Роботизированная коробка передач: что это такое
Запишись на первое бесплатное занятие в Москве Написать в чат WhatsАpp
Одним из факторов приобретения автомобиля является не только внешний вид, но и его “начинка”. Популярным механизмом для изменения передаточного числа является “робот”. Но минусы роботизированной коробки передач не позволяют производителям всегда устанавливать такую конфигурацию трансмиссии. Разбираем, чем отличается обучение вождению на автомобилях с роботизированной коробкой передач.
Что такое роботизированная коробка передач
Что значит роботизированная коробка передач – это часть трансмиссии, конструкция которой внешне не отличается от МКП, но при этом управляется при помощи автоматической системы, которая не требует вмешательства водителя в процесс работы устройства. Из-за возможности работы полностью в автоматическом режиме РКПП путают с АКПП, хотя они имеют важные конструкционные отличия. Поэтому отличается то, как пользоваться роботизированной коробкой передач, и как автоматической.
Также имеется внешнее сходство между двумя типами коробок: автомобиль не оснащен рычагом переключения передач, также отсутствует третья педаль – сцепление. Переключение полностью осуществляется без участия водителя.
Различие между АКПП и РКПП
Несмотря на общую цель – избавить водителя от необходимости осуществления механических действий, коробки имеют разную конструкцию и отличаются в эксплуатации и обслуживании. Роботизированная коробка передач – отличия от автоматической:
- АКПП требует большого количества жидкости ATF для правильного функционирования. РКПП тоже нуждается в смазке, для чего используется масло, но требуется его в несколько раз меньше.
- АКПП обеспечивает большую мягкость и плавность переключения по сравнению с РКПП, что обуславливается принципом работы роботизированной коробки передач.
- РКПП позволяет уменьшить расход топлива, при этом поддерживать динамичное движение. Причины этому: большая масса “автомата” и меньшая скорость переключения.
- Фрикционы имеют более долгий срок службы по сравнению с диском сцепления.
- “Робот” позволяет вручную поднимать и опускать передаточное число, если водитель переходит на ручное управление. “Автомат” не дает водителю такой возможности.
Дополнительное отличие является следствием более особенностей конструкции “автомата” – высокая стоимость технического обслуживания.
Принцип работы РКПП
Перед покупкой автомобиля нужно понять, что это такое – роботизированная коробка передач, и как она сконструирована. Механическая коробка передач имеет диск сцепления с маховиком, всей этой конструкцией управляется робот. Электрический блок управления работает по алгоритму, заложенному в загруженную прошивку “мозгов”, подавая команды на сервоприводы в соответствии с показаниями датчиков. Именно от прошивки зависит, насколько динамичнее и комфортнее будет езда в автомобиле. Поэтому после обновления “мозгов” автомобиль может сильно изменить свое поведение.
Как работает роботизированная коробка передач:
- Нажимается педаль газа.
- Увеличиваются обороты двигателя, автомобиль разгоняется.
- Когда достигаются определенные показатели скорости и оборотов двигателя, срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения.
- “Робот” повышает передачу.
Процесс будет повторяться, пока автомобиль не достигнет своего предела по количеству доступных передач. При торможении система работает аналогичным образом, только передаточные числа сменяются в обратную сторону.
Плюсы и минусы РКПП
Как и у любой другой силовой конструкции, плюсы и минусы роботизированной коробки передач определяют целевого владельца автомобилей с такой системой управления.
- Время разгона максимально приближено к тому, которое можно получить при идеальном переключении на МКПП.
- Меньшая стоимость ремонта и обслуживания по сравнению с АКПП.
- Увеличенный срок эксплуатации диска сцепления при сравнении с МКПП.
- Низкий расход топлива.
- Меньший процент износа в ходе эксплуатации по сравнению с ручным управлением.
- Электронный блок управления не умеет самостоятельно реагировать на экстремальные ситуации на дороге, поэтому водитель должен быть готов экстренно разогнаться или затормозить.
- Коробка может быть спроектирована так, что при переключении передаточных чисел будут ощущаться рывки.
- “Робот” комфортнее работает на длинных передачах.
- Движения по пробкам “убивает” РКПП, узлы и механизмы начинают раньше приходить в негодность.
- Для корректной работы необходимы электронные помощники, например, система помощи для подъема. В противном случае автомобиль может отказываться назад при начале движения в гору.
Советы по грамотной эксплуатации РКПП
Когда водитель пересаживается с АКПП на автомобиль с РКПП, то ему потребуется понять, как ездить на роботизированной коробке передач. Первое, что он может заметить – это медленное переключение как при повышении, так и при понижении. Если слишком агрессивно работать с акселератором, то автомобиль может начать некорректно работать, поэтому “робот” подходит для спокойной езды. Если водителю нужно резко ускориться, то рекомендуется перейти в ручной режим управления и плавно работать с педалью газа.
Толчки – характерное поведение автомобиля на “роботе” при переключении. Во избежание такой проблемы необходимо привыкнуть к характеру автомобиля и начать немного сбрасывать газ перед переключением передачи.
Нужно учитывать, что система не учитывает износ сцепления роботизированной коробки передач, из-за чего нарушается калибровку настроенных механизмов. Для исправления проблемы необходимо раз в 10-15 тыс. км. отправляться в сервис для инициализации коробки.
Если игнорировать данную процедуру, то через время коробка встанет в аварийный режим.
Что такое коробка передач “робот” – это подходящий вариант для “гражданского” передвижения по городам, в которых редко встречаются пробки. Механизм позволяет комфортно передвигаться по дорогам общего пользования, при этом имя большой ресурс и низкую стоимость обслуживания при сравнении с АКПП.
Не все автошколы уделяют должное внимание объяснению принципов работы РКПП, так как машины с такой коробкой редко встречаются на дорогах достаточно редко. Однако, если вы проходите дистанционное обучение, то можно взять изучение этой темы дополнительно для изучения самостоятельно. Если вам что-то будет не понятно, преподаватель с удовольствием объяснит детали.
Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия
Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.
Подписывайтесь на наш Телеграм
⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.
Как работает роботизированная коробка передач
Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.
Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.
- РКПП дешевле «автомата»;
- относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
- обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
- экономичнее расходует топливо;
- плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).
- боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
- пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.
Как работает автоматическая коробка передач
Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.
На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.
- «автомат» предельно прост в использовании;
- плавное переключение передач без рывков;
- современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
- если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно.
- АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
- «автомат» дороже в обслуживании;
- необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость.
Как работает вариатор
Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.
- нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
- автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.
- ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
- нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
- стоит довольно дорого;
- вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.
На любой вкус и цвет
Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru).
Материалы по теме:
- У Changan рост по всем критериям — тестирую CS55 Plus. Авто для ценителей скучной стабильности
- X — это когда ради одной кнопки выпускают новую модель. Обзор Haval Dargo X
- Младшим «китайцам» достаются фишки старших автомобилей. Обзор Changan CS35 Plus 2022
- Обзор Haval H9: последний из рамных магикан?
- Этот автомобиль называют лучшим на сегодня! Обзор Geely Tugella 2022
Источник https://form-auto.ru/blog/robotizirovannaya-korobka-peredach-cht/
Источник https://trashbox.ru/link/all-about-cars-transmissions
Источник