Устройство системы освещения и световой сигнализации автомобиля

Содержание

Безбликовая система управления дальним светом

Некоторые компоненты безбликовой системы управления дальним светом больше не описываются подробно в этом документе, приводится только их перечисление. Функции технически известны по предыдущим документам.

  • Контрольная лампа активированной безбликовой системы управления дальним светом в комбинации приборов.
  • датчик дождя/освещения/солнца

Светодиодные фары

Неслепящий дальний свет достигается следующими светодиодными фарами:

  • Адаптивные светодиодные фары
  • светодиодная фара с лазерным светом

На следующем рисунке показана светодиодная фара с лазерным лазерным светом на примере G11.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левая светодиодная фара с лазерным светом 2 Находящийся внутри ближний свет
3 Находящийся снаружи ближний свет 4 Лазерное излучение
5 Находящийся снаружи дальний свет (для частичного дальнего света, вертикальная граница светотени) 6 Находящийся внутри дальний свет (для освещения большого участка пространства)

Светодиодная фара во время использования функции неслепящего дальнего света выключает внутренний дальний свет для освещения большого участка пространства.

Наружный дальний свет и лазерный свет образуют частичный дальний свет. Его световой луч ограничен фиксированной накладкой в направлении внутрь и поэтому имеет вертикальную границу светотени.

Таким образом область между двумя вертикальными границами светотени светодиодных фар не освещена и, следовательно, не слепит.

С помощью шагового электродвигателя для адаптивного освещения поворотов каждую фару отдельно можно наклонять максимально на 15°. В результате для встречного или обгоняющего транспорта устанавливается безбликовая зона 5° — 7° посредством наклона фар.

FLEL и FLER: Электронный блок управления передней левой фарой и электронный блок управления передней правой фарой

Конструкция обоих блоков управления одинакова. Электронный блок управления передней левой фарой (FLEL) и электронный блок управления передней правой фарой (FLER) распознаются посредством кодирования выводов. При замене следует закодировать соответствующий электронный блок управления передними фарами и указатели направления движения с помощью сервисной функции.

По запросу от Body Domain Controller (BDC) электронный блок переднего освещения слева (FLEL) или электронный блок переднего освещения справа (FLER) помимо функций освещения также активирует шаговые электродвигатели для автоматической регулировки угла наклона фар и для адаптивного освещения поворотов.

BDC: Контроллер Body Domain

Контроллер Body Domain Controller (BDC) является центральным блоком управления в бортовой сети. Одновременно блок управления BDC является межсетевым преобразователем для остальных блоков управления. Центральный межсетевой преобразователь (ZGM) встроен в блок управления BDC как самостоятельный блок управления.

Контроллер Body Domain Controller (BDC) является задающим ЭБУ для функций внешнего освещения. Блок управления BDC определяет, какие функции освещения должны быть активизированы или деактивизированы. Для многих функций требуется информация от датчиков, контактов и переключателей. Блок управления BDC принимает сигналы компонентов (например, от датчиков высоты дорожного просвета) и предоставляет абонентам шины соответствующую информацию.

Блок управления BDC по шине K-CAN3 подключен к электронному блоку управления передней левой фарой (FLEL) и к электронному блоку управления передней правой фарой (FLER).

Переключатель указателей поворота/дальнего света

С помощью переключателя указателей поворота / дальнего света выполняется включение и выключение безбликовой системы управления дальним светом фар.

Соблюдать руководство по эксплуатации.

Коммутационный центр в рулевой колонке передает сигнал кнопки по шине LIN в контроллер Body Domain Controller (BDC).

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Переключатель указателей поворота/дальнего света 2 Коммутационный центр в рулевой колонке
3 Клавиша безбликовой системы управления дальним светом

Камера KAFAS и камера FLA

Оснащение камерой FLA или камерой KAFAS зависит от комплектации автомобиля.

Зона действия видеодатчика в камере составляет примерно 1000 м.

Для распознавания встречных или движущихся впереди участников дорожного движения контролируется область перед автомобилем на расстоянии до 1000 м. Это позволяет распознавать встречные автомобили уже на расстоянии прим. в 1000 м, впереди идущие автомобили – на расстоянии прим. от 600 м.

Записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются в блоке управления KAFAS или блоке управления FLA.

FLA: система управления дальним светом

Если в наличии имеется только система управления дальним светом (FLA), записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются блоком управления FLA.

Если видеодатчик распознает, например, встречное транспортное средство, система управления дальним светом (FLA) передает рекомендацию на выключение в контроллер Body Domain Controller (BDC) по шине PT-CAN.

Читать далее: Вакуумный усилитель тормозов устройство принцип работы неисправности

KAFAS: системы поддержки водителя на базе видеокамеры

В зависимости от комплектации имеются в наличии различные системы поддержки водителя на базе видеокамеры.

Записанные стереокамерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются в блоке управления системы поддержки водителя на базе видеокамер. Стереокамера встроена в блок управления KAFAS.

После оценки блоком управления KAFAS выдается рекомендация по включению или выключению. Блок управления KAFAS выдает соответствующую рекомендацию в виде передаваемого по шине сигнала через Ethernet.

Функция системы управления дальним светом (FLA) встроена в блок управления KAFAS.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левая линза стереокамеры 2 ЭБУ KAFAS
3 Правая линза стереокамеры 4 2-полюсное штекерное соединение (обогрев стереокамеры)
5 Разъем 14‐контактный (кабельная сеть автомобиля)

Панель управления светом

Светодиодные фары включаются и выключаются с помощью панели управления освещением. Панель управления светом имеет как переключатель света, так и дополнительные элементы для других функций осветительных приборов (например, выключатель задних противотуманных фонарей или рифленое колесико для механической регулировки угла наклона фар). Панель управления светом посылает сигналы на Body Domain Controller (BDC) по шине LIN.

Соблюдать руководство по эксплуатации.

Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля

Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:

передняя фара

  • освещение проезжей части и обочины;
  • дополнительное освещение дороги при тумане, дожде, снегопаде;
  • информирование других водителей о выполняемых маневрах;
  • предупреждение о торможении;
  • информирование о габаритах машины;
  • предупреждение о возникшей поломке, в результате которой автомобиль создает помеху на проезжей части;
  • обеспечение читаемости регистрационного знака в вечернее и ночное время;
  • освещение салона, подкапотного пространства и багажника.

Светодиодные фары

  • Адаптивные светодиодные фары
  • светодиодная фара с лазерным светом

На следующем рисунке показана светодиодная фара с лазерным лазерным светом на примере G11.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левая светодиодная фара с лазерным светом 2 Находящийся внутри ближний свет
3 Находящийся снаружи ближний свет 4 Лазерное излучение
5 Находящийся снаружи дальний свет (для частичного дальнего света, вертикальная граница светотени) 6 Находящийся внутри дальний свет (для освещения большого участка пространства)

Светодиодная фара во время использования функции неслепящего дальнего света выключает внутренний дальний свет для освещения большого участка пространства.

Наружный дальний свет и лазерный свет образуют частичный дальний свет. Его световой луч ограничен фиксированной накладкой в направлении внутрь и поэтому имеет вертикальную границу светотени.

Таким образом область между двумя вертикальными границами светотени светодиодных фар не освещена и, следовательно, не слепит.

С помощью шагового электродвигателя для адаптивного освещения поворотов каждую фару отдельно можно наклонять максимально на 15°. В результате для встречного или обгоняющего транспорта устанавливается безбликовая зона 5° — 7° посредством наклона фар.

Переключатель указателей поворота/дальнего света

С помощью переключателя указателей поворота / дальнего света выполняется включение и выключение безбликовой системы управления дальним светом фар.

Соблюдать руководство по эксплуатации.

Коммутационный центр в рулевой колонке передает сигнал кнопки по шине LIN в контроллер Body Domain Controller (BDC).

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Переключатель указателей поворота/дальнего света 2 Коммутационный центр в рулевой колонке
3 Клавиша безбликовой системы управления дальним светом

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

  • стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
  • фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
  • приборы освещения багажника и бардачка — при их открытии;
  • подсветка ног водителя и габариты в дверях — при открытии двери.

Камера KAFAS и камера FLA

Безбликовая система управления дальним светом

Оснащение камерой FLA или камерой KAFAS зависит от комплектации автомобиля.

Зона действия видеодатчика в камере составляет примерно 1000 м.

Для распознавания встречных или движущихся впереди участников дорожного движения контролируется область перед автомобилем на расстоянии до 1000 м. Это позволяет распознавать встречные автомобили уже на расстоянии прим. в 1000 м, впереди идущие автомобили – на расстоянии прим. от 600 м.

Читать далее: Описание работы и устройство АКПП — Энциклопедия японских машин

Записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются в блоке управления KAFAS или блоке управления FLA.

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

элемент системы освещения

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

Обзор системы

На следующем рисунке в упрощенном виде показана комплексная безбликовая система управления дальним светом фар на примере G11.

Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Левая светодиодная фара 2 Шаговый электродвигатель адаптивного освещения поворотов
3 Находящийся снаружи дальний свет 4 Лазерное излучение
5 Находящийся внутри дальний свет 6 Электронный блок управления передней левой фарой (FLEL)
7 Обогрев камеры KAFAS 8 Блок управления KAFAS со стереокамерой
9 Правая светодиодная фара 10 Находящийся внутри дальний свет
11 Лазерное излучение 12 Находящийся снаружи дальний свет
13 Шаговый электродвигатель адаптивного освещения поворотов 14 электронный блок управления передней правой фарой (FLER)
15 Body Domain Controller (BDC) 16 Терминатор шины CAN
17 Панель управления светом 18 Комбинация приборов (KOMBI)
19 Коммутационный центр в рулевой колонке 20 датчик дождя/освещения/солнца
21 Система управления дальним светом (FLA), не в сочетании с KAFAS (т. е. функция FLA интегрирована в блоке управления KAFAS) 22 Камера FLA, не в сочетании с камерой KAFAS

Системные функции

По запросу от контроллера Body Domain Controller (BDC) электронный блок управления передней левой фарой (FLEL) и электронный блок управления передней правой фарой (FLER) активирует функции светодиодных фар.

Если камера распознает встречный или движущийся впереди автомобиль, находящийся внутри дальний свет переключается на освещение большого пространства участка. Наружный дальний свет и лазерный свет (если имеются в определенной комплектации) образуют частичный дальний свет.

Если активирована функция «Безбликовая система управления дальним светом», дальний свет и лазерный свет автоматически включаются и выключаются в зависимости от скорости движения.

Контроллер Body Domain Controller (BDC) получает сигнал скорости движения в виде сообщения по шине.

  • Дальний свет При скоростях менее 30 км/ч дальний свет выключается. При скорости более 40 км/ч в зависимости от всех остальных параметров дальний свет включается. Если автомобиль находится в окружении с достаточным освещением, дальний свет не включается.
  • Лазерное излучение Лазерный свет автоматически подключается, начиная со скорости движения ок. 60 км/ч. Если скорость движения снова падает ниже прим. 55 км/ч, лазерный свет снова выключается с задержкой (гистерезис), но не позднее момента снижения скорости движения ниже 50 км/ч.

Безбликовая система управления дальним светом представляет собой сочетание следующих систем управления светом:

  • Динамическая регулировка угла наклона фар
  • Автоматическое управление включением света фар
  • Переменное распределение светового потока
  • Адаптивное освещение поворотов
Обозначение Пояснение Обозначение Пояснение
1 Отражение дороги 2 Фары встречного транспорта
3 Блок задних фонарей обгоняющих участников дорожного движения 4 Отражение дорожной разметки
5 Отражение знаков дорожного движения

С помощью серводвигателей регулировки угла наклона фар, а также серводвигателей адаптивного освещения поворотов световые конусы фар постоянно регулируются.

Распознанные участники дорожного движения не ослепляются благодаря повороту фары. Если ситуация на дороге требует того, то безбликовая система управления дальним светом переключается на ближний свет с одной или двух сторон.

Дальний свет может быть выключен или включен водителем в любое время

Активация безбликовой системы управления дальним светом:

  1. Повернуть переключатель света в положение переключателя A (положение переключателя для автоматического управления включением света фар) или в положение ближнего света
  2. Нажать кнопку безбликовой системы управления дальним светом на переключателе указателей поворота / дальнего света
  3. Загорается контрольная лампа активированной безбликовой системы управления дальним светом в комбинации приборов.

Безбликовая система управления дальним светом реагирует на освещение встречного и проезжающего мимо транспорта, а также на достаточное наружное освещение.

Вручную включить и выключить:

  1. включить дальний свет или прерывистый световой сигнал
  2. выключить дальний свет

Для повторного включения безбликовой системы управления дальним светом следует снова нажать кнопку безбликовой системы управления дальним светом на левом подрулевом переключателе.

Диапазон поворота фар

Обе фары можно наклонить на определенный градус как вертикально, так и горизонтально (в зависимости от оснащения). Таким образом световые конусы целенаправленно выравниваются заново.

Впереди идущий автомобиль

Безбликовая система управления дальним светом распознает блоки задних фонарей обгоняющего транспорта. При распознавании обгоняющих участников дорожного движения безбликовая система управления дальним светом автоматически регулирует дальний свет. Благодаря чему обгоняющие транспортные средства не ослепляются. Кроме того, выключается внутренний дальний свет для освещения большого пространства участка.

Читать статью  Разборки авто рядом с метро Проспект Просвещения в Санкт-Петербурге (СПб)

Читать далее: Как поменять фильтр в АКПП особенности замены фильтра коробки автомат

На следующем рисунке изображено распределение светового потока «сверху» (1) и с точки зрения водителя (2).

Безбликовая система управления дальним светом распознает свет встречного транспорта. При распознавании встречных участников дорожного движения система автоматически регулирует дальний свет таким образом, что они не ослепляются. Для этого обе фары поворачиваются на определенный градус: световые конусы целенаправленно выравниваются заново. Кроме того, выключается внутренний дальний свет для освещения большого пространства участка.

