максимально вдавленном положении. Это способствует нагнетанию давления в систему.
  • Рожковым ключом открутите штуцер на один оборот. Через прозрачный шланг Вы увидите, как из системы выходит жидкость и воздух. Последний проявится в виде пузырьков в приемной емкости.

Прокачка сцепления

Слив жидкости через трубку в бутылку

При таком действии вилка вернется в исходное положение и соединит ведомый и ведущий диски, поскольку давление стравится. После этого штуцер прокачки сцепления заворачивается и процесс повторяется еще два раза. Если по окончании со шланга будет продолжать выходить воздух, значит его много в системе и понадобится большее количество циклов. Заканчивается прокачка сцепления добавлением технические жидкости до отметки Max.

Как прокачать силами одного человека

Если эту работу выполнять самостоятельно, то придется регулярно перемещаться от капота в салон и обратно. Чтобы зажать педаль, потребуется кирпич или другой тяжелый предмет. Но без помощи второго человека можно прокачать сцепление и обратным способом.

Прокачка сцепления шприцем

Прокачка сцепления обратным методом при помощи шприца

Для этого необходимо:

  1. Открыть капот и добраться до бака с техжидкостью.
  2. Открутите крышку и отберите немного жидкости шприцем на 10 кубиков.
  3. Снимите резиновую заглушку на штуцере и присоедините к нему прозрачный шланг от капельницы.
  4. В свободный конец шланга вставьте шприц с технической жидкостью.
  5. Сделайте рожковым ключом один оборот штуцера, чтобы открыть канал.
  6. Выдавите не спеша содержимое шприца.
  7. При таком методе прокачки движение воздуха будет в обратном направлении и он выйдет через бачок. Давление создает шприц, поэтому педаль не задействована.
  8. Заверните штуцер и убедитесь в нужном уровне ТЖ. При необходимости долейте ее.

При помощи такой последовательности получится прокачать систему без помощи второго человека.

Где находится штуцер рабочего гидроцилиндра

На легковых автомобилях с поперечным или продольным расположением двигателя штуцер рабочего гидроцилиндра нужно искать рядом с коробкой. Поскольку сцепление находится между мотором и трансмиссией, то и гидропривод тоже будет здесь. Сам штуцер располагается сверху на корпусе для естественного сбора и удаления воздуха из системы.

Штуцер сцепления

Пример расположение спускового элемента на Renault Megane

Для более легкого поиска можно «пойти по следу» от педали и тяги, ведущей из салона к механизму разделения двух дисков. Точно найти точку выпуска воздуха удобно, находясь в яме под машиной. Но присоединение шланга и саму прокачку легче выполнить сверху.

Ошибки при прокачке сцепления

Те, кто выполняет такую работу впервые могут допустить ряд ошибок. Из‐за этого выгнать воздух из системы не получится или работа узла ухудшится еще больше. Самыми распространенными проблемами бывают следующие.

Падение уровня жидкости

Владелец авто так увлекается выходящими через шланг пузырьками, что не замечает, как в расширительном бачке ТЖ уходит сильно низко и контур «захватывает» новую порцию воздуха. Тогда проделанная работа теряет смысл и все приходится повторять заново.

Прокачка только один раз

Еще одна распространенная ошибка — выполнение только одного цикла.

Это помогает удалить немного воздушную пробку, но не решает проблему полностью.

Неприятный хруст и другие симптомы могут остаться при нажатии на педаль.

Неправильный выбор жидкости

Нередко новички ошибаются при выборе DOT‐жидкости. В результате происходит смешивание разных жидкостей, что приводит к изменению состава. За неопытность приходится расплачиваться протеканием соединения и шлангов, поскольку смешанный состав может быть еще более агрессивным, чем первоначальный. Эксплуатация системы приведет к ускоренной коррозии металлических элементов и сокращению общего ресурса гидропривода.

Проведение работы на не отрегулированном сцеплении

Если стравливать воздушные пробки на не отрегулированном приводе, то вся работа может оказаться бесполезной.

Когда выжатая до упора в пол педаль не передает 100% усилия на гидроцилиндр, то последний не нагнетает давление в систему. Как следствие, выпустить пузырьки воздуха через шланг не получится.

Но владелец машины подумает, что с системой все в порядке и начнет искать причину неисправности в другом месте.

Банальные ошибки

Среди простых нарушений при работе встречается разлитие лужи тормозной жидкости под авто. Это происходит из-за отсутствия приемной емкости и шланга, когда давление просто стравливается через открученный спускник. В гараже такое пятно затруднит отслеживание протекания других систем (масла двигателя, КПП, антифриза из радиатора и пр.).

Нередко новички теряют при прокачке резиновый колпачок, защищающий спускное отверстие от засорения. Поскольку оно остается мокрым и расположено в нижней части авто, после процедуры к нему легко прилипает дорожная пыль во время езды. Выполнить прокачку в следующий раз будет уже проблематично. Ввиду всего этого лучше обращаться за услугой к профессионалам.

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/24838-kak-prokachivat-stseplenie-v-avtomobile-i-zachem-eto-delat.html

Источник https://ddcar.ru/blog/tehnicheskoe-obsluzhivanie/kak-pravilno-prokachat-sceplenie

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *