Система освещения автомобиля
Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, образуют систему освещения. Она выполняет следующие функции:
- освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;
- предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;
- освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.
Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы: передние фары, передние противотуманные фары, задние фонари, задний противотуманный фонарь, фонарь освещения номерного знака, приборы внутреннего освещения и аппаратуру управления.
Передняя фара
Передняя фара (другие названия – головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может устанавливаться система ночного видения.
Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы: ближний свет, дальний свет, габаритный огонь, указатель поворотов и дневные ходовые огни.
Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины. Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности. Габаритный огонь используется для обозначения размеров транспортного средства. Габаритный огонь устанавливается также в заднем фонаре.
Указатель поворота может устанавливаться как в блок-фаре, так и вне ее в передней части автомобиля. Указатель поворота используется для информирования других участников движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смену полосы движения). Указатель поворота устанавливается также в заднем фонаре. Помимо этого с боковой стороны автомобиля предусматривается повторитель указателя поворота. В последнее время повторитель указателя поворота стало популярно размещать в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.
В качестве сигнала поворота используется источник света желтого цвета, работающий в режиме мигания. Частота работы указателя должна составлять 1-2 мигания в секунду. Указатель поворота может иметь два режима работы: постоянный (пока не отключат), разовый (три-пять миганий при нажатии). Указатель поворота управляется с помощью соответствующего переключателя. Конструкция переключателя предусматривает автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.
Указатель поворота работает совместно с рядом систем активной безопасности: помощи при перестроении, помощи движению по полосе. Указатели поворота также используются в качестве сигнала аварийной остановки.
В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней, которые предназначаются для повышения видимости транспортного средства в дневное время. Дневные ходовые огни представляют собой автоматически или вручную управляемый ближний свет фар полной или пониженной интенсивности. В некоторых случаях может использоваться дальний свет фар пониженной интенсивности.
Устройство фары
Несмотря на различия по форме, конструкции, цвету, материалам можно выделить следующее общее устройство фары: корпус, источник света, отражатель и рассеиватель.
Корпус служит основой для размещения и крепления остальных элементов фары. Он выполняется, как правило, из пластмассы. В качестве источников света используются различные ламы: накаливания – вольфрамовые, галогенные, газоразрядные – ксеноновые. Все большую популярность у автопроизводителей завоевывают светодиодные источники света.
Вольфрамовые лампы самые дешевые по цене и имеют низкую световую интенсивность. Поэтому данные лампы используются в качестве источника света габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего ходя, приборов внутреннего освещения. Галогенные лампы являются самым распространенным источником ближнего и дальнего света фары. Для каждого из видов головного освещения может использоваться одна лампа (например, Н4 с двумя нитями накаливания) или две раздельные лампы (например, Н7 с одной нитью накаливания).
Большой популярностью в нашей стране пользуются ксеноновые лампы, которые могут использоваться как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для реализации сигнальных функций: стояночные огни, стоп-сигнал, сигнал поворота, дневные ходовые огни. Реже светодиоды можно увидеть в качестве источника головного света.
Отражатель в конструкции фары отвечает за формирование пучка света. Простейший отражатель имеет параболическую форму. Современные отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластмассы. Для создания зеркальной поверхности наносится тонкая пленка алюминия и покрывается лаком.
Рассеиватель пропускает световой поток и в зависимости от конструкции преломляет его. Другая функция рассеивателя – защита фары от внешних воздействий. Рассеиватель изготавливается из прозрачного пластика, реже из стекла.
Передняя противотуманная фара
Передняя противотуманная фара предназначена для улучшения освещения дорожного полотна и обочины в условиях плохой видимости: дождь, туман, пыль, снег. Противотуманнынные фары используются попарно, устанавливаются в качестве опции, реже самостоятельно. Могут иметь белый или желтый цвет.
Противотуманные фары обеспечивают широкий луч света с отсеченной верхней частью. Передние противотуманные фары используются вместо ближнего света или совместно с ним. Эффект от применения фар заключается в уменьшении обратных бликов и, тем самым, улучшении видимости при атмосферных осадках. Наличие передних противотуманных фар не является обязательным, а в некоторых странах они вообще запрещены.
Задний фонарь
Задний фонарь предназначен для информирования участников движения, находящихся сзади автомобиля. Фонарь объединяет следующие световые приборы: задний габаритный огонь, стоп-сигнал, задний указатель поворота, фонарь заднего хода.
Задние фонари устанавливаются попарно симметрично. Фонарь может быть выполнен в виде единого блока или в виде связанных двух блоков, установленных в кузове и крышке багажника (пятой двери).
Задний габаритный огонь работает совместно с передним габаритным огнем. Конструктивно может быть объединен с стоп-сигналом. При этом используются или отдельные лампы накаливания (светодиоды) или лампы с двумя нитями разной световой интенсивности.
Стоп-сигнал активизируется автоматически при нажатии водителем педали тормоза. Задний габаритный огонь и стоп-сигнал имеют красный цвет, но стоп-сигнал горит ярче. На некоторых автомобилях реализован т.н. адаптивный стоп-сигнал, при котором световая интенсивность находится в зависимости от интенсивности торможения (чем сильнее жмешь, тем ярче горит). Представляет интерес функция аварийного стоп-сигнала (Emergency Stop Signal, ESS), реализованная в виде вспышек стоп-сигнала при экстренном нажатии на педаль тормоза.
Задний указатель поворота работает совместно с передним указателем поворота. Имеет желтый цвет. Фонарь заднего хода обеспечивает освещение при движении автомобиля задним ходом. Активизируется автоматически при включении задней передачи (режима заднего хода). Является обязательным световым прибором. Устанавливается один или два (симметрично) фонаря заднего ходя белого цвета.
Задние противотуманные фонари
Задние противотуманные фонари используются для предупреждения сзади идущих автомобилей в условиях плохой видимости. Конструктивно могут быть выполнены в составе заднего фонаря или отдельно – ниже фонаря в бампере автомобиля.
На автомобиле устанавливается один (в левой части автомобиля) или два (симметрично) задних противотуманных фонаря. Наличие заднего противотуманного фонаря является обязательным. Имеет большую световую интенсивность, чем задний габаритный огонь.
Управление приборами освещения
Управление приборами освещения, входящими в состав системы освещения, осуществляется соответствующими переключателями из салона автомобиля. На некоторых автомобилях реализовано автоматическое управление отдельными функциями: включение ближнего света, коррекция головного освещения, активное головное освещение, адаптивное освещение, управление дальним светом.
Разбор автомобильных фар: виды, расположение, лампочки, отражатели
Далеко не все автолюбители разбираются в освещении, которое «вписано» в кузов транспортного средства. При покупке очередной личной машины они же крайне редко обращают внимание на фары — особенно когда дело касается вторичного рынка. Будет мощный свет — хорошо; нет — не так страшно. Впрочем, как показывает практика длительного использования автомобилей, фары играют далеко не последнюю роль как во внешнем восприятии транспортного средства, так и в удобстве его регулярного использования. Именно поэтому есть смысл провести классификацию внешнего автомобильного освещения — разобрать фары по качественным и количественным признакам.
Подписывайтесь на наш Телеграм
Где именно располагаются на кузове автомобиля
Сразу после покупки автомобиля крайне важно разобраться, какое именно внешнее освещение и где располагается. Зачем это нужно? Представьте ситуацию, что на центральной панели вашего автомобиля появилось предупреждение о неожиданно перегоревшей лампочке — к примеру, не работает передний левый габаритный огонь. Где именно он находится? Хороший вопрос, на который нет чёткого ответа. Получить его можно либо из инструкции к транспортному средству, либо опытным путём. В последнем случае достаточно включить соответствующее освещение и посмотреть на фары визуально — если какая-то лампочка должна гореть, но не делает этого, её нужно заменить.
Когда речь заходит об оптике, чаще всего обращают внимание только на переднюю, но про заднюю и всю вспомогательную забывать также не стоит | Los Angeles Times
Группа переднего освещения:
- передние габариты (дневные ходовые огни или ДХО) — обозначают автомобиль в городе и за его пределами, что особенно важно в сложных погодных условиях (лучше, чтобы на трассе такие фонари были включены всегда);
- ближний свет — включается в тёмное время суток и освещает несколько метров дороги сразу перед автомобилем;
- дальний свет — включается в тёмное время суток и освещает максимальное расстояние впереди автомобиля (его выключают перед встречным транспортом, чтобы не слепить водителей);
- поворотники — жёлтого оттенка, указывают на манёвры влево и вправо, включаются одновременно в роли аварийного сигнала.
Группа заднего освещения:
- задние габариты (дневные ходовые огни или ДХО) — обозначают автомобиль в городе и за его пределами, что особенно важно в сложных погодных условиях (включаются автоматически вместе с передними габаритами);
- поворотники — жёлтого цвета, указывают на манёвры влево и вправо, включаются одновременно в роли аварийного сигнала (дублируют работу передних поворотников);
- стопы — красного цвета, сигнализируют о нажатии педали тормоза, замедлении скорости транспортного средства, остановке;
- задний ход — яркий фонарь, который подсвечивает пространство и автоматом включается при переключении на заднюю передачу;
- подсветка номера — нужна для его простого считывания в условиях недостаточного освещения.
Для чего именно предназначен конкретный свет на кузове
Весь внешний свет, который используется в автомобиле, можно условно разделить на основной и дополнительный. Без первого набора не сможет обойтись ни одна современная модель транспортного средства. Последний производители, в принципе, устанавливают на своё усмотрение.
Ранее чем-то особенно важным считались противотуманные фары внизу передней части автомобиля, но сегодня они уже практически не используются | AutoEvolution
- Основной свет — устанавливается на автомобиль обязательно.
- Дополнительный свет — вспомогательные фонари, в число которых могут входить противотуманки, повторители поворотников для зеркал, «полки» на крышу и так далее.
Какие лампочки используют в авто для внешнего освещения
Галогенные (лампы накаливания)
У галогенных ламп достаточно примитивная конструкция, которая делает их простыми в производстве и доступными для потребителей | Car and Driver
В оптике большинства современных автомобилей из нижнего и среднего ценовых сегментов по умолчанию установлены именно галогенные лампы. Каждая из них состоит из цоколя, прозрачной колбы, а также вольфрамовой нити накаливания. Внутри используется не вакуум (как в старых домашних лампочках), а галогенный газ, состоящий из хлора, втора и брома — он увеличивает степень накала и, соответственно, яркость вместе со световым потоком. Технология проста в реализации и доступна в финансовом плане — собственно, поэтому и получила настолько широкое распространение. У стандартной галогенной лампы температура света 3200 K, поэтому она откровенно желтит. Но есть и варианты с более холодным свечением — до 5000 K.
✅ Плюсы:
- устойчивость к вибрациям и другим механическим воздействиям;
- низкая стоимость;
- простота эксплуатации и замены.
❌ Минусы:
- сравнительно небольшой срок использования — около 2000 часов;
- небольшая яркость в сравнении с другими лампами.
Ксеноновые
Сами по себе ксеноновые лампочки почти не отличаются от галогенных внешне, но они в обязательном порядке требуют использовать оптические линзы | Motor1
Ксеноновые лампы используют конструкцию, аналогичную галогенным. Меняется состав газа, которым заполняется колба, — в неё закачивают около 70% ксенона. Место нити накаливания занимает пара электродов, и благодаря им возникает электродуга. Она нагревает газ, тот начинает светиться ярким белым светом, приближённым к дневному по температуре. Чтобы добиться необходимого напряжения на электродуге, используется специальный блок розжига, который устанавливается за фарой. Более того, в обычную оптику, в которой используются галогенные лампы, ставить ксеноновые строго воспрещено. Их световой поток необходимо жёстко контролировать с помощью линз.
✅ Плюсы:
- увеличенная интенсивность свечения;
- белый оттенок света — около 5000 K;
- пониженное потребление энергии — до 45%, если сравнивать с галогенными лампами;
- повышенное время работы — около 10 000 часов.
❌ Минусы:
- первоначальная дороговизна оборудования;
- очень недешёвая замена ламп.
Светодиодные (LED)
Светодиодные лампы дают возможность создать уникальный рисунок дневных ходовых огней, за что их в том числе и ценят автолюбители | Car Body Design
В недалёком прошлом диодные лампы использовались только внутри автомобильного салона. Но с недавнего времени их начали устанавливать в ДХО (с помощью диодов создаётся особенный световой рисунок, специфичный для каждого транспортного средства) и даже в фары ближнего и дальнего освещения. В конструктивном плане такие представляют собой специальный светодиодный блок, который обычно устанавливается в оптическую линзу. Впрочем, как показывает практика, LED-лампы неплохо себя чувствуют и в рефлекторной оптике, чем пользуются как производители транспортных средств, так и автолюбители.
✅ Плюсы:
- высокая интенсивность свечения;
- продолжительная эксплуатация — около 10 000 часов;
- белый оттенок света — около 5000 K;
❌ Минусы:
- высокая первоначальная стоимость фары;
- сложность замены в фарах необычной конструкции — в таких нужно менять не одну лампочку, а блок диодов целиком.
Лазерные
Лазерные фары умеют вырезать объекты, которые не нужно подсвечивать на дороге, — это особенно касается встречного транспорта на трассе в ночное время | DesFoli
Наиболее современными фарами считаются лазерные. Они отличаются крайне высокой стоимостью производства, а также дальнейшего обслуживания. Именно поэтому такие сегодня используются только в автомобилях премиального уровня. Главная фишка лазерных фар — точность светового потока и возможность его гибкого контроля. Это даёт возможность буквально «вырезать» встречный транспорт при использовании дальнего света, а также другие объекты на дороге по мере необходимости. Чтобы это было возможным, применяются специальные камеры инфракрасного излучения.
✅ Плюсы:
- чёткий световой поток с возможностью гибкого контроля;
- высокая интенсивность свечения;
- белый оттенок света — около 5500 K.
❌ Минусы:
- крайне высокая первоначальная стоимость и сложное обслуживание.
В конструкции передних ламп используются особые усилители
Чтобы увеличить яркость света, а также направить световой поток в необходимое направление, в фарах используется несколько видов так называемых «усилителей». Речь, прежде всего, о рефлекторных отражателях, а также оптических линзах. В первые обычно устанавливаются галогенные и светодиодные лампы, вторые же подходят для ксеноновых ламп и LED. Как уже отмечалось выше, устанавливать ксенон в обычные отражатели нельзя. В этом случае световой поток от фар будет слепить встречный транспорт и банально раздражать окружающих.
Единственный снимок в данном материале, на котором чётко видно рефлекторную оптическую систему | Team-BHP
- Рефлекторные отражатели — сегодня у них достаточно сложная форма, которая помогает сфокусировать отражённый свет на необходимый участок дороги.
- Оптические линзы — они не только фокусируют свет, но и, если нужно, обрезают его по чёткой границе.
Материалы по теме:
- У Changan рост по всем критериям — тестирую CS55 Plus. Авто для ценителей скучной стабильности
- X — это когда ради одной кнопки выпускают новую модель. Обзор Haval Dargo X
- Младшим «китайцам» достаются фишки старших автомобилей. Обзор Changan CS35 Plus 2022
- Обзор Haval H9: последний из рамных магикан?
- Этот автомобиль называют лучшим на сегодня! Обзор Geely Tugella 2022
Источник http://systemsauto.ru/electric/vehicle_lighting_system.html
Источник https://trashbox.ru/link/headlamp-types
Источник