На следующем рисунке изображено распределение светового потока «сверху» (1) и с точки зрения водителя (2).

При распознавании встречного транспорта образуется зона, которая лишь слабо освещается дальним светом. За пределами этой зоны остается оптимальное освещение дороги (1). Безбликовое выравнивание вариативно подгоняется под движение других участников дорожного движения. Если встречный автомобиль идет под неблагоприятным углом, то попадающий на него дальний свет деактивируется (2). Дальний свет временно переключается в режим затемнения.

Дальний свет обеих фар выключается, как только окружение достаточно освещено. Например, это происходит в закрытых населенных пунктах.

Безбликовая система управления дальним светом не может заменить принятие личного решения по использованию дальнего света. Поэтому в обязательных ситуациях требуется ручное вмешательство.

В следующих ситуациях безбликовая система управления дальним светом не работает или работает в ограниченном объеме:

  • Неблагоприятные метеоусловия (туман или сильные осадки)
  • Участник дорожного движения при плохом освещении
  • Узкие повороты, крутые подъемы или спуски
  • Пересекающиеся дороги или наполовину скрытое встречное движение на автомагистралях
  • Плохо освещенные местности и сильно отражающие дорожные знаки
  • Низкая скорость движения
  • Налет, загрязнение или наклейка на лобовом стекле в области камеры

Примечание! Не закрывать зону обзорности камеры!

Зона обзорности камеры находится вблизи внутреннего зеркала заднего вида. Область вокруг внутреннего зеркала заднего вида не должна быть закрыта, например, карточкой дорожного сбора.

Указания для службы сервиса

Правостороннее и левостороннее движение

При поездке в странах, где движение осуществляется по стороне дорожного полотна, отличной от предписанной в стране регистрации, необходимо перенастроить фары с помощью iDrive. В таком случае функция безбликовой системы управления дальним светом будет недоступна.

Базовую настройку фар можно также выполнить заранее, но переключатель света должен находиться в положении переключателя 2. Затем осуществляется боковая регулировка с помощью сервисной функции в диагностической системе.

Если свет включается автоматическим управлением включением света фар, будет активировано распределение светового потока для города. фары можно настроить правильно только при распределении светового потока для просёлочных дорог. Левая фара при распределении светового потока для города поворачивается немного влево и одновременно опускается.

Если свет настраивается при распределении светового потока для города, встречный транспорт будет слепиться автоматическим управлением включением света фар во время движения. Поэтому свет всегда следует устанавливать в положение переключателя 2 и при выключенном двигателе.

  • Body Domain Controller (BDC)
  • Электронный блок управления передней левой фарой (FLEL) и электронный блок управления передней правой фарой (FLER)
  • Осветительный прибор
  • Светодиодные фары

Безбликовая система управления дальним светом

Более подробную информацию можно найти в соответствующем руководстве по ремонту.

Диагностика

Внешнее освещение можно перевести в режим диагностики для различных диагностических операций.

Диагностический режим требуется, например, в следующих диагностических операциях:

  • Проверка условий включения
  • Состояние безбликовой системы управления дальним светом
  • Статус переключателя света

Отсутствующие или не идентифицируемые сигналы, передаваемые по шине, сохраняются как ошибки.

Виды ошибок сохраняются в электронном блоке управления передними фарами. Body Domain Controller (BDC) предоставляет доступ к электронным блокам управления передними фарами.

Следовать указаниям сервисных функций.

Через диагностическую систему доступны следующие сервисные функции систем поддержки водителя на базе видеокамер (KAFAS):

  • Сбросить значения калибровки

Путь: Сервисные функции gt;Помощь водителю gt;Видеосистема помощи водителю

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

Диагностика

Внешнее освещение можно перевести в режим диагностики для различных диагностических операций.

  • Проверка условий включения
  • Состояние безбликовой системы управления дальним светом
  • Статус переключателя света

Отсутствующие или не идентифицируемые сигналы, передаваемые по шине, сохраняются как ошибки.

Виды ошибок сохраняются в электронном блоке управления передними фарами. Body Domain Controller (BDC) предоставляет доступ к электронным блокам управления передними фарами.

Следовать указаниям сервисных функций.

  • Сбросить значения калибровки

Путь: Сервисные функции gt;Помощь водителю gt;Видеосистема помощи водителю

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

  1. Система ночного видения автомобиля виды устройство и принцип работы
  2. Активное рулевое управление AFS устройство и принцип работы
  3. Вакуумный усилитель тормозов устройство принцип работы неисправности
  4. Описание работы и устройство АКПП — Энциклопедия японских машин

Устройство системы освещения и световой сигнализации автомобиля

Система освещения обеспечивает работу автомобиля в ночное время. В систему освещения входят: передние фары, подфарники, задние фонари, лампы освещения щитка приборов, плафоны внутреннего освещения кабины пли кузова, главный и ножной переключатели, переключатели ламп щитка и кабины, предохранители и провода. У некоторых автомобилей, кроме передних фар, впереди установлена фара-прожектор, позволяющая направлять пучок света в необходимом направлении. Так же устанавливают специальные противотуманные фары.

Световая сигнализация обеспечивает безопасность движения автомобиля п имеет стоп-сигнал, указатель поворотов и сигнальный свет заднего хода. Все части системы освещения и световой сигнализации питаются от аккумуляторной батареи или генератора и соединены проводами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль различных параметров агрегатов и систем автомобиля. На автомобиле контролируется достаточно большое число параметров: температура и давление в различных системах, уровень (запас) жидкостей, скорость движения автомобиля и пройденный путь, частота вращения коленчатого вала двигателя, зарядный режим на автомобиле. В целом приборы можно разделить на две группы: одни приборы позволяют оценить техническое состояние узлов автомобиля, другие помогают водителю правильно выбрать режимы работы автомобиля и его основных узлов.

Система освещения и световой сигнализации обеспечивает безопасность движения. В нее входят осветительные и световые сигнальные приборы, образующие две взаимосвязанные между собой подсистемы, и различная коммутационная аппаратура. К осветительным приборам относятся фары головного света, противотуманные фары и фары заднего хода. Светосигнальные приборы содержат габаритные и стояночные огни, указатели поворота, сигналы торможения, световозвращатели.

Большую часть информации о дорожной ситуации водитель получает по зрительному каналу. Дорожная ситуация определяется особенностями самой дороги, дорожными знаками, объектами вдоль дороги. Кроме того, дорожную ситуацию создают другие участники дорожного движения. Исходя из этого каждый автомобиль конструируется с учетом возможности получения водителем наиболее полной зрительной информации. В числе многих средств, обеспечивающих решение данной задачи, внешние световые приборы (фары и фонари) занимают особое место.

Так как автомобильный транспорт обеспечивает перевозки круглосуточно, его движение ночью и в туман невозможно без эффективного автономного освещения дороги и близлежащих от нее объектов. Осветительные приборы (фары) обеспечивают водителю возможность получения информации о дороге и объектах на дороге. Фары составляют головное освещение автомобилей и являются мощными световыми приборами.

Водитель, управляя транспортным средством, при движении по дороге может совершать различные маневры, связанные с изменением скорости и направления движения. Чтобы все участники движения своевременно получали самую различную информацию друг о друге, автомобили оснащаются комплектами приборов световой сигнализации, количество и расположение которых строго регламентировано. Светосигнальные приборы (фонарц) обеспечивают водителю возможность информировать остальных участников движения о присутствии автомобиля на дороге, его габаритах и ориентации относительно дороги (габаритные и стояночные огни, знак автопоезда, световозвращатели), об изменении направления движения (указатели поворота) и резком уменьшении скорости движения (сигналы торможения). Фонарь освещения номерного знака обеспечивает необходимую адресную информацию об автомобиле.

Информация, передаваемая различными приборами сигнализации, должна быть легко различимой и однозначно воспринимаемой. Поэтому различные приборы отличаются друг от друга интенсивностью излучаемого сигнала, его цветом (белый, желтый, оранжевый, красный) и постоянным или проблесковым режимом работы.

Еще одна важная особенность автомобильных световых приборов вытекает из необходимости создания ими пучка света определенной структуры. Другими словами, в зависимости от конкретного светового прибора интенсивность его излучения неодинакова в разных направлениях. Из задач, выполняемых световым прибором, вытекают и особенности их конструирования.

у одних приборов необходимо сконцентрировать свет источника, а затем перераспределять его в нужных направлениях. У других свет источника только перераспределяют и меняют его цвет.

Работают все световые приборы по одному принципу — они являются преобразователями электрической энергии источника питания в лучистую энергию. Происходит это преобразование в лампах накаливания.

Напомним, что лучистой называется энергия, передаваемая излучением. Измеряется энергия в самых различных единицах (эргах, джоулях и т. д.). В светотехнике пользуются другой физической величиной — лучистым потоком, который характеризует энергию излучения в единицу времени. Лучистый поток по аналогии с другими единицами мощности означает мощность лучистой энергии. Единицей измерения лучистого потока исходя из определения служит ватт, поэтому его применяют для характеристики ламп накаливания. Так как спектр излучения ламп накаливания неодинаков (он зависит от температуры нити), лучистый поток одной и той же мощности неодинаково воспринимается человеческим глазом. Поэтому одной из основных единиц в светотехнике является световой поток.

Световой поток F определяется как мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. Единицей измерения светового потока является люмен. Для воспроизведения единицы светового потока служит Государственный световой эталон.

Автомобильные световые приборы, как правило, состоят из следующих основных узлов: оптического элемента, корпуса и элементов, подводящих электрическую энергию. Основным узлом светового прибора является оптический элемент, обычно состоящий из лампы накаливания, отражателя и рассеивателя. Именно оптический элемент обеспечивает преобразование электрической энергии в лучистую, концентрирует и перераспределяет световой поток в нужных направлениях. Происходит это следующим образом. Световой поток лампы, попадая на поверхность отражателя, концентрируется им и направляется на рассеиватель. Рас-сеиватель перераспределяет лучистую энергию и формирует световой поток, усиленный или ослабленный в определенных направлениях, которые зависят от функций конкретного прибора.

Лампы, применяемые в световых приборах, строго регламентированы как по своим энергетическим характеристикам (мощности, световому потоку), так и по конструктивным параметрам (тип цоколя, размеры и расположение нитей). Такое строгое отношение к лампам обеспечивает установку в данный световой прибор только такой лампы, которая предусмотрена конструкцией.

Для концентрации светового потока лампы традиционным является параболический отражатель, геометрия которого представляет собой тело, образованное вращением параболы вокруг оси симметрии, которую называют оптической осью. Если в фокусе идеального отражателя поместить точечный источник света, то лучи, попадающие на его поверхность, отражаясь от нее, образуют узкий пучок, направленный параллельно оптической оси. Отражатель концентрирует только ту часть светового потока источника, которая находится в пределах телесного угла. Часть светового потока источника, которая не попала на отражатель, образует так называемые прямые лучи. Они идут сильно расходящимся пучком, большая часть которого бесполезна с точки зрения создания необходимой освещенности. В ряде случаев они оказывают вредное влияние, так как направлены в нежелательном направлении. Поэтому у некоторых световых приборов прямые лучи экранируют.

Реальный отражатель имеет незначительные отклонения от формы идеального параболоида, а нить накала имеет хотя и небольшие, но конечные размеры. Поэтому на практике отраженный свет имеет форму слабо расходящегося пучка с телесным углом шг. Так как световой поток лампы распределяется в телесном угле, значительно большем телесного угла сог, в котором он распределяется после отражения, то сила отраженного света во много раз больше силы света нити накала лампы.

Отраженный световой поток окончательно формирует рассеиватель. Изготовляются рассеиватели из оптически прозрачного материала. Формирование светового потока осуществляется выполненными на его внутренней поверхности преломляющими элементами. Преломляющими элементами могут быть: цилиндрические линзы, которые обеспечивают рассеяние пучка в одной плоскости и его поворот в другой; сферические линзы, рассеивающие пучок в обоих плоскостях; эллипсоидные линзы, позволяющие получить различные углы рассеяния во взаимоперпендикулярных плоскостях; призмы, которыми добиваются изменения направления части светового потока; линзопризмы, рассеивающие световой пучок при изменении ориентации части пучка.

Рассеиватель выполняет и другую важную функцию. Он защищает рабочую поверхность отражателя от различных внешних воздействий, которые могут ухудшить его функциональные характеристики.

В ряде случаев необходимая характеристика светового прибора достигается без применения отражателя или рассеивателя. Так, габаритные огни и боковые повторители указателей поворота проектируются без отражателей. Требуемое светораспределение в этих приборах обеспечивается одним рассеивателем. Отражателями сложной формы, которую можно получить при изготовлении их из термостойкой пластмассы, обеспечивается и концентрация светового потока и его распределение по направлениям. Рассеиватели в таких конструкциях не нужны и требуется лишь установка защитного стекла. Такие чисто отражательные схемы приборов могут применяться при изготовлении фар.

Система освещения и световой сигнализации предназначена для освещения дороги и передачи информации о своем автомобиле (его присутствии, габаритах) и предполагаемом маневре, а также для освещения салона кузова, кабины, приборов щитка, багажника, номерного знака и др.

Количество, расположение, цвет и видимость внешних приборов освещения и световой сигнализации автомобиля регламентируется ГОСТ 8769—75, который составлен в строгом соответствии с международными нормами — Правилами № 1—7 ЕЭК ООН (Европейская Экономическая Комиссия ООН ).

Система освещения предназначена для обеспечения безопасного движения автомобиля в темное время суток. В систему освещения входят фары, задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, фонари освещения салона и багажного отделения, а также лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.

Система световой сигнализации предназначена для предупреждения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, а также об аварийной остановке. В систему световой сигнализации входят передние сигнальные фонари, задние сигнальные фонари, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в комбинации приборов, электронное реле-прерыватель, а также выключатели. Отражатели стоп-сигналов имеют красный цвет, сигналов фонарей поворота — оранжевый цвет.

Правые и левые указатели поворотов включаются рычагом, который расположен под рулевым колесом. При этом левые и правые сигнальные и контрольные лампы горят мигающим цветом. Частота мигания достигает 60-120 раз в минуту, мигание происходит за счет специального электронного реле-прерывателя, которое встроено в электрическую цепь. После выхода автомобиля из поворота рычаг выключения сигналов поворота автоматически возвращается в свое исходное положение. Если контрольная лампа в комбинации приборов мигает с удвоенной частотой, то это означает, что одна из сигнальных ламп не горит или реле-прерыватель находится в неисправном состоянии.

При вынужденной остановке из-за неисправности автомобиля включается аварийная сигнализация нажатием соответствующей кнопки. При включении аварийной сигнализации начинают гореть с удвоенной интенсивностью все сигнальные лампы указателя поворотов и сигнальная лампа в комбинации приборов. Цепь аварийной сигнализации проходит, минуя выключатель зажигания, поэтому сигнализация работает при любом положении ключа зажигания.

Фары автомобиля состоят из лампы основного и габаритного света, сблокированных с фонарями указателя поворота. Спереди фары находится рассеиватель из бесцветного стекла. С внутренней стороны рассеивателя расположена сложная система линз и призм. В задней части фар установлен рефлектор, изготовленный из стали. Рефлектор покрыт термостойким лаком и тонким слоем алюминия для создания зеркальной поверхности. В рефлекторе перед лампой установлен экран, который обеспечивает более четкую границу пучка ближнего света. В лампе фары находятся две нити накаливания. Одна нить (60 Вт) для дальнего света, другая (55 Вт) — для ближнего света. Нить дальнего света расположена в фокусе рефлектора и дает узкий пучок света параллельно дороге на большое расстояние. Нить ближнего света выведена вперед из фокуса и закрыта металлическим экраном, который препятствует распространению ближнего света наверх. Направление пучка света, испускаемого фарами, можно регулировать в вертикальной и горизонтальной плоскости при помощи специальных регулировочных винтов. Для регулировки пучка света фар в зависимости от нагрузки предназначен специальный гидрокорректор, который установлен в кабине водителя.

Читать статью  Система освещения автомобиля

Гидрокорректор включает в себя рабочий цилиндр, исполнительные цилиндры и соединительные трубки. Рабочий цилиндр установлен на приборной панели, исполнительные цилиндры закреплены на фарах. Все цилиндры и соединительные трубки гидрокорректора заполнены низкозамерзающей жидкостью. Механизм гидрокорректора не разборный и в случае поломки полностью заменяется на новый.

Задний фонарь состоит из основания, на котором закреплена лампа, рассеивателя, а также защитного кожуха. Фонарь крепится к кузову автомобиля при помощи гаек. Он имеет секции с лампами габаритного света, света заднего хода, сигналов торможения и поворота, а также секции для противотуманного фонаря. Основание представляет собой платформу для ламп и выводной клеммы, которая предназначена для подключения колодки с пучком проводов. Рассеиватель заднего фонаря имеет встроенный отражатель. Правый фонарь представляет собой зеркальное отражение левого.

Звуковые сигналы могут быть безрупорного или рупорного типа. Рупорные звуковые сигналы представляют собой корпус, в котором находится электромагнит в виде сердечника с обмоткой. Внутри электромагнита расположен якорь с грузом и текстолитовой шайбой. Якорь жестко крепится к мембране. Кроме этого в корпусе звукового сигнала расположен мостик с подвижными и неподвижными контактами. Для усиления звука имеется составной рупрр, который состоит из крышки и корпуса. Так как рупорные звуковые сигналы потребляют ток выше допустимого для механических кнопочных выключателей, в цепи звуковых сигналов устанавливается вспомогательное реле. При включении сигнала ток поступает сначала в обмотку вспомогательного реле, затем поступает в обмотку электромагнита и через массу «замыкает» цепь. При этом под действием электромагнита якорь перемещается вверх, выгибает мембрану и одновременно с этим размыкает контакты. После этого сердечник размагничивается и под действием упругой диафрагмы возвращается в свое исходное положение, замыкает контакты, и весь процесс повторяется вновь. В результате этого якорь с мембраной совершает колебания с частотой 200 и 400 Гц, такое колебание и создает звук. Силу и тембр звука можно регулировать при помощи регулировочного винта, который перемещает край мостика с контактами, тем самым изменяя момент размыкания контактов.

Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве. Система освещения и световой сигнализации позволяет освещать дорогу перед собой, предупреждать других водителей о выполнении маневров, информировать о габаритах транспортного средства. Чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге, все элементы системы освещения должны быть исправны.

Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля

Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:

  • освещение проезжей части и обочины;
  • дополнительное освещение дороги при тумане, дожде, снегопаде;
  • информирование других водителей о выполняемых маневрах;
  • предупреждение о торможении;
  • информирование о габаритах машины;
  • предупреждение о возникшей поломке, в результате которой автомобиль создает помеху на проезжей части;
  • обеспечение читаемости регистрационного знака в вечернее и ночное время;
  • освещение салона, подкапотного пространства и багажника.

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

поворотник на зеркале

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

стоп-сигналы

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

элемент системы освещения

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

Безопасная работа на автотранспорте, будь это трактор, автомобиль или комбайн невозможна без приборов освещения и сигнализации. В ночное время и в темное время суток необходимо освещать путь движения, кабину, щиток приборов, обозначать габаритные размеры машины. К приборам освещения относятся фары, фонари, подфарники, лампы освещения приборов, кабины, номерного знака и их выключатели.

Все автомобили и другие транспортные средства, предназна­ченные для передвижения по дорогам, должны быть оборудованы фарами дальнего и ближнего света.

В 1958 г. была организована Европейская Экономическая Комиссия при Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) во главе с Комитетом по внутреннему транспорту для разработки единых требований на осветительные и светосигнальные приборы. ЕЭК ООН приняла и утвердила ряд правил, содержащих требо­вания к автомобильным фарам, лампам накаливания для фар и фонарей, световозвращателям, светосигнальным фонарям, га­логенным автомобильным лампам. Так, например, Правила № 1 содержат единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричным ближним и дальним светом или с тем и другим из них.

В соответствии с требованиями ГОСТ 8769 — 75 фары ближнего и дальнего света должны быть установлены на автомобиле на опре­деленных расстояниях от поверхности дорожного полотна и на­ружного края транспортного средства.

Современные системы освещения можно разделить:

1. по светораспределению — на европейскую и американскую;

2. по способу реализации светораспределения — на двух и четырехфарную;

3. по форме оптических элементов — с круглыми и прямоугольными.

Европейская и американская системы освещения различны как нормам на светораспределение, так и по принципам его формирования. Это различие обусловлено, главным образом, особенностями организации движения, качеством дорог и др.

Оптический элемент фар с европейской системой светораспределе­ния состоит из отражателя, имеющего угол охвата 2φmax > 180°, источника света с нитью накала дальнего и ближнего света и стеклянного рассеивателя, на поверхности которого опрессованы призмы и линзы.

Лампа накаливания имеет две нити: нить даль­него света, обычно размещенную в фокусе отражателя, и нить ближнего света, смещенную относительно фокуса вперед по опти­ческой оси. При такой расфокусировке отраженный световой пу­чок разделяется на две части. Первая часть светового пучка, отраженная верхней полусферой, направлена вниз относительно оптической оси фары (рис, 1), а вторая часть светового потока, отраженная нижней полусферой отражателя — вверх относительно оптической оси фары, т. е. в сторону расположения глаз водителя встречного транспорта.

Рис. 1. Ход лучей в оптической системе фар с европейской системой свето-распределения при работе нити накала:

а — дальнего света; б — ближнего света

Для того чтобы предотвратить ослепление водителей встреч­ных автомобилей этим потоком, в лампе под нитью ближнего света размещен непрозрачный экран, который исключает попадание световых лучей от нити накала на нижнюю полусферу отражателя. Вследствие наличия экрана у светового пятна четко различается светотеневая граница. При этом траектория движения глаз во­дителя встречного транспорта проходит в теневой зоне, освещен­ность в которой соответствует требованиям международных норм.

Рис. 2. Светораспределение режима ближнего света фар евро­пейской (б) систем освещения

Максимальная освещенность в теневой зоне не должна превы­шать 440 кд, а в точке (B50L), соответствующей положению глаз водителей встречного транспорта, находящегося на удалении 50 м, ограничена до 200 кд. В результате создания такого пучка ближ­него света значительно уменьшается ослепленность водителей при встречном разъезде, однако и освещение проезжей части сокраща­ется при этом до 50 м.

Для увеличения освещенности правой стороны проезжей части дороги и правой обочины (для правостороннего движения) экран в лампе делают несимметричным. Наклон левого бортика экрана под углом 15° (рис. 3) позволяет увеличить активную поверхность отражателя.

Рис. 3. Европейская лампа с цо­колем P45t

Отраженный от этой поверхности отра­жателя световой пучок увеличивает освещенность проезжей части дороги и правой обочины на расстояние до 75 м.

Фары с американской системой светораспределения (рис.4) имеют светотехническую систему, состоящую из параболического отражателя с углом охвата 2φmax > 180°, нити дальнего света (обычно дугообразной формы), расположенной в фокусе отражателя, и нити ближнего света (цилиндрической формы), распоженной поперек оптической оси и расфокусированной вверх и вправо (если смотреть на оптический элемент со стороны светового отверстия),а также стеклянного рассеивателя, на внутрен­ней поверхности которого спрессованы микроэлементы.

Рис. 4. Ход лучей в оптической системе фар с американской системой свето­распределения при включении нити:

а — дальнего света; б — ближнего света

При подобной расфокусировке нити накала отраженный световой пучок разделяется на две основные части. Одна часть пучка, отраженная от поверхности в вершине отражателя (до фокальной плоскости), направлена вправо и вниз относительно оптической оси фары. Вторая часть пучка, отраженная поверх­ностью отражателя, расположенной от фокальной плоскости в сто­рону светового отверстия, направлена вверх и влево, т. е. проходит в зону расположения глаз водителя встречного транс­порта. Раздвоение светового пучка и увеличение угла рассеяния вызывает необходимость разработки сложной системы микро­элементов рассеивателя, которые предназначены для перераспре­деления второй части светового пучка в сторону проезжей части дороги.

В качестве источника света в фарах с американской системой светораспределения использованы лампы с фокусирующим цо­колем 2Ф — Д42 или 2Ф — Д30.

Цифра 2 указывает число контактов цоколя,

цифры 42 и 30 — номинальный наружный диаметр фланца,

Читать статью  Современное освещение автомобиля

буква Ф — фокусирующий цоколь,

буква Д — дисковый.

Установка противотуманных фар на автомобилях позволяет по­высить безопасность движения в условиях тумана, увеличить дальность видимости и почти вдвое повысить скорость движения.

Для образования противотуманного пучка света необходимо выполнить следующие требования:

1. для уменьшения рассеивающего действия туманной среды на световой поток путь световых лучей должен быть уменьшен по сравнению с длиной пути световых лучей от основных фар. Для этого противотуманная фара должна быть расположена на автомобиле ниже основных фар;

2. угол рассеяния светового потока в вертикальной плоскости должен быть уменьшен, а в горизонтальной — увеличен. Это до­стигают выполнением на поверхности рассеивателя микроэле­ментов.

3. все световые лучи, исходящие от лампы накаливания в на­правлении, пересекающем линию зрения водителя, должны быть экранированы.

Конструктивно противотуманные фары выполняют с прямо­угольным и круглым световым отверстием. На автомобиле их встраивают в кузов или крепят с помощью кронштейна к буферу.

Противотуманная фара по освещенности точек контрольно-измеритель­ного экрана должна соответствовать требованиям Правил № 19 ЕЭК ООН.

Фара служит для освещения участка пути, находящегося впереди движущейся машины.

Рис.5. Фара:
1 — отражатель, 2 — лампа, 3 — стекло, 4-регулировочный винт, 5 — корпус,
6 — патрон, 7- провода, 8 — ободок

Фара (рис. 5) состоит из корпуса 5, отражателя 1, рассеивающего стекла 3, ободка 8, токоподводящих проводов 7 и патрона 6 с лампой 2. Рассеивающее стекло, отражатель и лампа образуют оптический элемент, который соединен с ободком пружинными защелками, а ободок — с корпусом соединительным винтом. Оптический элемент, кроме того, прикреплен к основному корпусу фары пружинами и регулировочными винтами 4.

Отражатель направляет световой пучок и отражает свет. Внутренняя поверхность отражателя отполирована, покрыта лаком и тонким слоем алюминия или хрома. Рассеивающее стекло необходимо для уменьшения ослепляющего действия светового пучка, поэтому оно имеет снаружи выпуклую форму, а с внутренней стороны — светопреломляющие выступы. Выступы расположены так, чтобы получающееся световое пятно было эллипсовидной формы и направлено вниз. Для правильной установки на стекле отлито обозначение «Верх».

К отражателю приклепан патрон лампы с тремя Г-образными вырезами, в которые входят выступы карболитовой крышки. Внутри крышки предусмотрено отверстие для токоподводящего провода. Пучок света в фарах можно регулировать винтом 4, изменяющим положение оптического элемента, или поворотом фары на сферическом шарнире.

Источником света в приборах освещения служит электрическая лампа, состоящая из металлического цоколя, контактов, стеклянного баллона и вольфрамовых нитей накаливания.

Лампы (рис. 6) могут быть одноконтактные и двухконтактные. Внутри стеклянного баллона одноконтактной лампы помещена нить накаливания один конец, которой припаян к цоколю («масса»), а другой выведен к изолированному контакту на торце цоколя Двухконтактная лампа имеет две нити, одни концы которых выведены к двум изолированным контактам на торце цоколя, другие припаяны к цоколю. Применяют также двухконтактные лампы с экраном, который в сочетании с рассеивающим стеклом обеспечивает смещение пучка света вправо и вниз, что уменьшает ослепляемость водителей встречных машин.

Рис 6. Лампы:
а — двухконтактная; б — двухконтактная с экраном, в -одноконтактная;
1 — нити накаливания, 2 — стеклянный баллон, 3 — фланец крепления, 4 — экран, 5 — цоколь.

Рис 7 Подфарник (а) и задний фонарь (6):
1 — зажим, 2 — патрон, 3 — корпус, 4 — лампа, 5-резиновая прокладка, 6 — рассеиватель,
7 — ободок, 8 — изолятор патрона, 9 — лампа стоп-сигнала и указателя поворота,
10 — лампа габаритного света и освещения номерного знака.

В зависимости от наполнения баллона различают пустотные и газонаполненные лампы. Лампы силой света от 3 кд и выше выпускают только газонаполненными. В качестве наполнителей применяют инертные газы (аргон, ксенон, криптон) или их смеси (обычно 96% аргона и 4% азота). В фарах преимущественно устанавливают двухнитевые (двухконтактные) лампы для дальнего и ближнего света. В фарах грузовых автомобилей нить дальнего света обычно создает световой пучок силой 50 кд, а ближнего — 40 кд, в современных тракторах и комбайнах — соответственно 50 и 21 кд.

Габаритные фонари служат для светового обозначения габаритных размеров машины в условиях плохой видимости и для подачи светового сигнала перед поворотом. Свет габаритных фонарей должен быть виден на расстоянии не менее 100м.

Передний габаритный фонарь, или подфарник (рис. 3, а), состоит из корпуса 3, рассеивателя 6, ободка 7, двухнитевой лампы 4 с патроном и токоподводящего провода. Двухнитевая лампа имеет нить, вырабатывающую свет силой 21 кд, которая служит для подачи светового сигнала перед поворотом, и нить, вырабатывающую свет силой 6 кд, — для габаритного освещения. Для замены лампы в подфарнике достаточно вывернуть соединительный винт и снять рассеиватель.

Задний габаритный фонарь (рис. 3,б) используют как задний указатель поворота. Он состоит из корпуса, рассеивателя, ободка и двух патронов с лампами. Корпус фонаря разделен перегородкой на две части. В нижней части фонаря установлена лампа 10 силой света 3 кд Она служит для обозначения габаритов машины ночью при стоянках и движении, а также для освещения номерного знака. В верхней части фонаря установлена лампа силой света 21 кд. Она загорается при нажатии на педаль тормоза и служит для предупреждения водителей сзади идущего транспорта о торможении (свет «Стоп»), а также используется для указания направления поворота машины. Фонари имеют рассеиватель 6 рубинового цвета, который одновременно служит отражателем света.

Указатель поворотов (рис. 4, а) предназначен для предупреждения о предстоящем маневре трактора или автомобиля. В него входят сигнальные лампочки, переключатель и прерыватель (реле). Наибольшее распространение получил электромагнитный прерыватель тока. Прерыватель (рис. 4, б) состоит из сердечника 3 с обмоткой, двух якорьков, двух пар серебряных контактов 1, нихромовой струны 4 и резистора 7. Левый якорек 5 с контактами замыкает и размыкает цепь сигнальных ламп, а правый дополнительный якорек 2 с контактами подает сигнал на контрольную лампу, расположенную на щитке приборов.

Рис 4. Снеговой указатель поворотов:
1 — контакты, 2 — дополнительный якорек, 3 — сердечник, 4 — струна, 5 — якорек,
6 — обмотка, 7 — резистор, 8 — включатель зажигания, 9 — контрольная лампа,
10 — переключатель, 11 — сигнальная лампа.

Соответствующая сигнальная лампа в подфарнике и заднем фонаре включается переключателем, размещенным на рулевой колонке. При включении указателя поворота переключателем замыкается цепь сигнальных ламп 11. Ток поступает от источника тока через левый якорек 5, нихромовую струну, резистор и обмотку якоря на сигнальные лампы. Контакты при этом разомкнуты. Поскольку ток проходит через резистор и струну, нити накала сигнальных ламп горят неполным светом.

При прохождении тока по нихромовой струне 4 последняя нагревается и длина ее увеличивается. Это дает возможность магнитному полю сердечника притянуть левый якорь к сердечнику и замкнуть контакты. При замкнутых контактах ток в цепи контрольных ламп проходит от источника тока через левый якорек и обмотку сердечника, минуя резистор и струну. Нити ламп при выключенном из цепи резисторе горят полным (ярким) светом. Обесточенная струна 4, охлаждаясь, укорачивается и размыкает контакты. При этом накал нити контрольных ламп уменьшится. Пока включен указатель поворота, контакты будут замыкаться и размыкаться, а следовательно, и лампы мигать 70-100 раз в 1 мин. Одновременно с основным якорьком магнитное поле сердечника 3 притягивает к себе дополнительный якорек 2, который через дополнительные контакты включает в цепь контрольную лампу 9 указателей поворота. После размыкания левых контактов сила тока в обмотке сердечника уменьшается и правые контакты размыкаются.

Рис. 5. Звуковой сигнал:
а — устройство, б — схема работы;
1 — корпус, 2 — конденсатор, 3 — сердечник электромагнита, 4 — обмотка электромагнита,
5-регулировочный винт, 6 — прерыватель, 7 — якорь, 8 — мембрана, 9 -резонатор,
10 — центральный винт, 11-кнопка сигнала.

Звуковой сигнал (рис. 5) — электромагнитный, вибрационного типа. Он состоит из корпуса Ш-образного сердечника с обмоткой 4 (электромагнита), стальной мембраны 8, якоря 7 и прерывателя 6. Обмотка электромагнита соединена в электрическую цепь с аккумуляторной батареей через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты прерывателя сомкнуты. Параллельно контактам прерывателя установлен конденсатор 2, предупреждающий их подгорание.

Нажимая на кнопку 11 сигнала, замыкают цепь. Электрический ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник 3, который притягивает якорь 7. Перемещение якоря вызывает размыкание контактов прерывателя. Ток перестает поступать в обмотку сердечника. Сердечник размагничивается, а якорь под действием упругой мембраны 8 занимает прежнее положение. Затем контакты снова смыкаются, и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажата кнопка сигнала, контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук. Тон звука изменяют регулировочным винтом 5, расположенным на корпусе сигнала.

Неисправности приборов освещения и сигнализации.

Основные неисправности, возникающие в фарах, — это слабый накал ламп или его отсутствие. Отсутствие накала возможно в результате обрыва в цепи, перегорания нитей в лампе. Загрязнения поверхности отражателя и ослабления контактных соединений могут быть причинами недостаточного света.

Неисправностью указателя поворотов является отсутствие мигающего света в результате обрыва струны или приваривания контактов. Неисправный указатель поворотов заменяют.

Характерные неисправности сигнализаторов: отсутствие света в сигнальных лампах и звука в звуковом сигнале, замыкание проводов на «массу».

Приборы освещения и сигнализации это потребители тока, к которым электрический ток с напряжением 12 вольт подается при включении соответствующего переключателя, находящегося в салоне автомобиля.
Приборы освещения необходимы при движении автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они обозначают габаритные размеры транспортных средств, обеспечивают освещение дороги и внутренних пространств автомобиля.

Приборы освещения включают в себя:

  • фары (блок-фары),
  • задние фонари,
  • лампы освещения номерного знака,
  • лампы освещения салона автомобиля,
  • лампу освещения подкапотного пространства,
  • лампу освещения багажника.

Блок-фара (рис. 61) состоит из корпуса, отражателя и рассеивателя. Внутри нее в специальном гнезде установлена лампа, имеющая два режима работы — ближнего и дальнего света фар. Управление режимами работы фар производится из салона автомобиля с помощью переключателя. Также в фаре находится лампа габаритного света, которая включается для обозначения размеров машины. В этом же общем корпусе располагается и лампа указателя поворота.

Рис. 62 Задний фонарь (правая сторона) 1 — стоп-сигнал; 2 — световозвращатель; 3 — фонарь заднего хода; 4 — габаритный фонарь; 5 — указатель поворота

Задние фонари (рис. 62) имеют лампы габаритного света, которые включаются вместе с передними габаритными огнями. Там же находятся лампы стоп-сигналов, указателей поворота и заднего хода.

Приборы сигнализации служат для информирования других водителей и пешеходов обо всех изменениях направления движения автомобиля, его торможениях и остановках, а также для предупреждения об опасности.

К приборам сигнализации относятся:

  • передние и задние указатели поворотов,
  • бортовые повторители указателей поворотов,
  • лампы стоп-сигналов,
  • лампы включения заднего хода,
  • звуковой сигнал.

При включении кнопки (клавиши) аварийной сигнализации, передние указатели поворотов, боковые повторители указателей и задние указатели работают в прерывистом режиме одновременного «моргания». Это сигнал предупреждения других участников движения о неприятностях с автомобилем или водителем.

Эксплуатация приборов освещения и сигнализации
При эксплуатации автомобиля в темное время суток важнейшим вопросом является правильная регулировка света фар. Направление световых пучков должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем хорошо освещалась, и в тоже время, водители встречного транспорта не ослеплялись светом фар вашего автомобиля.
Для регулировки света фар используются два винта, к которым открывается доступ из моторного отсека автомобиля. Вращением одного из винтов изменяется направление пучка света в вертикальной плоскости, а другого в горизонтальной.

Рис. 64 Регулировка света фар

На рисунке 64 показана правильная установка фар на примере автомобиля ВАЗ -2105. Необходимо найти горизонтальную площадку со стеной, на которой вы сможете нанести мелом линии в соответствии со схемой. Потом надо отъехать на отмеренное расстояние, включить ближний свет фар и, вращая винты регулировки, добиться совмещения пучка света с картинкой на стене. Кстати, если у вас есть гараж, то имеет смысл, один раз и навсегда, раскрасить одну из его стен разметкой для регулировки фар, для того чтобы в любой момент вы могли проверить правильность их установки.
Повезло тем, у кого в автомобиле есть гидрокорректор фар. Водитель имеет возможность, не выходя из машины, с помощью ручки управления корректором изменить вертикальный угол наклона пучка света фар. Это необходимо делать в тех случаях, когда меняется загруженность автомобиля. Если вы положили в багажник тяжелый груз, то естественно задняя часть автомобиля присядет, а передняя вместе с фарами приподнимется. В результате продольного наклона машины, вы плохо видите ночную дорогу, а встречные водители ослепляются даже ближним светом, «задранных» вверх фар.

Но независимо от наличия или отсутствия корректора, при изменении загруженности автомобиля и соответствующем изменении наклона фар, обязательно отрегулируйте их, если вам предстоит ночная поездка. Иначе эта поездка может закончиться не так, как вы хотели.
При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы от пальцев выведут лампу из строя.
А вообще, прежде чем менять негорящую лампу стоит сначала проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель, а при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите сами, или с помощью специалиста, причину короткого замыкания в цепи, в противном случае недалеко и до пожара.

Обращайте внимание на маркировку предохранителей – как правило, это 8 и 16 ампер, но могут быть и другие, особенно в автомобилях последних лет выпуска. Для того чтобы не путаться, можно взять инструкцию к автомобилю, выписать на бумажку место расположения предохранителей, их номиналы и приклеить эту памятку на внутреннюю сторону крышки блока предохранителей (если это не было сделано на заводе). И, простите за банальность, в автомобильной электрической сети, как и в любой другой — применение «жучков» недопустимо!
Часто причиной отказа в работе ламп и прочих потребителей электрического тока является окисление и коррозия контактов, связанных с «массой» автомобиля, и реже с плюсовым проводом. Это происходит потому, что в условиях города зимний раствор соли с водой и грязью попадает на электрические разъемы и интенсивно их разъедает. Ну, вот так, заботятся о нас — об автомобилистах соответствующие городские службы! А мы в ответ, берем мелкозернистую шкурку, надфиль, паяльник – зачищаем, подпаиваем и, назло всем, продолжаем ездить.
Если вы знакомы с электричеством и умеете «читать» схемы, то может быть, вам удастся «прозвонить» поврежденную цепь и определить место ее обрыва. Хотя должен предупредить, в паутине электрической сети автомобиля, это бывает не очень легко сделать.

Однако следует помнить, что неработающие лампы фар, стоп-сигналов, указателей поворотов, неработающие стеклоочистители и стеклоомыватели, а также другие потребители, могут привести к серьезным происшествиям на дороге. «Копеечная» деталь, вышедшая из строя, может заставить отдать тысячи за приведение в порядок своей и чужой машины.
Случается, водитель узнает о том, что звуковой сигнал его автомобиля не работает, в самый критический момент. Мало того, что при неработающем звуковом сигнале, эксплуатация автомобиля запрещена, водитель еще и не сможет воспользоваться сигналом, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому, в нарушение ПДД, где-нибудь в укромном месте стоит разочек «бибикнуть» для проверки работоспособности своего звукового сигнала. И если окажется, что он не работает, то опять придется «потрясти кошельком», так как обычно, отремонтировать звуковой сигнал не получается. Только не забудьте сначала проверить 16-ти амперный предохранитель его электрической цепи.

Читайте также:

  • Точки подключения сигнализации nissan presage
  • Замена брелка опель астра j
  • Сигнализация старлайн а93 не работает автозапуск после снятия аккумулятора
  • Как отключить иммобилайзер на фиат альбеа
  • Как завести машину с брелка magicar

Источник https://autojiza.ru/sistema-upravleniya-dalnim-svetom-ligt-assist-printsip-raboty/

Источник https://avtoehlektrika.ru/signalizacii/ustrojstvo-sistemy-osvescheniya-i-svetovoj-signalizacii-avtomobilya.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *